=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

* 22 марта 2015 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря.

  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.

 

 

 

 

 

 

> Без преувеличения можно сказать, что вся жизнь Церкви составляет одно непрерывное поминовение и воспоминание. <...> сама Церковь есть воспоминание Христа. <.....> память — самая удивительная и в то же время самая трагическая изо всех человеческих способностей, т.к. ничто так не показывает нам ущербленную природу нашей жизни, невозможность для человека что-либо действительно хранить, чем-нибудь действительно обладать на этом свете. Память являет нам, что «смерть и время царят на земле». Однако именно потому, что память присуща только человеку, христианство в нём имеет свою основу, ибо в сердцевине его — память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и тьме которой нам было сказано: «Сие творите в Мое воспоминание». И вот, происходит чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ прошлого, не как грустное «никогда больше», но с такой силой присутствия, что Церковь может вечно повторять то, что сказали ученики после Его явления в Эммаусе: «... не горело ли в нас сердце наше?» (Лука 24,32).

> Природная память есть, прежде всего, «присутствие отсутствия», ибо, чем более тот, кого мы вспоминаем, «присутствует», тем острее боль его отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого богослужебного празднования, этого богослужебного «сегодня» является именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоит в центре богослужебного празднования литургического «днесь». О, конечно, святая Дева не рождает Младенца сегодня, никто «фактически» не стоит перед Пилатом; и, как «факт», события эти принадлежат прошлому. Но сегодня мы творим память этих фактов, Церковь и есть, прежде всего, дар и сила этого воспоминания, которое претворяет факты прошлого в вечно знаменательные события. Богослужебное празднование, таким образом, вновь вводит Церковь в событие, и это значит — не только в «идею» события, но в его радость и печаль, в его живую, конкретную реальность. Одно — знать, что, когда распятый Христос возгласил: «Боже мой, Боже мой, для чего () Ты Меня оставил?» — Он проявил Свой «kenosis», свое смирение. Но совсем другое, когда мы ежегодно, в единственную из всех Пятниц вспоминаем эти слова, и не умствуя, с полной уверенностью знаем, что, произнесенные однажды, они вечно остаются действенными, так что никакая победа и слава, никакой «синтезис» никогда не изгладят их. Одно — объяснять, что воскресение Лазаря было «уверением», т.е. удостоверением общего воскресения. Но совсем другое — творить память день за днем, на протяжении целой недели, этого постепенного приближения встречи жизни и смерти, становиться частью его, видеть собственными глазами, чувствовать всем своим существом то, что передают нам слова апостола Иоанна: «Иисус... восскорбел духом и... прослезился» (Иоанн 11,33-35). Для нас всё это случается сегодня. Мы не были тогда в Вифании, у гроба, вместе с плачущими сестрами. Мы только знаем об этом из Евангелия. Но сегодня в церковном богослужении этот исторический факт стал событием для нас, для меня, силой в моей жизни, памятью, радостью. Богословие не может идти дальше «идеи», мысли. И, с точки зрения «идеи», смысла, зачем нужны эти долгие пять дней, когда так просто сказать только: «чтобы подтвердить общее воскресение»? Но в том-то и дело, что сама по себе эта фраза ничего не подтверждает. Действительное подтверждение исходит из богослужения этих пяти дней, когда мы, как свидетели, присутствуем при смертельной схватке жизни и смерти и начинаем не столько понимать, сколько соучаствовать и видеть, как Христос побеждает смерть.

> Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне Великого Поста. В пятницу, накануне, мы поем: «Душеполезную совершив четыредесятницу...» («закончив полезный для души сорокадневный пост...»). В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье суть уже «предначинание Креста». Последняя неделя Великого Поста есть, в сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому — последнее откровение значения Великого Поста. <...> Великий Пост — это приготовление к Пасхе; однако, на самом деле, в нашей обычной и ставшей уже привычной жизни это приготовление остается номинальным, отвлеченным. Великий Пост и Пасха стоят как бы рядом, каждый на своем месте, но без настоящего понимания их связи между собою и зависимости друг от друга. Даже если Великий Пост не рассматривается всего лишь как время исполнения ежегодных обязанностей исповеди и причастия — раз в год! — его всё-таки почти всегда воспринимают как индивидуальный, на себя обращенный личный подвиг. Другими словами, что действительно отсутствует в обычном опыте Великого Поста — это именно физическое и духовное усилие, направленное на наше участие в «сегодня» Христова Воскресения, направленное, иными словами, не на отвлеченную мораль, не на стремление к личному исправлению или обузданию страстей, и даже не на личное самосовершенствование, но на участие в высшем и всеобъемлющем сегодня Христа. Христианская духовность, не направленная к этой цели, рискует стать псевдо-христианскои, потому что в конечном счете она обращена на себя, а не на Христа. Опасность здесь состоит в том, что когда «храмина» сердца очищена, убрана, освобождена от нечистого духа, жившего в ней, она остается пуста, и нечистый дух возвращается, взяв... «с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лука 11,26). В этом мире всё, даже «духовность», может быть от диавола. Поэтому так важно восстановить значение и нарастание Великого Поста как подлинного приготовления к великому сегодня Пасхи. <....>

протопр. Александр Шмеман. Из кн. "Великий пост", из гл. 4 ]

 

 

 

 

+++ митрополит Сурожский Антоний – Воскрешение Лазаря

+++ будущее внезапно прорывается в настоящее
          (Н.Т. Райт, правосл. богослужение)

+++ свящ. Яков Кротов: как после этого просить Бога о здоровье?
  & смерть - бесславна & «Пойдём в Иудею» & неумирания Господь не даёт

                       www.messia.ru/rasylka/011/2673.htm#0 (+ссылки!)

+++ С. Безобразов (буд. еп. Кассиан):

     Воскрешение Лазаря и воскресение Христово

          www.messia.ru/rasylka/010/2544.htm#0

 + + + он же: Значение воскрешения Лазаря

        (из кн. "Толкование на Евангелие от Иоанна")

         www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!)

 + + + Романо Гвардини:

        воскрешения, совершённые Иисусом: человеколюбие Божие

               www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0 (+ссылки)

 + + + он же: СМЕРТЬ

 

 

 

* * *

 

> Неизвестен день нашей смерти. Душа моя, настанет день, когда ты расстанешься с телом. Когда это будет? Зимой или летом? В городе или в деревне? Днем или ночью? Неожиданно или после предварительной подготовки? После болезни или несчастного случая? <Будет ли у тебя> время исповедоваться или нет? Будет ли при тебе духовный отец или нет? Мы ничего не знаем обо всём этом. Мы точно знаем только то, что непременно умрем и всегда раньше, чем мы предполагали.

> Мир не будет больше существовать для нас, тогда все удовольствия, земные радости, суетные привязанности — всё это станет подобным облаку или призраку. Ты увидишь, что оставляла Бога из-за пустоты. Тогда, напротив, благочестие и добрые дела покажутся тебе такими приятными и желанными. «Зачем я не шла этим прекрасным путем?» — скажешь ты. Грехи, которые тебе казались маловажными, покажутся подобными горам, а твое благочестие — таким ничтожным. Подумай о печальном прощании души с миром: с богатством, с удовольствиями, друзьями, и соседями, с детьми, с мужем, с женой, со всеми творениями и, наконец, с телом, которое станет бледным и безжизненным, безобразным. Подумай, как поторопятся скорее убрать его и спрятать в землю, а потом не думать о тебе, как ты сейчас не думаешь о других.

> «Господи, упокой душу ее с миром», — скажут люди. И это всё. О смерть, как ты значительна, как неумолима!

> Подумай о том, что выйдя из тела, душа пойдет направо или налево. Каким путем пойдет твоя душа? Тем, начало которого было положено в этой жизни.

> Молись: «Господи, помоги мне в этот страшный день. Пусть лучше другие часы моей жизни будут печальны, но этот час сделай спокойным и счастливым».

> Я не хочу привязываться к тебе, мир, потому что я не знаю часа, когда должна буду тебя покинуть. Дорогие друзья мои, я хочу любить вас той святой любовью, которая пребывает в вечности, я не хочу такой дружбы, которая должна будет порваться и исчезнуть.

> Я хочу подготовиться к этому часу, позаботиться о том, чтобы переход в иной мир был радостным.

св. Франциск Сальский.
Из кн. "Руководство к благочестивой жизни", гл. XIII ]

 

 

О. Александр Мень советовал посвятить Лазореву суббту "размышлению о смерти, провести подготовку к смерти по св. Франциску Сальскому". Немного странно, что почти нигде в интернете, где приведены советы о. Александра о Великом посте, нет текста св. Франциска или ссылок на него... Кроме сборника о Посте, составленного Андреем Ереминым.

 

 

 

 

 

 

 

О проведении Великого поста: 6-я седмица и Лазарева суббота

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Душеполезную завершив Четыредесятницу,
 и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче,
 чтобы прославить в ней величие Твое
 и неизреченное нас ради промышление Твое,
 единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь)

* * *

"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,

 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему

 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.

 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...

 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"

                                       (Евр.12:28-29;13:8/*/)

              *********************************************

/*/ из апост. чтения Лазаревой субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3248.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm