=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Этот выпуск рассылки посвящен стихам 13:12 - 14:21 Евангелия от Иоанна.
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#13:12 )
12 А когда Он вымыл им ноги, оделся и снова возлег, Он сказал:
– Понимаете вы, что Я сделал для вас? (13) Вы зовете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, потому что так оно и есть.(14) Так вот, если Я, Господь и Учитель, вымыл вам ноги, то и вы должны мыть ноги друг другу. (15) Я вам подал пример, чтобы и вы поступали так же, как поступил Я.
16 Говорю вам истинную правду: слуга не больше своего господина, и посланец – того, кто послал его.
17 И теперь, раз вы знаете это, вы будете счастливы, если станете поступать так же. (18) Я говорю не обо всех вас: Я знаю тех, кого избрал. Но пусть исполнится Писание:
"Тот, кто ест хлеб Мой, поднял пяту на Меня".
19 Я говорю вам об этом теперь, до того как это случится, чтобы вы, когда это случится, поверили, что ЭТО – Я.
20 Говорю вам истинную правду: кто примет того, кого Я пошлю, принимает Меня; а кто Меня принимает, принимает Того, кто послал Меня.
21 Сказав это, Иисус пришел в сильное волнение.
– Говорю вам истинную правду, – сказал Он, – один из вас предаст Меня.
22 Ученики смотрели друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. (23) Рядом с Иисусом возлежал один из учеников – тот, которого Он любил. (24) Симон Петр подал ему знак, чтобы тот спросил Иисуса, о ком Он говорит. (25) И ученик, придвинувшись к Иисусу, спрашивает:
– Господь, кто это?
26 – Тот, кому Я обмакну и подам хлеб, – ответил Иисус. Взяв кусок хлеба и обмакнув его, Он подал его Иуде, сыну Симона Искариота. (27) И в тот же миг, когда Иуда взял хлеб, вошел в него Сатана.
– Делай скорей, что задумал, – сказал ему Иисус.
28 Никто за столом не понял, к чему Он ему это сказал. (29) Некоторые подумали, что раз Иуда распоряжается общими деньгами, то Иисус сказал ему: "Купи нам что надо к празднику" – или велел дать что-нибудь бедным. (30) Иуда, взяв хлеб, тут же вышел. Была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал:
– Вот теперь прославлен Сын человеческий, и Бог прославился в Нём. (32) Если Бог прославился в Нём, то и Его Бог прославит в Себе – и Он тотчас прославит Его.
33 Детки Мои, Мне недолго осталось быть с вами. Вы будете Меня искать, но то, что Я сказал другим, Я теперь и вам говорю: "Куда Я ухожу, вам туда не прийти".
(гл. 13, перевод В.Н. Кузнецовой)
> Омовение Ног и Тайная Вечеря
> Наступил 14-й день нисана (марта) — день, вечером которого каждый > израильтянин обязан был совершать Пасху, под страхом в противном > случае изгнания из среды народа Божьего. Пасхой назывался агнец, > которого, после законом предписанного приуготовления, вкушали > с различными обрядами, — в память благодеяния Божьего, оказанного > народу еврейскому освобождением его из египетского рабства, особенно > же в воспоминание чудесного избавления с помощью знамения крови > агнчей первенцев еврейских от ангела, погубившего первенцев > египетских (Исх.12:17-27). На другой день, в память того же события, > начинался семидневный праздник опресноков, в продолжение которого, > равно как и самой Пасхи и навечерия её, израильтянин, под страхом > смерти, должен был хранить себя от всего квасного (Исх.12:15). > Знаменование Пасхи было так важно, законы касательно совершения её > так строги, самый обряд так знаменателен и поучителен; притом с ней > соединено было столько утешительных воспоминаний в прошлом > и радостных надежд в будущем, — что празднование Пасхи издревле > сделалось главой всех празднеств иудейских, душой обрядового закона, > народным отличием еврея, квинтэссенцией его веры и символом > упования. Уже одного этого достаточно было для Иисуса Христа, чтобы > совершать Пасху (как действительно Он всегда и совершал её) > в определённое законом время, с соблюдением всех обрядов, освящённых > веками и примером праотцов и пророков: ибо одно из главных правил > великой деятельности Сына Человеческого во время служения Его > состояло в том, чтобы поддерживать всякое истинно полезное > учреждение, ни в каком случае без явной нужды и важных причин > не оставлять без исполнения ни одного из законов Моисеевых, > усиливать и распространять всё, что могло служить пищей для веры > и добрых нравов, вести к исправлению сердца и жизни (Мф.3:15).
> Но кроме того, была ещё одна причина, по которой Пасха Моисеева была > для Иисуса Христа, можно сказать, вожделеннее и священнее, нежели > для всех прочих Его соплеменников по плоти: агнец пасхальный, > служа символом прошедшего благодеяния, в то же время, по намерению > Промысла, ещё более служил прообразом Его собственного лица > и предназначения. Заклание агнца и примирительная кровь его, > отвратившая некогда ангела-губителя от первенцев еврейских, > предызображала собой будущую крестную смерть истинного Агнца > Божьего, вземлющего грехи всего мира; радостный исход израильтян > из Египта после совершения Пасхи предвещал благодатное освобождение > рода человеческого от ужасного рабства греху, смерти и дьяволу, > следующее за совершением великой крестной жертвы на Голгофе. > При таком взгляде на Пасху как все в ней для Богочеловека должно > было быть священно и важно! Празднуя сей праздник, Он всякий раз, > можно сказать, предпраздновал будущую смерть Свою. Теперь, > когда пришёл час заменить преобразование самым делом — кровь агнца > пасхального кровью собственной, наступающий праздник Пасхи был > тем ближе сердцу Иисуса: и Он, несмотря на великие препятствия > со стороны врагов, восхотел совершить его особенным образом, > в Своём, Божественном духе, так, чтобы последняя вечеря пасхальная > послужила решительным окончанием Завета Ветхого, началом и полным > выражением Нового, памятником Его преданности воле Отца Небесного > и безмерной любви к человечеству, символом внешнего и средоточием > внутреннего единства всех Его последователей с Ним и между собой > (Ин.13:1-4; 17:26).
> Главным препятствием к совершению Пасхи был Иуда. Узнав > предварительно о месте, избранном для совершения её, вероломный > ученик не посовестился бы дать знать о том первосвященникам > (Мф.26:16), а они могли окружить дом стражей и схватить празднующих. > Таким образом, была бы нарушена тишина самых священных минут; > Учитель не имел бы времени проститься со Своими возлюбленными > учениками достойным для Него, незабываемым для них образом; не успел > бы укрепить их против наступающих искушений, передать им Свои > последние чувства и Свой дух — напитать их в +живот вечный+ > негиблющим +брашном+ Тела и Крови Своей. Изгнать же для избежания > опасности предателя из Своего сообщества — всё ещё тяжело было > для сердца Иисусова. Человеколюбец хотел до последнего момента > остаться тем же самым для Иуды, чем был для прочих учеников — > другом, наставником и отцом. Последняя вечеря, так обильная > чувствами необыкновенной любви и благости, действиями чрезвычайной > кротости и смирения, должна была стать для погибающего апостола > последним призывом к покаянию или — последним доказательством > его нераскаянности и ожесточения. И мудрая любовь Иисусова нашла > другое, столь же верное средство устранить опасность для совершения > пасхальной вечери, не изгоняя ученика-предателя: оно (как увидим > сейчас) связало злобу его неизвестностью, сокрыв от него место > празднования.
> Ученики с самого утра все заняты были мыслью о Пасхе. Не видя > для празднования её никаких распоряжений со стороны Учителя, > некоторые из них почли за нужное напомнить Ему о том (Мф.26:17). > Хотя в Иерусалиме, как уверяет древнее иудейское предание, каждый > житель был обязан давать, если может, даже без платы иногородним > иудеям комнату для совершения Пасхи, всё же для избежания всякого > замешательства необходимо было предварительное соглашение, особенно > для святого общества Иисусова, которое имело обыкновение > останавливаться в Иерусалиме только у некоторых людей, Ему известных > и того достойных, и всего менее могло забыть об этой > предосторожности теперь, когда опасность угрожала со всех сторон.
> На вопрос учеников, где Он повелит приготовить Пасху, Учитель > обратился к Иоанну и Петру и велел им идти в город. «При самом > входе, — сказал Он, — вы встретите человека, несущего в кувшине > воду; следуйте за ним, войдите в тот дом, куда он войдёт, и скажите > хозяину дома: “Учитель велел сказать тебе: время Мое близко, у тебя > совершу Пасху с учениками Моими. Итак, где горница, в которой бы > можно было Мне вкушать Пасху?” После того он покажет вам горницу > большую, готовую и убранную. Там приготовьте нам Пасху».
> Из такого приказания открывалось, что Учитель уже думал о месте > совершения Пасхи и избрал его в Своем уме, хотя до сих пор > и не сказал ученикам; и теперь по какой-то особенной причине > не хочет открыть имени человека, у которого будет совершена Пасха. > По какой? Без сомнения, думали, по причине опасности от врагов, > которые наблюдают за каждым нашим шагом и готовы в любой момент > схватить нас. Но зачем таить это и от нас? Ужели между нами самими > кто-либо неверен и ненадёжен? Последнее могло привести более > дальновидных к мысли о предателе{} из собственного круга; но только > привести, а не утвердить в этой мысли, которая, как увидим, > чрезвычайно чужда была для чистых и простых сердцем учеников > Иисусовых.
> Истинную причину сокровенности всего скорее мог угадать Иуда, > являвшийся единственной её причиной. Одно удаление его — хранителя > и распорядителя денег общественных — от участия в приготовлении > Пасхи, сопряжённом с известными издержками, было уже ясным намёком, > что Учитель знает о постыдных сребрениках, ему обещанных.
> Придя в город, Пётр и Иоанн нашли всё так, как сказал Учитель: > у Водяных ворот (которыми входили в город идущие с Елеона) > встретился с ними человек, несущий в глиняном кувшине воду; следуя > за ним, они прошли в дом, в котором он жил, пересказали хозяину дома > слова своего Учителя; после чего он тотчас указал им готовую > просторную комнату, и они занялись приготовлением Пасхи (Лк.22:13). > Они купили в ограде храма пасхального агнца, дали священнику заклать > или сами, по его благословению, заклали{} его в известном месте — > при храме; возвратясь домой, испекли его на огне законным образом, > т.е. целого, не раздробляя на части, не сокрушая ни одной кости > (Исх.12:9-10), с соблюдением прочих обычаев, приготовили также > опресноки, горькие зелья и другие вещи, нужные для праздника.
> К концу дня пришёл Сам Иисус с прочими учениками, пришёл, > как заставляют думать обстоятельства, так, что приход Его не был > замечен народом, тем более личными Его врагами. Тут, без сомнения, > ученики узнали, кто таков таинственный хозяин дома, в котором > они находились; легко также было осведомиться и о том, знал он > предварительно о намерении Иисуса Христа у него совершить Пасху или > не знал; и следовательно, должно или не должно принимать за прямое > пророчество вышеприведенные слова их Учителя.{} Но евангелисты > не сочли нужным передать нам сведения об этом предмете, оставив его > в той же неопределённости и таинственности, в какой он представлялся > сначала самим ученикам Иисусовым; и сделали это, может быть, частью > потому, чтобы тем полнее передать первоначальное впечатление, > произведенное на них загадочными словами Учителя, а частью потому, > что, когда они писали Евангелие, открытие имени хозяина дома, > удостоившегося чести оказать в такое время гостеприимство Иисусу > Христу, могло иметь для него опасные последствия.
> С достоверностью можно сказать одно: хозяин дома,{} в котором > совершена Пасха, принадлежал к числу почитателей Иисусовых. К такой > мысли ведёт уже выражение: +Учитель говорит+. Притом дом для вечери > должен быть избран самый безопасный, у человека верного и надёжного: > другой счёл бы своим долгом сообщить синедриону о том, Кто в его > доме совершает теперь Пасху.
> С наступлением законом и обычаем определённого времени (не ранее > сумерек и не позже 10 часов — Втор.16:6) Иисус возлёг > с дванадесятью учениками Своими на вечери. Более никого не было > не только за вечерей, но и в горнице. Кроме того, что все заняты > были в это время празднованием Пасхи, последняя вечеря в любом > отношении должна была быть вечерей тайной.
> Порядок совершения Пасхи в то время, сколько можно судить, > основываясь на прилежном сличении древнейших свидетельств иудейских, > был таков: Пасхальная вечеря открывалась чашей вина, перед которой > отец семейства или заступавший его место возглашал благодарение > Богу, говоря: +Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый > плод лозы виноградной!+ Сказав так, отпивал из чаши, что делали > потом и все прочие, омывая затем каждый руки. Потом вкушали горькие > зелья, над которыми начальствующий также приносил благодарение Богу. > Тут кто-либо из младших спрашивал: +Что значит всё это?+ И отец > семейства или старший из возлежащих объяснял обряды Пасхи историей > исшествия израильтян из Египта, причём читались или пелись два > псалма (113 и 114), в которых воспето это событие. За этим обходила > по рукам вторая пасхальная чаша. Опять умывали руки. Начальствующий > брал со стола из двух пресных хлебов один, разламывал его на две > половины и, положив на другой хлеб, произносил: +Благословен Господь > наш, Царь мира, произведший от земли хлеб!+ Потом этот хлеб > разделялся между возлежащими. Далее снедаема была уже сама «пасха», > или агнец, после совершения над ним благодарения Богу. За «пасхой» > подавались разные другие кушанья, составлявшие пасхальную вечерю, > среди которой являлась третья общая чаша, называвшаяся > преимущественно чашей благословения; вслед за ней пелись четыре > псалма (114-117), в которых изображается радость о Боге Спасителе. > В заключение испивали четвёртую чашу. Во всех чашах вино растворено > было водой <...>.
> Впрочем, мы не решимся утверждать, что Пасха ветхозаветная, > и особенно настоящая, последняя, совершена была Иисусом Христом > во всей точности так, как сказано в вышеприведенном описании. Ибо, > по указанию самого установителя Пасхи — Моисея, она должна была > совершаться проще, с меньшими подробностями (Исх.12). С другой > стороны, если когда Сыну Человеческому прилично было показать, что > Он есть Господь и субботе и Пасхе (Мф.12:8), то теперь, > при упразднении Ветхого и утверждении Нового Завета. Настоящая > Пасха, предназначенная служить этим упразднением и быть переходом > (пасхой) от Ветхого Завета к Новому, по тому самому должна была > не походить на прочие Пасхи, могла иметь немалые особенности. > Впрочем, из некоторых указаний и выражений евангельских видно, > что почтенные сами по себе обряды праздника отечественного не были > совершенно оставлены Господом и при совершении настоящей Пасхи > (Лк.22:17-18; Ин.13:26). Евангелисты не обратили на это прямого > внимания, ибо это и так всем было известно; но взамен описали > со всей подробностью для нас то, что на этой вечери было особенным, > новозаветным: омовение ног, установление Евхаристии и проч. > Кроме того, св. Иоанн, как любвеобильнейший наблюдатель последних > действий своего Божественного Учителя и Друга, предваряет > повествование своё о прощальной вечери особенным, глубоким указанием > на необыкновенное в продолжение её состояние духа Иисусова, > заставляя смотреть на Него как на Единородного от Отца, исполненного > благодати и истины, Который совершенно знает, откуда пришёл и куда > грядет, вполне уверен, что Отец +вся предаде в руки Его+, и потому > в самые мрачные и опасные минуты (как сейчас) действует со всем > спокойствием и величием Сына Божьего и по беспредельной любви Своей > к оставляемым ученикам (+возлюбль Своя сущия в мире, до конца > возлюби их+) не стыдится, для вразумления их, омыть им ноги, > яко слуга, и потом всё делает, чтобы ободрить, утешить и оградить их > от искушений, кратких, но ужасных, во время предстоящей разлуки; > хотя, судя по человечеству, Он Сам должен был иметь нужду > в утешении. Действительно, мы не видим, чтобы в продолжение всего > трёхлетнего служения Иисуса Христа обнаружено было Им так ясно > для учеников чувство Своего великого предназначения, Своего > Божественного достоинства, Своего единства со Отцом, как > на последней тайной вечери и в последних беседах с учениками. > Несмотря на глубочайшее смирение Его, по которому Он омоет ноги > ученикам, на кроткий, исполненный любви язык друга, разлучающегося > со своими возлюбленными, Он является здесь преисполнен светом > Божества Своего, блистающим в каждом Его действии и слове, > окружённым каким-то неизъяснимо-трогательным величием, в котором > срастворено Божественное с человеческим, соединён Фавор с Голгофой. > Из среды этого срастворения будет веять на учеников +дух хлада > тонка+/*/ (в каком только Божество может открываться смертным) > и по временам возгревать и в их сердце пламень чистой любви и веры. > Но только по временам. Не очистившись ещё от некоторых слабостей, > они не могли носить и вместить многого (Ин.16:12). А непостижение > тайны креста, которая откроется им после, делало их вообще > неспособными разделять вполне чувства своего Учителя и Господа. > Если бы им известно было будущее так, как его знал их Учитель! > Не такими, без сомнения, они показали бы себя на вечери! Не спор > о первенстве занял бы их душу! Не сон овладел бы ими в саду > Гефсиманском! Но Учитель с намерением не открывал им во всей > подробности будущего, а когда открывал что-либо из него, если они > не понимали откровения во всей его ужасной действительности, — > не настаивал с силой на полноте понятия. Таким образом, не об одном > омовении, почти о всех действиях и словах Господа можно было сказать > теперь каждому из учеников: +Не веси ныне, уразумееши же по сих+. > Одному из среды учеников принадлежало плачевное преимущество знать > нечто более, нежели знали все прочие, — предателю. Потому он, с этой > точки зрения, на плане Божественной картины представляет ужасно > значительное, особенное лицо, противоположное лицу Сына Божьего. > Это был в образе человеческом представитель области тьмы, которая > обладает немалыми тайнами знания, но не имеет ни одной искры и луча > святой любви. При всех озарениях от Божественного лица Иисусова > душа Иуды останется хладна и мрачна, как уголь.
> Понадеясь, вероятно, на успех над несчастным предателем, дух тьмы > простёр теперь нелепые надежды свои до того, что, по свидетельству > Самого Богочеловека, дерзнул у Верховного Правителя судеб > человеческих просить позволения сеять и прочих учеников Христовых > яко пшеницу (Лк.22:31), то есть иметь к ним доступ со всеми > возможными для него искушениями. Другое выражение, употреблённое > Спасителем при указании на это адское прошение, показывает, что духу > тьмы, в настоящем случае, действительно попущено было Премудростью > Божьей сделать в отношении к апостолам нечто подобное тому, что дано > было ему сделать над Иовом, то есть поставить их в особенно > затруднительные и особенно опасные для веры и добродетели > обстоятельства. Ибо Спаситель говорит, что Он молился, чтобы > при этом адском веянии не оскудела вера Петрова и чтобы он, восстав > от падения сам, утвердил колеблющуюся братию; но нисколько > не показывает, чтобы плодом и даже предметом молитвы Его было > удаление самого веяния, устранение самых искушений и соблазнов.
> Не погрешим, если к этому тайному искушению учеников отнесем > открывшийся теперь между ними и такой неуместный и безвременный спор > о первенстве. [ архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) из кн. "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа", из гл. 12. Омовение ног и Тайная вечеря www.mystudies.narod.ru/library/b/borisov/last/12.html ]
--------------------------------- /*/ т.е. "в веянии тихого ветра", см. 3 Царств. 19:12, в слав. тексте - «глас хлада тонка» - прим. ред. рассылки.
+++ свт. Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Иоанна (Беседа 70) www.mystudies.narod.ru/library/i/in-zlat/08/john/70.html
+++ свящ. Александр Мень. Гл. ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА (в кн. "Сын Человеческий") www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_15.htm#0
+++ Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Последние дни земной жизни Спасителя. Великий Четверток. Господь объявляет о предателе www.mystudies.narod.ru/library/t/taushev/4evangel/154.html
+++ Прп. Роман Сладкопевец. На Иуду Предателя (фрагменты) www.krotov.info/acts/06/2/555_roma.html
к Ин.13:34-35: + + + протопресв. Александр Шмеман: В церковь мы идем за любовью www.messia.ru/rasylka/007/1841.htm#0
к Ин.14:1-11: + + + свтт. Василий Великий, Григорий Нисский: свет Истины www.messia.ru/rasylka/006/1514.htm#0 + + + свт. Григорий Нисский: Образ Бога невидимого www.messia.ru/rasylka/002/098.htm#0 + + + митр. Антоний (Блум) о словах "Я - Путь, Истина и Жизнь" www.messia.ru/rasylka/005/1169.htm#0
к 14:2 + + + Том Райт: Воскресение: жизнь после «жизни после смерти» www.messia.ru/rasylka/009/2419.htm#0
к Ин.14:2-9: + + + Филип Янси: Богочеловек www.messia.ru/rasylka/008/2197.htm#0
к Ин.14:10-21: + + + свящ. Александр Мень: "Я с вами до конца мира" - говорит Христос www.messia.ru/rasylka/003/453.htm#0 + + + митр. Антоний Блум: св. Михаил Муромский: жизнь за врагов www.messia.ru/rasylka/002/099.htm#0 + + + ДУХ СВЯТОЙ в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова" www.krotov.info/spravki/temy/d/duh_sv.html + + + О Св. Духе - свящ. Александр Мень: www.krotov.info/library/13_m/myen/00043.html + + + - свт. Кирилл Иерусалимский: www.krotov.info/library/k/kiri_ier/oglas_17.html + + + - Владимир Лосский: www.krotov.info/libr_min/l/lossk_v/H08-T.htm + + + - свт. Григорий Богослов (анализ И.Алфеева) www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/3_06.html + + + - Карл Барт www.messia.ru/rasylka/005/1170.htm#0 + + + К.С.Льюис: Богословие и опыт www.messia.ru/rasylka/004/802.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *И сказал тогда Иисус: - Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных! Да, Отец, такова была Твоя благая воля! Мой Отец всё вверил Мне. Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын пожелает открыть. Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей! Я дам вам отдых! Наденьте на себя ярмо Моих заповедей и у Меня учитесь: потому что Я мягок и кроток сердцем, и вы наконец отдохнете, ведь заповеди Мои просты и ноша Моя легка!* (Мф.11:25-30 — вкл. часть чтения среды) * * * *Господа бояться -- вот в чём начало познания! Кто презирает премудрость и наставление - глупец.* (Пр.1:7) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2580.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |