=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 22 мая 2017 г. ст.ст., воскресенье.
  Пятидесятница -  сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.
  литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

 

* 23 мая 2017 ст.ст., понедельник  1-й седмицы по Пятидесятнице.
  День Святого Духа.
  литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.

 

 

 

С праздниками, дорогие читатели!

 

 

 

 

 

 

 

 

> Сорок дней между воскресением и вознесением Иисуса Христа были переходным периодом, в течение которого апостолы готовились к последующей деятельности. Согласно Книге Деяний, на своей последней встрече с учениками воскресший Господь обещал, что они примут силу, когда Святой Дух найдет на них, и станут «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Посвятив себя молитве, маленькая группа верующих, числом около 120 (Деян.1:15), пребывала в нетерпеливом ожидании.

> Спустя десять дней на апостолов сошел Дух. Случилось это на иудейский праздник Пятидесятницы, который празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Первоначально Пятидесятница была связана с завершением сбора первых колосьев пшеницы. Поэтому в Ветхом Завете она называется «праздником урожая» (Исх.23:16) или «праздником недель» (Исх.34:22), «днем первых плодов» (Числ. 28:26). В храме совершались особые приношения, и на богослужение стекалось множество иудеев, не только из Палестины, но и из-за рубежа. В более позднем иудаизме раввины связали Пятидесятницу с дарованием Закона Моисеева на Синае. Таким образом, для этого праздника были характерны радость и благодарность, как в его первоначальном, так и в последующем понимании.

> *. День Пятидесятницы

> Согласно повествованию Луки, ученики, пребывавшие вместе, вдруг услышали звук, «как бы от несущегося сильного ветра», который «наполнил весь дом, где они находились»; и на каждого из них опустилось нечто, видом походившее на небольшой язык пламени. Они исполнились радостного ликования и начали хвалить Бога, «как Дух давал им провещавать» (Деян.2:2-4). Так сверхъестественное действие Духа Божьего положило начало христианской Церкви. С помощью символов ветра и огня Лука показывает, как животворящая сила Духа передала ученикам некий заразительный восторг, который распространялся на всех, кто слышал их свидетельство.

> Иудеи из других стран, прибывшие в Иерусалим на праздник недель, были поражены таким духовным изобилием. Подобно глоссолалии, имевшей место впоследствии в первоначальной церкви в Кесарии (Деян.10:4), Эфесе (Деян.19:6) и Коринфе (1Кор.12 и 14), говорение языками на Пятидесятницу предполагало некое духовное опьянение (ср. Деян.2:15), напоминающее экстатическое «безумие», описанное у поэтов. В то же время слышавшие Петра и других учеников воспринимали их, как если бы те говорили на их родных языках: Дух давал людям понимание.

> Лука приводит резюме проповеди Петра (Деян.2:14-36). Оно начинается с объяснения столь необычного события. По словам Петра, так исполнилось пророчество ветхозаветного пророка Иоиля о том, что до начала мессианского суда на Израиль должен сойти Дух (Иоил.2:28-32). Затем Петр объявил Иисуса Мессией, чьи смерть и воскресение произошли «по определенному решению и предведению Божию» (Деян.2:23). Как указал апостол, Дух дается Богом при условии покаяния за грехи и крещения во имя Иисуса Христа.

> Проповедь Петра пробудила веру во многих слушателях. К завершению дня Пятидесятницы число христиан увеличилось приблизительно на 3000 человек (Деян.2:41). Эти люди, сообщает Лука, «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). Под «учением апостолов» имеется в виду наставление о жизни и учении Иисуса в свете Ветхого Завета. «Преломление хлеба» – это общие трапезы, которые совершали верующие у себя в домах (ср. Деян.2:46); их кульминацией была вечеря Господня. Такие трапезы назывались «вечерями любви» (Иуд.12).

> Из рассказа Луки о первоначальной церкви видно: ее члены были тесно сплоченной группой внутри иудейской общины. Все первые христиане либо родились иудеями, либо были иудейскими прозелитами (Деян.2:5-10). Хотя церковь считала себя истинным Израилем Божьим (Гал.6:16) и народом нового Завета (2Кор.3:6), внешне она практически не отличалась от многочисленных иерусалимских синагог. Подобно членам других синагог, христиане участвовали в регулярном храмовом богослужении (Лк.24:53; Деян.2:46; 3:1), соблюдали иудейские праздники и, в целом, исполняли Закон Моисеев.

> Согласно первым главам Деяний, население Иерусалима было благорасположено к христианам (Деян.2:47), и в христианство даже обратились некоторые священники и фарисеи (Деян.4:4; 5:14; 6:7; 15:5). При этом ни из чего не видно, что эти священники перестали исполнять свои обязанности при Храме, или что фарисеи прекратили следовать своим строгим установлениям. Именно в рамках иудаизма собирались ежедневно для «молитв» (Деян.2:42) члены новой группы. Такую молитву они, как иудеи, уже ранее были приучены совершать, но отныне она обрела для них новый смысл в свете веры в Иисуса как Мессию Божьего.

> Внутренняя сплоченность христианской общины выражалась и в том, что иногда называют «коммунистическим экспериментом». Конечно, это не был коммунизм в строгом смысле слова, ибо частный контроль над имуществом не был отменен (Деян.5:4). Под влиянием той взаимной любви, которую вселил в них Иисус, владельцы недвижимости продавали ее, а выручку добровольно передавали апостолам; апостолы же образовали общий фонд и выдавали из него деньги самым бедным членам общины (Деян.2:45; 4:34-35). В этом ярко проявлялось единство христиан. {В какой мере «коммунистические» обычаи ранней церкви испытали влияние общинной жизни ессеев, неясно. В любом случае наиболее характерных особенностей ессейства мы среди учеников Иисуса не находим.} К сожалению, порой не обходилось без крайностей и злоупотреблений (Деян.5:15; 6:1). Кроме того, утечка капитала оставила иерусалимскую церковь без средств впоследствии, когда настали трудные времена. Следует отметить, что Павел, который сам признавал и подчеркивал необходимость взаимной экономической ответственности среди христиан (Рим.12:13:15:27; Гал.6:2), предписывал выделять деньги в общий фонд из заработка (Еф.4:28; ср. 2Сол.3:10).

> Обязанность делиться и помогать бедным стала в Церкви постоянным принципом, хотя жизнь заставила видоизменить методы, принятые на первых порах в Иерусалиме. Миссионерствуя среди язычников греко-римского мира, апостол Павел всегда призывал щедро жертвовать в фонд помощи бедным членам иерусалимской церкви-матери (Рим.15:16,25-27; 1Кор.16:14; 2Кор.8:1-15; 9:1-5; Флп.4:18). Но почему христиане Иудеи так обеднели? Послужили ли тому причиной голод, или гонения, или ошибочный коммунистический эксперимент? Как бы то ни было, Павел видел здесь замечательную возможность для своих новообращенных усвоить, что на практике означает максима: «мы… <каждый в отдельности> один для другого – <части тела>» (Рим.12:5).

[ Брюс М. Мецгер. Из кн. "Новый Завет. Контекст, формирование, содержание", из гл. 8 ]

 

 

 

 

см. также:
 + + + В.Н.Кузнецова: Реки живой воды
 + + + К.С.Льюис: Бог в трех лицах?
 + + + Том Райт: Дух Святой и задача Церкви (+ссылки!)
 + + + В.В. Сорокин: апостольская община явила миру
              в день Пятидесятницы Лик Святого Духа
               messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 (+ссылки!)
 + + + свт. Лев Великий: Праздник сошествия Святого Духа на апостолов
   
                      messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!)

 + + + из богослужения праздника Троицы -
        Молитва коленопреклоненная
         messia.ru/rasylka/007/1859.htm#0 (+ссылки)
 + + + свящ. Александр Мень, Карл Барт о Св. Духе (+ссылки)
 + + + О Святом Духе Николай Бердяев, о. Cергий Желудков, Михаил Новоселов

 + + + инок Григорий (Круг). День святой Троицы. Пятидесятница
 + + + Романо Гуардини.
        В Духе Святом. Вера и Святой Дух. Владыка истории. Церковь.

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе.
 И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра.
 Шум заполнил весь дом, в котором они находились.
 Они увидели нечто напоминающее языки пламени;
 эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
 Все исполнились Святого Духа
 и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом.
 В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи
 со всех концов света, из самых разных народов,
 и на шум этот собралась большая толпа.
 Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран.
 Они удивлялись:
 - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?
   А почему же мы слышим,
   что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом?
   А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
   и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
   Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима,
   как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
   И все мы слышим,
   как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!*
                                  (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)

                                * * *

*Плоды света - это доброта, справедливость и истина.
 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.
 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.
 Наоборот, своей жизнью обличайте их! ...
 Только при свете становится видно всё то, что обличается,
 а всё, открытое свету, и само есть свет. Поэтому и говорится:
 Спящий, проснись!
 Встань из мертвых -
 и тебя осияет Христос!
 Так следите внимательно за своим поведением!
 Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные.
 Старайтесь хорошо использовать свое время,
 потому что дни теперь окаянные.
 Поэтому не будьте бестолковыми,
 но умейте понимать, в чём воля Господа.
 В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность,
 но наполняйтесь Духом!
 Беседуйте друг с другом
 словами псалмов, гимнов и духовных песнопений.
 Пойте и воспевайте Господа от всего сердца.
 Всегда и за всё благодарите Бога Отца
 во имя Господа нашего Иисуса Христа.*
                           (Еф.5:9-11,13-20 — из чтения понедельника)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3525.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»