=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

> <...> Современное общество, как все мы сейчас остро осознаем, отмечено двойным распадом взаимоотношений, или koinonia (кинонии-общения): распадом в человеческом сообществе и разложением в космическом сообществе. На человеческом уровне мы видим не только рост беззакония и насилия, сопровождающийся во многих странах ростом экономического неравенства богатых и бедных, но и, что самое главное, постоянно растущей угрозой существованию семьи, первичной социальной ячейки, на которой основываются все остальные общественные формы.

> На космическом уровне мы самым трагическим образом ослабили живительные связи, которые объединяли нас с окружающей средой. <...>

<...>

> Перед лицом этого двойного распада Великий пост есть попытка восстановить наши истинные отношения как с ближними, так и с остальным творением. <....>

<.....>

> СТУПАЯ НЕЖНО ПО ЗЕМЛЕ

> Чувство общности, пробуждаемое постом, не ограничивается отношением к Богу и к ближним, оно гораздо шире. Великий пост — это также время восстановления наших отношений с природным окружением. Прежде всего — с собственным физическим телом, а затем и с миром природы — с животными и растениями, с землей, воздухом, огнем и водой — со всем, с чем мы вступаем контакт через наше тело. Великий пост восстанавливает наше членство не только в человеческом сообществе, но и в космической koinonia. “Кто не любит деревья, тот не любит Христа”, — говорил о. Амфилохий (1888-1970), старец с острова Патмос.

> “Каждая живая вещь свята”, — утверждал великий пророк XVIII века, английский писатель Уильям Блейк. Комментируя эти слова, можно добавить, что любая созданная Богом вещь в некотором смысле живая. Великий пост очищает двери нашего восприятия, так что мы заново открываем для себя эту внутренне присущую всему святость. Великий пост учит нас, говоря словами американских индейцев, “нежно ступать по земле”. Перед лицом экологического кризиса, обостряющегося в ужасающей степени, мы можем вновь, через соблюдение поста, обрести таинственное видение вселенной.

> Каким же образом? Слишком легко перетолковать Великий пост в духе манихейства. Люди часто думают: раз они призываются к посту, то удовольствие от пищи — это нечто постыдное. Подобно этому и у многих семейных пар, поскольку постом они должны воздерживаться от брачных отношений, есть искушение подумать, что сексуальность — это что-то нечистое. Такие выводы ошибочны и глубоко вредны. “<Бог оглядел Свое творение — оно было очень хорошо>” (Быт.1:31*). Наши тела созданы Богом, и значит, по существу своему хороши. Пища и питие, как и сексуальность, есть дар Божий; все материальные вещи могут быть таинством Его присутствия, средствами общения с Ним.

> Почему же тогда мы должны воздерживаться и поститься? Дело в том, что хотя мир, как творение Божье, “<очень хорош>”, это в то же время мир падший. Говоря точнее, наше отношение к Божьему творению искажено грехом — как первородным грехом, который мы унаследовали, так и теми грехами, которые совершили сами. Пост и воздержание исправляют наши взаимоотношения с материальным миром, очищая нас от последствий нашей греховности и восстанавливая первоначальное видение сотворенного мира. С этой точки зрения аскеза — не отрицание, а утверждение внутренней святости всего материального.

> Прежде всего, пост научает нас правильно относится к нашему телу со всеми его инстинктами и нуждами. Посредством поста мы учим наше тело участвовать в духовной жизни, так что, по словам св. Максима Исповедника († 662), оно становится “посланцем души”. Наша цель — не подавление тела, но его преображение. Правильно понятая аскетика есть борьба не против, а за тело. Аскетическим самоограничением мы утверждаем материальность наших тел, но в то же самое время стремимся эту материальность одухотворить. Аскеза вовсе не отвергает естественное удовольствие от еды или, на более глубоком уровне, сексуальное наслаждение в браке. Пост и воздержание помогают нам освободится от жадности и похоти, дабы и первое и второе стали не средствами личного удовлетворения, но выражением межличностного общения.

> Восстанавливая Великим постом правильное отношение к нашим телам, мы тем самым восстанавливаем правильное отношение ко всему творению в целом. Нам становится легче оценивать каждую вещь саму по себе, а не только в ее утилитарной ценности, — и в то же время нам становится легче видеть Божье присутствие в сердце каждой вещи. Как сказано, христианин — это тот, кто везде, куда бы он ни смотрел, видит Христа и радуется Ему: “Сдвинь камень, и ты найдешь Меня, распили бревно и Я — там”16. Вот истинная цель поста: он делает творение личностным и прозрачным, так что мы вновь обретаем чувство удивления перед священностью земли. Он помогает нам видеть все вещи в Боге, и Бога — в каждой вещи.

> Таким образом, через пост и добровольное самоограничение мы духовно приближаемся к Пресвятой Деве Марии в момент Благовещения и утверждаем нашу свободу и личностность в Боге. До тех пор, пока в нас господствуют жадность и похоть, в своем отношении с материальным миром мы остаемся глубоко несвободны и безличностны. Но как только мы перестаем рассматривать вещи как объекты и начинаем относиться к ним как к средствам общения, когда мы перестаем судорожно хвататься за них и свободно отдаем их Богу в благодарении, мы снова становимся свободными и личностными. Одновременно с этим мы совершаем важнейший переход — который так часто подчеркивается экологами — от жизни, основанной на том, чего я хочу, к жизни, основанной на том, что мне необходимо.

> <...> Великая четыредесятница утверждает мировоззрение полностью противоположное стандартам нашего потребительского общества. Каждый год, когда вновь и вновь наступает Великий пост, мы можем превратить его в период внутреннего весеннего обновления — это возможность обновления в духе жертвенности и самоотречения, обновления нашего научения, наших крещальных обетов и миссионерского свидетельства, возможность разделения нашей жизни с ближними и обновления правильных отношений с космосом.

> Великий пост далек от мироотрицания, он в огромной степени мироутверждающ. Да, этот мир — падший, он полон уродства и скверны, вызванных человеческой греховностью и эгоизмом. Но в то же время наш мир — это мир Божий, мир, полный красоты и удивления, повсюду отмеченный печатью Творца, и всё это мы можем заново открыть для себя через подлинное соблюдение Великого поста.

 


* Цитата по переводу М.Г.Селезнева, 1999 г. (прим. ред. рассылки).

> 16 Это одно из “устных изречений”, agrapha , приписывавшихся Иисусу первохристианами, хотя и не вошедших в Евангелия.

епископ Каллист (Уэр).
Из ст. "Великий пост и общество потребления" ]

 

 

 

 

 

+++ протопресвитер Александр Шмеман —

     Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил

                                 (из кн. "Великий пост")

+++ продолжение: Можно ли поститься в одиночку?

+++ Александр Ткаченко — Семь недель без наркоза

 

 

 

 

О проведении Великого поста: 3-я неделя (седмица)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный голос слышен?
 На вершине холма над дорогой, / на перепутье она сто`ит;
 у ворот городских взывает, / при входе в город восклицает: ...
 - А теперь послушайте меня, дети: / блажен, кто держится моих путей!
   Слушайте наставление - и будете мудры, / не отвергайте его.
   Блажен, кто слушает меня, / у порога моего днюет и ночует,
    с двери моей глаз не сводит.
   Кто обрел меня - обрел жизнь / и снискал благоволение у ГОСПОДА.
   А кто против меня, сам себя губит:
    ненавидеть меня - значит любить смерть.
*Премудрость построила себе дом, / семь столпов поставила тесаных,
 приготовила мяса и пряных вин, / накрыла на стол.
 И послала служанок возглашать / с высот городских во всеуслышанье:
 - Простаки, обратитесь ко мне!
 Несмышленым она сказала:
 - Приходите, ешьте мои яства, / пейте пряные мои вина!
   Распрощайтесь с невежеством - и будете жить, / и идти путем разума.
  Поправишь наглеца - не миновать оскорбления,
   упрекнешь нечестивца - лишь себе на позор.
  Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя,
   упрекай мудреца, и он тебя полюбит.
  Мудрого наставь - он станет еще мудрее,
   научи праведного - еще разумнее будет.
  ГОСПОДА бояться - вот начало мудрости,
   Его святость познавать - вот в чем разум!
  Со мной, Премудростью, продлятся твои дни / и умножатся годы жизни.
*Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе,
                           если нагл - сам же и пострадаешь.*
                                                 (Пр.8:1-3,32-9:11/&/)

             *********************************************

/&/ новый перевод РБО, 2000 г.; содержит часть паремии понедельника и паремию вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/015/3227.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»