=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Этот выпуск завершает серию, посвященную темам 1-го Письма ап. Павла
христианам Коринфа (15:35- 16:24).


        35 Но кто-нибудь спросит: "А как мертвые воскресают? И каким
        будет их тело, когда они возвратятся?"
(36) Глупый! Зерно,
        которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.

        (37) И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко,
        пшеничное, скажем, или какое иное.
(38) А Бог придает ему
        телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный.

        (39) Тело не у всех одинаково, скажем, тело человека
        отличается от тела животного, птицы - от рыбы.
(40) А есть
        и небесные тела, и тела земные. У небесных тел своя красота,
        а у земных - своя.
(41) Один блеск у солнца, другой - у луны
        и звезд. Звёзды тоже отличаются блеском друг от друга.


        42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное -
        встает нетленное;
(43) кладется уродливое - встаёт прекрасное;
        кладется слабое - встаёт могущественное;
(44) кладется
        материальное - встаёт духовное.


        45 В Писании так и сказано: "Стал первый человек Адам живым
        существом". А последний Адам стал животворящим духом.

        (46) Не духовное предшествует материальному, а сначала
        материальное и лишь потом духовное.
(47) Первый человек -
        земной, из "праха земного", а второй человек - с небес.

        (48) Каков земной, таковы и земные. Каков небесный, таковы
        и небесные.
(49) И как мы несли на себе образ земного,
        так будем носить и образ небесного.


        50 Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти
        и крови нет наследия в Царстве Бога, и смертное не сопричастно
        бессмертному.
(51) Я открою вам тайну, братья: не все мы
        умрем, но все изменимся -
(52) в один миг, в мгновение ока,
        при звуке последней трубы. Она прозвучит - и мертвые встанут
        нетленными, и мы изменимся.
(53) То, что тленно, должно
        облечься в нетление, и смертное облечься в бессмертие.

        (54) И когда тленное облечется в нетление и смертное облечется
        в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания:


                "Истреблена смерть! Победа!
                   55 Где твоя, смерть, победа?
                           Где твое, смерть, жало?"


        56 А жало смерти - грех. Силу же грех получил от Закона.
        (57)
Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа
        нашего Иисуса Христа.


                                      (гл. 15, перевод В.Н.Кузнецовой)



> <....>  "если  Христос не воскрес, вера ваша тщетна". <(1Кор.15:17)>
> Это   слова   апостола   Павла,  и  они  остаются  для  христианства
> основоположными  по сей день.  Христианство - это превыше всего вера
> в  то, что Христос не остался во гробе, что из смерти воссияла жизнь
> и   что в воскресении Христа из мертвых  абсолютный,  всеобъемлющий,
> не терпящий исключений закон  умирания и  смерти был изнутри взорван
> и преодолен...

> Воскресение  Христа  составляет  <.> самое сердце христианской веры,
> христианского  благовестия.  И  однако,  как  ни странно, в реальной
> жизни  христианства  и  христиан   в наши  дни  вера   эта  занимает
> мало  места. Она как-то затуманена, и ее современный христианин, сам
> того  не ведая,   не то  что  не принимает,  а  как-то  обходит,  ею
> не живет, как жили ею первые христиане. Да, если он ходит в церковь,
> он, конечно, слышит раздающиеся в христианском богослужении ликующие
> утверждения:  "смертию  смерть  поправ", "поглощена смерть победой",
> "жизнь царствует" и "мертвый ни един во гробе". Но спросите его, что
> он  действительно  думает о смерти, и  часто - увы, слишком  часто -
> вы услышите некое расплывчатое, еще и до христианства существовавшее
> утверждение   бессмертия души  и  ее жизни  в некоем загробном мире.
> Это  еще  в  лучшем  случае.  В  худшем  же  - просто растерянность,
> незнание:   "Я,  знаете ли,     как-то  никогда по-настоящему  в это
> не  вдумывался".  Между  тем вдуматься в "это" абсолютно необходимо,
> ибо,  повторяю, на вере или неверии - не просто в "бессмертие души",
> а  именно  в  воскресение  - в воскресение Христово и в конце времен
> наше  "общее  воскресение" - на вере этой держится всё христианство.
> Если  Христос  не  воскрес,  то  тогда  Евангелие  есть обман, самый
> страшный  из всех обманов. Если Христос воскрес, то тогда радикально
> меняются, да попросту отпадают все наши дохристианские представления
> и  верования  в  "бессмертие  души",  тогда  весь  вопрос  о  смерти
> предстает    в  совершенно  ином,       радикально    ином    свете.
> Ибо  +воскресение+,  прежде  всего, предполагает отношение к смерти,
> понимание   смерти,   глубочайшим   образом   отличное   от  обычных
> религиозных  представлений  о  ней,  а  в каком-то смысле и попросту
> обратное этим представлениям.

> Надо  прямо  сказать,  что  классическое верование в бессмертие души
> исключает  веру  в воскресение,  ибо  +воскресение+ -  и  тут корень
> всего  -  включает  в себя не только душу, но и тело. Простое чтение
> Евангелия  не оставляет в этом никакого сомнения. Увидев воскресшего
> Христа,  апостолы, по рассказу Евангелия, думали, что видят призрак,
> привидение.  И  первым  делом воскресшего Христа было явить им, дать
> ощутить  реальность  Своего  тела.  Он  берет пишу и ест перед ними.
> Сомневающемуся  Фоме  Он  приказывает  прикоснуться  к  Своему телу,
> пальцами  удостовериться  в воскресении. И когда апостолы уверовали,
> именно  провозглашение воскресения, его реальности, его "телесности"
> и  становится  главным  содержанием,  силой и радостью их проповеди.
> Главным Таинством Церкви становится причастие хлебу и вину как +Телу
> и  Крови+  воскресшего  Господа - и в этом акте, как говорит апостол
> Павел, "смерть Господню возвещая, воскресение Его исповедуют".

> Обращающиеся  в  христианство   обращаются не к идеям  и  принципам,
> а   принимают   эту  веру  в  воскресение,  этот  опыт,  это  знание
> воскресшего Учителя.  Больше того,  они  принимают с этой верой веру
> во +всеобщее воскресение+, и это значит - в преодоление, разрушение,
> уничтожение  смерти  как  последнюю  цель  мира.  "Последний же враг
> истребится  -  смерть!"  -  в  некоем  духовном  восторге восклицает
> апостол  Павел.  И  каждую пасхальную ночь мы восклицаем: "Где твое,
> смерте, жало,  где твоя, аде, победа?.. Воскрес  Христос,  и мертвый
> ни  един  во  гробе,  воскрес  Христос,  и +жизнь царствует+!" Таким
> образом,     принятие  или непринятие Христа и  христианства   есть,
> по  существу,  принятие или непринятие веры в Его воскресение, и это
> значит,     говоря    языком   религиозных   представлений,     веры
> в  воссоединение  в  Нём  души  и  тела,  разделение которых, распад
> которых  и  есть  +смерть+.  Мы  можем  не  говорить  об отвергающих
> воскресение   Христа  по той  простой причине,   что они   отвергают
> самое существование Бога, то есть мы можем не говорить об убежденных
> или думающих, что они убежденные атеисты, безбожниках. <...> Гораздо
> важнее  то  странное "затуманивание"  веры в воскресение,  о котором
> я  только что  говорил,   затуманивание  его   среди самих верующих,
> самих  христиан,  странным образом сочетающих радостное празднование
> Пасхи  с  фактическим,  зачастую  даже  подсознательным  отвержением
> воскресения  Христова.  В историческом христианстве произошел как бы
> возврат к  дохристианскому  пониманию смерти,     которое   состоит,
> в первую очередь, в признании ее "законом природы", то есть присущим
> самой  природе  явлением,    с  которым по этой причине,  и сколь бы
> ни была смерть страшной, нужно "примириться", которое нужно принять.
> Действительно,  все   нехристианские,  все   естественные   религии,
> все философии,   в сущности,  только тем и заняты, что примиряют нас
> со   смертью,  стараются  показать  нам  начало  бессмертной  жизни,
> бессмертной  души в каком-то ином, загробном мире. И, конечно, если,
> как    учит,    например,  Платон,    а  за ним   и    бесчисленные
> его  последователи,  смерть есть желанное освобождение души от тела,
> то    вера  в  воскресение   тела  становится  не  только  ненужной
> и непонятной, но просто ложной, неверной.

> Итак, для того, чтобы ощутить смысл христианской веры в воскресение,
> нам нужно  начать   не с него,  а с тела  и смерти,  с христианского
> их   понимания.   Именно   тут   корень  недоразумения  даже  внутри
> христианства.

                                * * *

> Религиозное  сознание  воспринимает  воскресение Христа прежде всего
> как  +чудо+,  каковым,  конечно,  оно  и  является.  Но для бытового
> религиозного   сознания  чудо это остается "единичным",  относящимся
> ко  Христу.   А  поскольку  Христа  мы  признаём Богом, то чудо  это
> в некотором смысле перестает  даже быть  чудом:  Бог всесилен.  Богу
> всё   возможно.   И,   конечно, что бы ни означала  смерть Христова,
> Его  Божественная  сила  и  власть не дали Ему   остаться  во гробе.
> Но  дело  в том, что всё это составляет только половину изначального
> христианского   восприятия  воскресения  Христова.  Радость  раннего
> христианства, радость, живущая и доныне в Церкви, в ее богослужении,
> в  ее  песнопениях  и  молитвах, особенно же в ни с чем не сравнимом
> празднике   Пасхи,  не  отделяет  воскресения  Христова  от  "общего
> воскресения",  от воскресения всех людей,  воскресения,  начавшегося
> в воскресении Христовом.

> Празднуя  за  неделю до Пасхи воскрешение Христом умершего друга Его
> Лазаря, Церковь торжественно, радостно утверждает, что это чудо есть
> "общего  воскресения удостоверение". Но вот в сознании верующих вера
> в  воскресение Христа и вера в начатое им "общее воскресение" как бы
> разъединились.  <...  Наша  последняя  участь и судьба после смерти>
> понемногу   перестали восприниматься  в свете  воскресения  Христова
> и по отношению к нему.  Про Христа мы утверждаем,   что  Он воскрес,
> про самих же  себя говорим, что верим в +бессмертие души+, в которое
> задолго  до  Христа  верили  греки  и  евреи  и до сих пор верят все
> без  исключения  религии  и для  веры в которое  воскресение Христа,
> как это ни странно звучит, - даже +не нужно+.

> В  чём  причина  этого  странного  раздвоения?  Причина  эта в нашем
> +понимании   смерти+  или,   лучше   сказать,  в понимании    смерти
> как  отделения  +души  от тела+. ся дохристианская и внехристианская
> "религиозность"  призывает  отделение души от тела считать не только
> "естественным",  но  и положительным, видеть в нём освобождение души
> от  тела,  мешающего ей быть духовной, небесной, чистой и блаженной.
> Поскольку в опыте человеческом зло,  болезни,  страдания,  страсти -
> от +тела+, то смыслом и целью религии, религиозной жизни естественно
> становится  освобождение  души от этой "темницы" тела, освобождение,
> достигающее  полноты  своей  именно в смерти. Но нужно со всей силой
> подчеркнуть,  что  такое  понимание  смерти - нехристианское, больше
> того  -  с  христианством несовместимое, ему открыто противоречащее.
> Христианство провозглашает, утверждает  и учит,  что  отделение души
> от тела, называемое смертью, есть зло. Это то, чего Бог не сотворил.
> Это  то,   что  вошло   в  мир  и покорило его себе, но против Бога,
> в  нарушение Его замысла, Его воли  о мире, о человеке   и  о жизни.
> Это  то,   что Христос пришел  разрушить. Но чтобы не то что понять,
> а  ощутить,  почувствовать  христианское  восприятие  смерти,  нужно
> сначала  хотя  бы  несколько  слов  сказать  об этом Божьем замысле,
> поскольку  он открыт нам в Священном Писании и в полноте своей явлен
> во Христе - в Его учении, в Его смерти, в Его воскресении.

> Кратко,  упрощенно  замысел  этот  можно  очертить  так:  Бог создал
> человека   с   душой  и  телом,   то   есть  одновременно   духовным
> и материальным;  именно это соединение  духа, души и тела называется
> в Библии и в Евангелии +человеком+. Человек, каким создал его Бог, -
> это  одушевленное тело и воплощенный дух, и потому всякое разделение
> их, и  не только   последнее  -  в смерти, но  и  до смерти,  всякое
> нарушение  их  единства есть зло, есть духовная  катастрофа.  Отсюда
> и наша вера в спасение мира +воплощением+ Бога, то есть принятием Им
> плоти,  тела, и не призрачного, не "как будто тела", а тела в полном
> смысле  этого  слова:  нуждающегося  в пище, устающего, страдающего.
> Таким образом,  в смертном разделении души и тела  кончается то, что
> в  Писании  называется  +жизнью+, о есть тем, что и состоит в первую
> очередь в одушевлении человеческого  тела и  в воплощении духа. Нет,
> в  смерти   не исчезает человек,   ибо  не дано твари уничтожить то,
> что  призвал  из небытия в бытие  Бог. Но он,  человек,  погружается
> в  смерть, в тьму безжизненности и бессилия, он, как говорит апостол
> Павел, предается распаду и тлению.

> Я  хочу  еще  повторить  и  подчеркнуть:  не  для  этого разделения,
> умирания,  распада  и  тления  создал  Бог  мир.  И потому Евангелие
> христианское   провозглашает,   что  "последний  враг  истребится  -
> смерть!"  Воскресение  есть  воссоздание  мира  в  его  первозданной
> красоте  и  целостности,  это  полное одухотворение материи и полное
> воплощение духа  в создании Божием.  Мир дан человеку как его жизнь,
> и  потому,   по нашему   христианскому,   православному учению,  Бог
> не  уничтожит  его,    а  преобразует  в "новое небо и новую землю",
> в  духовное тело человека, в храм Божьего присутствия и Божьей славы
> в творении.

> "Последний  же  враг   истребится  -   смерть..."  Это   разрушение,
> это  истребление  смерти  началось  тогда,   когда Сын Божий вольно,
> из  бессмертной  любви  к  нам,    Сам снизошел в смерть и ее  тьму,
> ее отчаяние и ужас наполнил Своим светом и Своей любовью. Вот почему
> на  Пасху  мы  поем   не только  "Христос воскресе   из мертвых...",
> но также: "Смертию смерть поправ..."

> Воскрес  из мертвых Он один,  но разрушил  Он нашу смерть, разрушил
> ее владычество,  ее   безнадежность,   ее   окончательность.   Нет,
> не  нирвану,   не  тусклое  загробное   житие  обещает  нам Христос,
> а  восстание  жизни,  новое  небо  и  новую землю, радость всеобщего
> воскресения.  "Восстанут  мертвые,  и  сущие во гробах возрадуются",
> "Христос  воскресе  и  жизнь жительствует" - жизнь живет. Вот смысл,
> вот  бесконечная радость этого действительно главного, сердцевинного
> утверждения Символа веры: "И воскресшего в третий день по Писаниям".
> По  Писаниям, то есть в согласии с тем знанием жизни, с тем замыслом
> о  мире  и  о  человеке,   о душе и теле,  о духе и материи, о жизни
> и смерти,  которое открыто  нам  в Священном  Писании. Тут вся вера,
> вся любовь,  вся  надежда христианства. И вот  почему, "если Христос
> не воскрес, вера ваша тщетна...".
        [ свящ. Александр Шмеман. Беседы о Символе веры (12 и 13).
          оп. в сб. Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002.
          www.messia.ru/r2/2/147b.htm#0;
          www.messia.ru/r2/2/151.htm#0 ]


 + + + К.С.Льюис: посеянное в мгновенности восстает в пребывании
                 www.messia.ru/rasylka/008/2325.htm#0 (+ссылки!)

к стихам 15:58 - 16:12:
 + + + Как сложно быть твердыми с любовью!
        www.messia.ru/rasylka/008/2328.htm#0
 + + + "Труд ваш не тщетен пред Господом"
         www.messia.ru/rasylka/007/1934.htm#0
 + + + В.Н.Кузнецова: 16.13-24 ЗАВЕРШЕНИЕ ПИСЬМА И ПРИВЕТЫ
                      www.messia.ru/rasylka/008/2297.htm#0




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Иисус подъехал к тому месту,
 где начинался спуск с Масличной горы,
 вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
 за все чудеса, которые они видели,
 ликуя и восклицая:
 "Благословен идущий
    во имя Господа Царь!
  Мир на небе
    и слава в вышних небесах!"
 Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!"
 Он возразил:
 "Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
 Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
 заплакал о его судьбе и сказал:
 "О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
 Но ныне от глаз твоих он скрыт.
 И вот наступят дни,
 когда враги окружат тебя земляными валами,
 возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
 тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
 и не оставят от тебя камня на камне -
 из-за того, что не узнал ты время,
 когда Бог предлагал тебе спасение".
 Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
 "В Писании сказано:
  'Дом Мой будет домом молитвы',
  а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46/*/)
                                * * *
"Мы сторонимся очень близкого общения с Богом,
                                  ибо боимся ясно Его услышать". (CSL)
             *********************************************
/*/ - включает литургическое чтение понедельника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2492.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm