Отправлено: 27-Mar-2015 10:02 =рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
> <...> Христианские катакомбы
на деле — это совершенно такие же кладбища,
как и нехристианские катакомбы или кладбища. Церковь
поддерживает свое существование в условиях преследований
именно как collegium funeralium, сообщество, предоставляющее
дешевые похороны своим членам, точно так же, как наши
эмигрантские братства в Америке главной своей задачей
видели подобающие похороны. Евхаристия, которую служили
в день смерти мученика на его могиле, язычнику
представлялась как refrigerium, жертвенная трапеза,
какую предлагали и они своим умершим. Казалось, ничего
не изменилось, но в то же время изменилось
всё, ибо изменилась сама смерть. Или,
точнее, смерть Христа радикально, если угодно —
онтологически, изменила смерть. Смерть — уже
не разлука, ибо перестала быть разлукой с Богом
и, следовательно, с жизнью. И ничто не выражает
уверенность в этой радикальной перемене лучше, чем надписи
на христианских могилах, подобные вот такой, сохранившейся
на могиле молодой девушки: «Она жива!». Древняя
Церковь живет в тихой и радостной уверенности,
что усопшие во Христе, en Christô, —
живы или пребывают, цитируя еще одну раннюю формулировку
похоронного обряда: «идеже присещает свет лица Божия»[4].
Церковь не задает вопросов о природе и образе
этой «жизни» до всеобщего воскресения и Последнего
Суда — вопросов, которые много позднее составят
единственную тему последних глав догматики, так называемого
трактата De Novissimis («О последних временах»).
И не задает она этих вопросов не из-за (как считают
западные богословы) «неразвитости» богословия на этой
ранней стадии, из-за отсутствия тогда выработанной систематической
эсхатологии, а потому, что, как мы увидим, она свободна
от индивидуалистического — можно даже сказать,
эгоцентрического — интереса к смерти как
к моей смерти, как к судьбе моей души
после того, как я умру, интереса, который появится
много позже и практически вытеснит эсхатологию ранней
Церкви.
> Для ранних христиан всеобщее воскресение — именно всеобщее — это космическое событие, исполнение всего в конце времен, исполнение во Христе. И этого славного исполнения ожидают не только усопшие, его ожидают и живые, и вообще всё творение Божие. В этом смысле, по словам апостола Павла, мы (я имею в виду и живых, и умерших) все мертвы — не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения. Мы все умерли, говорит апостол Павел, и наша жизнь — не только жизнь усопших, но и жизнь живых, — «сокрыта со Христом в Боге» {Кол.3:3}. И я еще раз повторю (потому мы так привыкли уже к этим словам, что воспринимаем их как некую музыку, не думая о ее смысле): жизнь сокрыта со Христом, а Христос — жив, смерть не имеет над Ним власти {ср. Рим.6:9}. Так, живые или мертвые, в этом ли мире, чей образ проходит {ср. 1Кор.7:31}, или покинув его, мы все живы во Христе, ибо мы соединены с Ним и в Нём имеем свою жизнь. > Такова христианская революция по отношению к смерти. И если мы не поймем этот поистине революционный, поистине радикальный характер христианства — революционный в отношении религии, всего, что человек относил к таинственной реальности смерти, если мы этого не поймем, то мы не сможем понять и истинный смысл обращения Церкви с умершими. > У нас нет механизма для «отличения» в долгой и сложной истории христианского «богослужения смерти» подлинной традиции от искажений и капитуляций перед старым «культом мертвых» или (если процитировать страшные слова Христа) стремлением «мертвых хоронить своих мертвецов» {Лк.9:60}. Какая ужасная картина! Попробуйте себе это представить. Но именно в таком «отличении» мы нуждаемся сегодня более, чем когда-либо. Ибо (взглянем правде в глаза) смерть, которую навязывает нам наша секуляристская культура, это, как ни странно это может прозвучать, старая, дохристианская смерть, смерть приручённая, дезинфицированная, вульгаризированная, ее скоро будут доставлять нам вместе с медицинской справкой, гарантирующей «посмертное существование». Но мы знаем и мы верим (или по крайней мере мы как христиане должны знать и верить), что Бог создал нас, призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет», как говорит апостол Петр {1Пет.2:9}, не ради «загробной жизни» (пусть даже вечной) или, говоря по-иному, не ради «вечного существования в смерти», но ради общения с Ним, познания Его, которое одно есть жизнь, и жизнь вечная. > Когда человек, предпочтя себя Богу, отвернулся от Бога и умер (ибо без Бога жизни нет), когда (другими словами) он превратил всю свою жизнь в разлуку, тление и одиночество, Бог Сам в лице Человека Иисуса Христа сошел в царство смерти, разрушил его «и сущим во гробех живот даровал». Именно эту жизнь, точнее, Бога — подателя жизни, а не смерти, прославляем мы в наших похоронных обрядах, в нашей «литургии смерти», истинное значение которой скрыто сегодня даже от тех, кто ее совершает (ибо таков наш интерес — можно даже сказать: наша нездоровая любовь — к «старой смерти»). Смысл истинно христианского похоронного богослужения в том, что оно вечно претворяет «надгробное рыдание в песнь "Аллилуия!"»[A] — песнь тех, кто за пределами этой жизни, за пределами смерти лицезрят Бога, и только Его одного: чья душа «истомилась, желая во дворы Господни», чьи сердце и плоть «восторгаются к Богу живому» {cм. Пс. 83:3}. <...>
[ протопр.
Александр Шмеман. (перевод:
Елена Дорман)
Из кн. «Литургия смерти и современная культура», из лекции 1 (Полное издание: М: Грант, 2013) ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Иисус Христос!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
–-------------------------------------------- *Спустя
некоторое время после этих событий ********************************************* /*/ чтение пятницы, новый перевод РБО. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3243.htm#0
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|