=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




(продолжение темы предыдущего выпуска)



>                        "Христианская империя"

> В начале IV века мировая Римская держава  переменила тактику  борьбы
> с  христианством.  Она  признала  его и даже сделала государственной
> религией,  но при этом незаметно подчинила себе. Начинался во многом
> трагический    для   Церкви   период,   который   принято   называть
> "константиновским",   когда  политическая    власть     осуществляла
> свои цели, ссылаясь на Имя Христа и Его Церковь.

> В   свете    Евангелия    сами    идеи   "государственной   религии"
> и    "христианского государства" представляются весьма сомнительными
> и  спорными.  Любое  государство,  даже с самым  совершенным строем,
> всё  же  есть  орган  насилия,  которое  трудно  совместить  с духом
> христианской свободы.

> В  язычестве  общественный  порядок  обычно  воспринимался как часть
> порядка  космического.  Государство и религия были просто различными
> аспектами   мирового   строя.   Христианство,  напротив,    отделяло
> свою  собственную  духовную,   "Божию"   сферу от сферы "Кесаревой".
> В  такой  поляризации  уже содержались предпосылки отделения  Церкви
> от  государства, хотя эту формулу тогда еще не употребляли. Когда же
> императоры  приковали  Церковь  к своей колеснице, стало совершаться
> насилие  над духом, которое вело к религиозно-политическому диктату,
> к "христианским" гонениям против инакомыслящих...

> Как же могла религия любви оказаться в такой роли?

> Любая  империя  стремится  к  удобной для властей моноидеологической
> структуре  общества.  На  исходе  Древнего  мира  и  в  Средние века
> средством   для   укрепления   "единомыслия"  стала  государственная
> религия.   Цари, короли,   князья  и  правители  нередко   прибегали
> к   насильственной   христианизации,   к  репрессивному  утверждению
> конфессионального  единства.   Так,   если император был  арианином,
> он  гнал  православных, если был православным, то преследовал ариан.
> Фальшивый,  хотя  исторически, быть может,  неизбежный,  союз Церкви
> и Кесаря наносил Церкви огромный нравственный урон. Подчиняясь стилю
> светской    политики, церковное руководство  постепенно    усваивало
> ее  тактику  и методы, превращало Церковь, особенно на средневековом
> Западе, в подобие государства.

> Однако,  как  это бывало еще в Ветхом Завете, когда пророки обличали
> власть  имущих,  в  истории  Церкви  всегда находились силы, которые
> сохраняли  верность    Евангелию   и  противились   вторжению Кесаря
> в  духовную  жизнь.  Напомним  хотя  бы  о  протестах  св.  Амвросия
> Медиоланского  и   св. Иоанна Златоуста,   о  твердости папы Мартина
> и св. Максима Исповедника, о защитниках икон и русских нестяжателях,
> о  деятельности  Савонаролы   и   Яна   Гуса,     св.  Максима Грека
> и   св.  Филиппа  Московского.  Эти  оппозиционные  очаги  в  Церкви
> постоянно   напоминали    автократам, что  есть  божественная  "мера
> всех вещей", которая стоит над мирской властью.

> Точно  так  же,  хотя  в Средневековье образ Христа порой подменялся
> образом  Громовержца,  вновь  и  вновь совершалось как бы "открытие"
> полузабытого Евангелия  с его  духовной свободой и приматом заповеди
> о  любви.  Так  было,  например,  на  Западе  в  проповеди Франциска
> Ассизского, а на Востоке в творчестве Андрея Рублева.

> Замысел   создания   сакрального   христианского   государства  был,
> в  конечном счете, обречен на неудачу уже хотя бы потому, что Благая
> Весть  Иисусова чужда  насилию  и  идее  властительства.   Обращаясь
> к  апостолам как к членам  Церкви Нового  Завета,   Христос говорит:
> "Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними,
> и  вельможи  их  властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто
> хочет  быть большим между вами, да будет всем слугою". В опирающихся
> на   религиозные  санкции      монархиях    "христианского     мира"
> были  предприняты  попытки  обойти  эту заповедь, используя принципы
> государственной  религии, "симфонии", теории "двух мечей", светского
> и церковного. Но всё это оказалось несостоятельным и в период упадка
> феодализма      кончилось   банкротством    теократической    власти
> и зарождением идеи светского государства.

>                         Секуляризация власти

<.....>

> В  отличие  от  вождизма  демократия  появилась  лишь в человеческом
> обществе, животному миру она неизвестна. Она исходит как из сознания
> высокой   ценности   личности,   выросшего   на  почве  религиозного
> персонализма,   так  и  из  стремления  дать  обществу  рациональную
> структуру.

> Рост  демократии  в <XIX> веке шел рука об руку с развитием научного
> рационального  мышления,  которое,  согласно  концепции  английского
> историка  Кристофера  Даусона,  наряду  с  христианством было вторым
> фундаментальным   элементом   европейской   культуры.   В  Евангелии
> коренилась   вера  Европы,   в античности  -  ее  наука, в том числе
> и политическая.

> Еще  Отцы  Церкви  первых  веков  показали,  каким  образом возможно
> творческое  взаимодействие этих дополняющих друг друга элементов. Но
> на  практике  в  Новое  время  возобладал  дух  раскола  между ними,
> чреватый потрясением всего здания европейской культуры. В частности,
> это   затронуло   и   сферу,   связанную   с   задачей  оптимального
> общественного устройства.

> То,  что  руководство  Церквей  в  той  или  иной  мере  противилось
> секуляризации   государства,   науки,     политики,    стало   одной
> из  трагических  глав  в истории христианства. Многовековая инерция,
> привычка  видеть  в  религии форму государственной идеологии, искать
> поддержки Кесаря вели к самым печальным результатам. Те же церковные
> деятели,   которые,  подобно Ф. Ламенне, протягивали руку демократии
> и секуляризму, оказывались на подозрении и в изоляции.
                [ свящ. Александр Мень. из статьи
                  РЕЛИГИЯ, "КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" И СЕКУЛЯРНОЕ ГОСУДАРСТВО
                  (Заметки историка религии),
                  вошедшей в сб. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ
                  www.alexandrmen.ru/books/trudnput/relcultl.html;
                  www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_10.html;
                  ср. http://tapirr.livejournal.com/357980.html ]






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
 дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.
 Пусть просветит Он очи вашего сердца,
 чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал,
 каково богатство и великолепие наследия,
 которое вы разд`елите с Его народом,
 и сколь неизмеримо велика Его сила,
 что действует в нас, верующих в Него.
 Это те же сила и могущество, которыми
 Бог поднял из мертвых Христа и усадил Его по правую руку на небе -
 выше Начал и Властей, Сил и Господств;
 а имя Его сделал превыше имен всех
 не только в нынешнем веке, но и в будущем.
 И Он всё покорил Ему под ноги
 и поставил Его, Владыку всего, главой Церкви.
 Она же есть Его тело,
 в ней вся полнота Того, кто наполняет Собой всё творение.*
                                           (Еф.1:16-23 - чт-е субботы)
                                * * *
Иисус сказал:
"Не бойся, малое стадо! Такова воля Отца - даровать вам Царство.
 Продавайте имущество и помогайте бедным,
 заводите себе кошельки, что не знают износа,
 коп`ите богатство, которое не оскудеет, -
 на небесах, куда вор не доберется и где моль не съест.
 Потому что где ваше богатство, там будет и сердце ваше.
 Всегда будьте в полной готовности:
 одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены".
                                       (Лк.12:32-35 - из чт-я пятницы)
                                * * *
*Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода,
 но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода.
  О том, что такое свобода и что такое любовь,
   нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2494.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»