=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





>                  От колдуна до римского императора

<....>

> <>  обожествление  носителей верховной власти  было широко  известно
> в ряде государств классического Востока.   В царях там часто  видели
> не   просто  людей,  чье  господствующее  положение  санкционировано
> религией,    но    и    прямых    потомков    богов,   олицетворение
> сверхчеловеческих сил.

<...>

> Вера в божественность правителей была составной частью мировоззрения
> древневосточных   обществ  и  играла   немалую роль в их  культурной
> и    социальной  жизни.   Именно  эта    вера вдохновляла    египтян
> на  строительство  "вечных   домов", пирамид для фараонов  (заметим,
> к  слову,    что  они  не  были  только надгробиями или памятниками,
> а  считались  обителями  духа царя, который и после смерти продолжал
> участвовать в делах страны).

<....>

> Есть  основания  думать, что этому культу предшествовали первобытные
> формы  власти, опиравшиеся на магию, на магизм как систему взглядов.
> Магизм  исходил  из  убеждения,  что существует извечный космический
> порядок,  которому человек должен подчиняться и на который он всё же
> способен   влиять  с  помощью  определенных  действий  -  магических
> обрядов.

> Хотя  на  практике магизм часто просачивался в религиозное сознание,
> по  существу  он  был  антагонистом  религии.  Подлинно  религиозное
> благоговение  перед  Запредельным  вытеснялось   в магизме  расчетом
> на  власть  людей,    умеющих  принудить  космические  силы  служить
> своим корыстным интересам.

> Отсюда  понятно,  почему  в Библии магия противостоит истинной вере,
> выражающейся  в любви и доверии   к Творцу. Это видно уже в сказании
> о Первочеловеке, посягнувшем на равенство с Божеством. Его претензия
> на  автономную власть ("познание") над природой, над "до6ром и злом"
> (что  в Библии означает весь мир) рассматривается как разрушительная
> и опасная гордыня.

> История первобытного общества наполняет контуры библейского рассказа
> вполне  конкретным  содержанием. Лица, которые считались владельцами
> "рычагов"  магии,  - заклинатели, шаманы, колдуны - приобрели в этом
> обществе  необъятную  власть  и  влияние. Выражаясь словами Зигмунда
> Фрейда,  маг,  кудесник на заре человечества был тем сверхчеловеком,
> которого Ницше ожидал только от будущего.{}

> Как  бы  ни толковать это явление (с помощью ли социальных факторов,
> паранормальных  феноменов  или  внушения), для нас сейчас важно, что
> оно  стало  прелюдией  к  культу  монархов  и вождей.  Джеймс Фрэзер
> в  своей  "Золотой  ветви" даже  пытался  проследить, какими  путями
> из  сверхъестественного  авторитета  мага  родилась  идея сакральной
> власти, развившаяся на более поздних ступенях цивилизации.

> И  всё  же,  как  это  на  первый  взгляд  ни  парадоксально, власть
> "царя-бога" не смогла стать абсолютной в полном смысле слова.

> Древний  Восток  не  принял  полного тождества воли монарха с высшей
> божественной  волей,  с  этическими заповедями и традициями религии.
> Несмотря  на  спои сакральные прерогативы, правитель, так или иначе,
> вынужден был считаться  с этими  заповедями и традициями,  выступать
> их  исполнителем  и  хранителем.  Вот почему царям Египта, Вавилона,
> Ирана  постоянно    приходилось  демонстрировать  свое   благочестие
> и заявлять о верности "правде и справедливости". Словом, в принципе,
> в  идее монарх, даже окруженный священным ореолом, не рассматривался
> как последняя инстанция истины.

> Подобное   положение   вещей   создавало  для  автократии  известные
> ограничения,  стеснявшие  ее  действия.  С  наибольшей  силой  такие
> ограничения  проявились  в  двух культурных  очагах -  ветхозаветном
> и древнегреческом.

> В Ветхом Завете Закон Божий был недвусмысленно провозглашен эталоном
> поведения для любого человека, будь он  простой   крестьянин,  вождь
> или помазанник-царь. Более того, в самой монархической власти Библия
> видит  лишь  терпимое зло, своего рода уступку несовершенству людей.
> "Не  тебя  они  отвергли, - говорит Бог пророку Самуилу, когда народ
> потребовал   поставить   им   царя,   -  но  отвергли   Меня,   чтоб
> Я  не  царствовал над ними". А Книга Второзакония повелевает монарху
> постоянно  перечитывать  свиток  Закона Божия, "чтобы не надмевалось
> сердце  его  пред братьями его,   и чтобы не уклонялся он  от закона
> ни направо, ни налево".

> Отступления  "помазанников"  от  Закона  Божия  публично  клеймились
> пророками.  Сам статус пророка как свободного глашатая небесной воли
> позволял проповедникам  открытые и   резкие выпады   против властей,
> хотя   бывали,    конечно,     случаи,    когда  за свою    смелость
> они расплачивались свободой и даже жизнью.

> Другой  вариант контроля над действиями власти мы находим на Западе,
> в демократических Афинах. Здесь на первый план выступала идея права.
> Как    показал  Фюстель де Куланж     в  своей знаменитой     работе
> по  античности,  эта  идея  имела  религиозное  происхождение  и тем
> сближалась  с  социальными принципами Ветхого Завета. Но со временем
> она приобрела рациональный и почти секулярный характер.

> Впрочем,  в  те отдаленные времена Афины и Иерусалим были крошечными
> островками   среди   моря   государств,  где  господствовал  принцип
> сакральной монархии. <....>


>                           Христос и Кесарь

> Одной  из  главных  причин почти трехсотлетних  гонений  на христиан
> в  Римской  империи  был  именно  их отказ признать в Кесаре земного
> бога.  В других случаях Рим был склонен проявлять веротерпимость, но
> здесь  компромисс оказался невозможен. От христиан требовали хотя бы
> формального  акта:  они  могли  ограничиться  тем, что бросят горсть
> ладана на жаровню перед алтарем Кесаря. Однако тысячи людей, мужчин,
> женщин,  подростков,  предпочли  ссылку,  тюрьму,  пытки  и  смерть,
> поскольку  для  них  даже  такая, казалось бы, невинная уступка была
> изменой Христу...

> Христиане  отнюдь  не были анархистами или мятежниками, выдвигавшими
> свой альтернативный вариант государственного строя. Являясь духовным
> движением,  новая  вера  не  ставила  перед  собой  задачу создавать
> политические  проекты или утопии. Она принимала существующий порядок
> и законы как позитивную данность. Ведь при всем своем несовершенстве
> Римская  империя  унаследовала  и  развивала  греческую  идею права,
> законности.    С этим  фактом  тесно  связан   завет  апостола Павла
> о  "покорности  высшим  властям".  Согласно  его учению, сам принцип
> власти, противостоящей социальному и политическому хаосу, установлен
> "от Бога".

> Но при этом Церковь утверждала и другой принцип, выраженный в словах
> апостола  Петра.   Он  передан  в Книге  Деяний учеником  ап. Павла,
> св.  Лукою:  "Должно  повиноваться  больше  Богу, нежели человекам".
> Конкретно  речь  шла  о  религиозной сфере, а, следовательно, в этих
> словах заключалось требование свободы совести.

> Кроме   того,   христианство   не   отказывалось   от  своего  права
> нравственной   оценки   деяний   Кесаря.  В  частности,  Апокалипсис
> изображает  тираническую империю,   которая введет войну со святыми,
> в  виде   чудовища,   заимствуя    этот    образ    из ветхозаветной
> Книги Даниила, первого в истории "манифеста религиозной свободы".

> Выступая  против  обожествления Кесаря,   христианство бросало вызов
> и  той  тенденции  в  религиозной  психологии,    которая   состояла
> из  смешанных  чувств  подчинения и страха, восторга и жажды сильной
> руки,  преклонения  перед  мощью  капризного Властелина, произвольно
> карающего  и  милующего, перед небесным   Деспотом,  образ  которого
> легко сливался с образами земных носителей власти.

> Лик  Вечности, открывшийся в Иисусе Назарянине, свободен от подобных
> черт.  Меньше  всего  в нём можно видеть проекцию затаенных желаний,
> питающих культ земного могущества.

> Еще    пророки    Ветхого   Завета,   возвысившись   над   соблазном
> "божественного  деспотизма",  предсказывали,  что Избавитель  придет
> на   землю    без традиционных      атрибутов  земного   властелина.
> И  действительно,  в  Евангелии  нет  того, что подавляло бы свободу
> человеческого   выбора   и   решения.  Христос   рождается  и  живет
> среди  бедняков, незнатных, презираемых людей. Его ученики не элита,
> а  простые,  рядовые  люди.  Он  не совершает ни одного чуда с целью
> доказать  Свою  власть. Он не имеет послушного войска, как Мухаммед,
> не совершает насилия над душами. Его не поддерживают ни религиозные,
> ни  светские  авторитеты.   Он проходит  по земле не как триумфатор,
> а  как  человек отверженный, гонимый, окруженный стеной непонимания.
> Он    познаёт  горечь   предательства, клевету,   осуждение. Умирает
> не  как  Будда, в преклонных годах среди верных друзей, а в расцвете
> лет,  как  последний  преступник, на позорном столбе, под улюлюканье
> черни,  оставленный  всеми.  И  даже  после  таинственных пасхальных
> событий Он не является Своим врагам для того, чтобы сломить их волю,
> заставить поверить в Себя.

> Пусть  в  какие-то  моменты  Христос   бывает  суров  и даже грозен,
> Он  всегда оберегает человеческую свободу, ищет не рабов,  а  сынов.
> В Евангелии нет давящих аргументов, которые парализуют волю, будь то
> неопровержимые   чудесные  феномены  или неоспоримые  доводы логики.
> Это  отчетливо  сознавал  апостол  Павел,  когда  говорил:  "И Иудеи
> требуют  чудес,  и  эллины  ищут  мудрости;  а мы проповедуем Христа
> распятого,  для  иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же
> призванных,   иудеев   и   эллинов,   Христа,  Божию  силу  и  Божию
> премудрость".

> Недаром Данте говорил, что величайшим чудом христианства явилось то,
> что  оно завоевало мир без чудес. Как и служение Иисусово, проповедь
> Его  учеников  стала  зовом духовной свободы, обращенным к свободной
> совести людей. "К свободе призваны вы, братья!", - восклицает Павел.
> Апостолы  шли  покорять землю, не опираясь ни на какую внешнюю силу,
> дав  тем  самым  идеальный образец для всех последующих христианских
> поколений.  И этот евангельский, апостольский идеал не могут затмить
> никакие измены ему, не раз случавшиеся в ходе истории.
                [ свящ. Александр Мень. из статьи
                  РЕЛИГИЯ, "КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" И СЕКУЛЯРНОЕ ГОСУДАРСТВО
                  (Заметки историка религии),
                  вошедшей в сб. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ
                  www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html;
                  www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_10.html;
                  ср. http://tapirr.livejournal.com/357980.html ]




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Иисус подъехал к тому месту,
 где начинался спуск с Масличной горы,
 вся толпа учеников стала громким голосом восхвалять Бога
 за все чудеса, которые они видели,
 ликуя и восклицая:
 "Благословен идущий
    во имя Господа Царь!
  Мир на небе
    и слава в вышних небесах!"
 Фарисеи из толпы сказали Ему: "Учитель, уйми Своих учеников!"
 Он возразил:
 "Поверьте, если умолкнут они, закричат камни".
 Когда они подошли еще ближе, Иисус, увидев город,
 заплакал о его судьбе и сказал:
 "О, если бы хоть в этот день и ты увидел путь к миру!
 Но ныне от глаз твоих он скрыт.
 И вот наступят дни,
 когда враги окружат тебя земляными валами,
 возьмут в кольцо, сожмут со всех сторон,
 тебя и жителей твоих сотрут с лица земли
 и не оставят от тебя камня на камне -
 из-за того, что не узнал ты время,
 когда Бог предлагал тебе спасение".
 Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
 "В Писании сказано:
  'Дом Мой будет домом молитвы',
  а вы превратили его в разбойничий притон!"* (Лк.19:37-46/*/)
                                * * *
*Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода,
 но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода.
  О том, что такое свобода и что такое любовь,
   нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт)
             *********************************************
/*/ - включает литургическое чтение вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2493.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Лечение атеросклероза в городе Тольятти у ведующих неврологов в медицинской клинике nevrocel.ru