=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 18 февраля 2018 г. ст.ст., суббота 2-й седмицы Великого поста.

 

 

 

2-я седмица Великого поста:
свящщ. Александр Мень, Яков Кротов:
  о проведении Великого Поста

 

 

 

 

Оставшиеся дни Великого поста (кроме воскресных) мы посвятим Нагорной проповеди (Мф.5-7).

 

Мф.5:3-4

3  — Как счастливы те, что бедны ради Господа!
   Царство Небес — для них.
4 Как счастливы те, что скорбят!
   Бог их утешит.
3 Блаженны нищетой духа своего томимые,
ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны скорбящие:
утешены будут они.

 

 

> Одним из главных психологических приемов <Нагорной> проповеди является перенесение внимания слушателя с абсолютного эгоизма, в котором привычно пребывает большинство людей, – на сочувствие к ближнему. Иисус призывает нас постоянно оценивать свои мысли, слова и дела с точки зрения интересов окружающих, а не собственной корысти. Уже одним этим Иисус привлекает пристальное внимание к своей речи, поражая, смущая – и неодолимо притягивая сердца и умы в течение двадцати веков.

> Как бы ни изменялась жизнь на Земле, какой бы социальный и политический строй ни господствовал, какие бы события ни происходили, человек продолжает – тревожно, внимательно, то с ликованием, то с содроганием и трепетом сердечным – внимать словам Иисуса. Каждый пытается их понять, исходя из состояния собственной души и из насущной жизненной ситуации.

> Задумаемся, например, почему Нагорная проповедь открывается такими словами:

> Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Матф.5,3)

> Так звучит первая из девяти так называемых «заповедей блаженства». Каждая из них начинается по-гречески со слова мака́риой – «блаженны», «счастливы», что является переводом древнееврейского ашрeй. Этим же словом открываются и Псалмы Давидовы:

> Блажен [ашрей] муж, который… (Пс.1,1)

> Э́шер, или о́шер – по-древнееврейски «блаженство», «счастье». Ашре́й – буквально «блаженства» (двойственное число): это «двойное счастье», «сугубое блаженство». «Вдвойне», «сугубо блажен» тот, кто… и далее следует перечисление тех душевных качеств и поступков, которые приносят блаженство, делают человека счастливым.

> Уже само перечисление этих качеств в Нагорной проповеди нас ошеломляет, поражает. Оказывается, прежде всего –

> Блаженны нищие духом... (Матф.5,3)

> Читающий эти слова сразу начинает думать: а кто же это такие? И до сих пор по этому поводу не умолкают споры: нищие, да еще и духом! Обычно блаженными, счастливыми называют людей богатых, обеспеченных, а тут нищие (пусть даже и духом) – счастливы!..

> Блаженны плачущие... (Матф.5,4)

> Как же это может быть? Счастливыми мы именуем тех, кто радуется. С какой стати счастливыми назовем мы плачущих людей?

> Блаженны кроткие... (Матф.5,5)

> Кроткие – они где-то на обочине жизни обитают, это какие-то маргиналы, которых люди хищные расталкивают, стремясь к своей цели и выгоде… Но, оказывается, счастливы-то именно кроткие!..

> Блаженны алчущие и жаждущие правды…
> Блаженны милостивые...
> Блаженны чистые сердцем...
> Блаженны миротворцы... (Матф.5,6–9)

> Ну, с этим мы еще можем как-то согласиться. Но дальше? –

> Блаженны изгнанные за правду... (Матф.5,10)

> У многих это вызывает прямо-таки возмущение. Ведь что такое изгнанный человек? Гонимый, преследуемый, лишенный дома, не находящий себе поддержки, не имеющий ни уверенности в завтрашнем дне, ни вообще какой-либо стабильности в жизни. Но, оказывается, именно он блажен, счастлив: он изгнан за правду! Но ведь гонения за правду нередко сопровождаются ссылкой, заключением, а то и казнью... Оказывается, всё это может приносить счастье! Как же так?

> Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Матф.5,11)

> Разве не несчастен тот, кого гонят, проклинают, ненавидят? Оказывается, он блажен, по словам Иисуса, он счастлив!

> Что же всё это, вместе взятое, означает? Именно то, о чём мы сказали выше. Всё это притча, предполагающая инверсию обычного восприятия. Притча, которая предлагает человеку посмотреть на жизнь не со стороны сиюминутной корысти и выгоды, а с точки зрения цели всей своей жизни, ее предвечного смысла! Для чего, собственно, человек приходит в этот мир? Для того ли, чтобы что-то урвать? Кого-то укусить? Чем-то мгновенно насладиться за счет другого? Или есть некий иной смысл, иное предназначение нашего земного бытия? Вот об этом смысле, об этом предназначении здесь и говорится.

> Оказывается, для того чтобы понять дальнейшую речь Иисуса, следующие части его Нагорной проповеди, необходимо глубоко измениться. Просто потому, что человеку алчному и хищному, стремящемуся исключительно к своей выгоде, слова Иисуса непонятны, а порой и глубоко враждебны, ибо они бьют и ранят его, ибо они больно уязвляют его эгоизм. В лучшем случае, такой человек совершит религиозный обряд, – а далее продолжит жить по-прежнему… Но разве к этому направлена проповедь Иисуса – чтобы человек отмахнулся, «ритуально-обрядово отделался» от Божьих слов?..

> «Блаженства» Нагорной проповеди изображают ту духовную эволюцию, которую должен пройти каждый, кто хочет внимать проповеди далее. Человек призван не только услышать о «нищих духом», но и сам стать таковым.

> Что же такое – «нищий духом»? Прежде всего – смиренный, потому что в библейском метафорическом языке древнееврейское нхе ру́ах означает «сокрушенный (буквально „разбитый“) духом», то есть не превозносящийся, сдержанный (Ис.66,2). Сокрушение духа – антитеза его гордыне, надменности. Ср.: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует» (Авв.1,11). «Нищий духом» – это тот, кто отодвинул себялюбие и гордыню, дабы дать место Свету Божьему.

> Иоанн Креститель сказал об Иисусе так:

> Ему до́лжно расти, а мне умаляться. (Иоан.3,30)

> Если уж Иоанн Предтеча произнес такие слова, то что же сказать нам? Чтобы в нас «возрос Иисус» и утвердилось его слово, – разве не следует нам самим «умалиться» – уменьшить, сократить, отодвинуть собственный эгоизм? Ведь не вольется ни капли «живой воды» – учения Истины – в разум, переполненный сознанием собственной значимости! Вот почему нужно смириться, возрыдать о грехах своих, сделаться кротким, возжаждать правды…

> Но есть и другой смысл у выражения «нищие духом». Нищий – это ничего не имеющий и постоянно просящий. Именно таким и должен ощущать себя человек по отношению к благам духовным – постоянно просить их у Бога, ибо истинной духовности, в которой мы так нуждаемся, нам, по большому счету, в земной жизни всегда недостает.

<.....>

> <.> преображение внутреннего мира человека, его просветление, озарение – ведет к преображению также и внешнего мира. Внутреннее и внешнее глубочайшим образом связаны между собой, по своей сокрытой сути – они одно. И только восприятие падшего человека («познание добра и зла» – Быт.3,5) четко и однозначно делит мир на сферы внутреннего и внешнего. Учение Иисуса направлено на то, чтобы упразднить противоположность, «несовместимость» этих двух сфер, ослабить разделение между ними, и чтобы человек осознал жизнь в ее целости. Ведь феномены окружающего бытия – это отражение и продолжение того, что заключено в нашем собственном сердце...

> Первые «заповеди блаженства» направлены на изменение внутреннего мира человека – он призван сердцем ощутить и признать свою вину, чтобы прийти к Богу с покаянием, оплакивая свои грехи:

> Блаженны плачущие... (Матф.5,4)

> Такой человек перестает быть алчным, становится кротким. Но ведь кротость можно проявлять только по отношению к другим. Эта «заповедь блаженства» – переходная от внутреннего состояния к внешним проявлениям. А следующие «заповеди» – уже обращены во внешний мир, направлены на отношения с ближними.

> Они описывают проявления очищенной, просветленной души. Так, алчущий и жаждущий правды (праведности) – это тот, кто и сам являет праведность, и призывает других следовать ей. Милость необходима тем, кто нуждается в сочувствии. Миротворцы – приносят мир окружающим. А изгнанные за правду? – Тут уж никак не обойтись без других людей – и тех, кому возвещаешь эту правду, и тех, которые гонят тебя за нее.

Дмитрий Щедровицкий. Из кн. "Слушая Нагорную проповедь", 
из гл. "Целостность учения" ]


* т.е. наполняет собой. – прим. ред. рассылки.

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Так смотри́те же, братья,
 пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим,
 что окажется способным отступиться от Живого Бога!
 Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга,
 пока еще время зовется СЕГОДНЯ,
 чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!
 Мы ведь стали сподвижниками Христа,
 если, конечно, до конца сохраним ту твердость,
 что была у нас с самого начала.
 Когда Писание говорит:
 "Сегодня, если голос Его слышите,
   сердцам своим не дайте стать строптивыми,
 как это было в дни, когда вы воспротивились", -
 кто были те, что услышали, но воспротивились?
 Не  все  ли  те,  кого Моисей вывел из Египта?* (Евр.3:12-16/**/)

                                * * *

*Рано утром, еще до света, Он вышел из дому,
 отправился в уединенное место и там молился.
 Но Симон с товарищами бросились за Ним вдогонку и нашли Его.
 Они сказали: "Все Тебя ищут".
 Иисус говорит им:
 "Пойдем в другое место, в соседние селения,
  возвещать и там Радостную Весть.
  Ведь Я ради этого пришел".
 Так ходил Он по всей Галилее,
 возвещая Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов.
 Однажды приходит к Нему прокаженный
 и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит:
 "Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!"
 Иисус, сжалившись над ним, протянул руку, прикоснулся к нему
 и говорит: "Да, хочу, очистись".
 Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.
 Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав:
 "Смотри, никому ничего не говори,
  а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,
  и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей,
  чтобы всё это видели".
 Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся
 и говорил об этом повсюду,
 так что Иисус уже не мог открыто появляться в городе.
 Он находился за городом в безлюдных местах,
 но и туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/*/)

             *********************************************

/*/ включает чтение субботы.
/**/ чтение субботы.
В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3624.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru