=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

* 25 февраля 2019 г. ст.ст., воскресенье перед Великим Постом
  {'Прощеное'; Воспоминание изгнания Адама из Рая}.

  литургические чтения: Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21.

 

 

 

К апостольскому чтению:
 + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
    завершение века сего и начало нового. время пробудиться!
                    messia.ru/rasylka/010/2521.htm (+ссылки)
 + В.Н.Кузнецова: Близится День. Сильные и слабые

 

 

 

 

 

> Ну что же, в преддверии Великого поста рассмотрим основания, почему мы постимся, и возможные возражения на них – в апологетических целях.

> 1) «Мы постимся в подражание Христу: Он сорок дней постился, и мы вслед за Ним». Очень хорошо. Тогда, исходя из этой логики, мы должны в продолжение наших постных 48 дней, подражая Христу, и по воде ходить, и больных исцелять, и мёртвых воскрешать. Итак, все через Москву-реку (Неву, Обь, Темзу и т.д., кто где живёт) пешком по воде – в больницы и морги!

> Преп. Макарий Великий говорит, что мы должны подражать Христу в Его кротости, смирении, обращении с людьми, а обширная западная духовная литература проработала тему подражания Христу (к которому мы действительно как христиане призваны, каждый в свою меру) очень полно: последовать Ему надо в бедной жизни, в несении креста и скорбей от мира сего, непрестанной молитве и предании всего себя Богу Отцу и т.д. Свести всю эту сферу только к гастрономии и поклонам никак невозможно.

> 2) «Придут дни, в которые от учеников отнимется Жених, и тогда будут поститься». – Итак, у всех православных христиан на 48 дней, независимо от их внутреннего состояния, отнимается Жених. Эти 48 дней они проводят без Христа и Его Духа. Непонятно, зачем они тогда ходят в церковь и причащаются: Жених-то у них отнят, хотят они того или не хотят... На самом деле, конечно, эти слова Христа не могут быть основанием дисциплинарного поста. Жених наших душ отнимается от нас только нашими личными грехами, или же по особому воспитательному плану Божию. В таких случаях человек действительно постится – но это не обще-дисциплинарная вещь, и не может быть таковой.

> 3) «Сей род (имеется в виду беснование) исходит только молитвою и постом», и вот поэтому все-все-все обязаны поститься. Но, простите... даже как-то и неловко об этом говорить... мы что, все бесноватые? «Да», смело заявляют многие проповедники. «Наши страсти – это "малое беснование", и от них мы очищаемся постом»... и т.д., и т.п. Но всё же нет: нужно такие серьёзные термины употреблять в точном их значении. Страсти – это страсти, а беснование – это беснование. Основой общецерковного поста это изречение Христа быть не может, – только личного, если человек окажется в таком крайнем бедствии, каким является действительная одержимость злым духом.

> 4) «Пост – время для того, чтобы мы более сосредоточенно вошли в себя, покаялись, больше молились, всем простили, больше делали добрых дел, прочли Евангелие или душеполезную книгу» и т.д. Это обычные и самые частые мотивы великопостных проповедей. Всё это прекрасно; но, стало быть, после поста мы можем рассосредоточиться, меньше молиться, никому ничего не прощать, делать меньше добрых дел, а Св. Писание и душеполезные книги и вовсе не читать. Я думаю, тут даже и обсуждать нечего. Кроме того, очень важно, что христианская жизнь требует ровности: каждый христианин находит свою меру воздержания, и, держа тело в добром рабочем состоянии, всё внимание обращает на внутреннюю, повседневную и непрестанную жизнь со Христом. Всякие à la спортивные «рывки-расслабления» (равно как и непрестанные мысли о еде) очень этому мешают.

> 5) «Постимся мы за послушание Церкви». Действительно, это веский аргумент. Но почему по уставу XII века, а не, скажем, II или III-го, в которые Церковь, по общепринятому мнению, была гораздо более духовной и близкой ко Христу, чем современная? Вот уставы того времени (Православная энциклопедия, статья «Великий пост»): «Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество христиан постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так считают живущие в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так поступают живущие в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 седмиц перед праздником Пасхи, а другие – в течение 2, как, например, монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII, 19). «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным... Одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа дня вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V, 22). Обязательность В. п. для всех верных была закреплена 69-м Ап<остольском> прав<иле> (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.)». Хорошо ли, что Церковь превратилась в единообразный строй? Где разнообразие уставов? Где апостольский принцип вариативности (Рим. гл. 14)?

> 6) «Мы таким образом готовимся к празднику Пасхи: соумираем со Христом и совоскресаем с Ним». Но об этом я уже немало писал – не превращаем ли мы таким образом Церковь в театр, где по расписанию даются те или иные пьесы, а мы обязаны, опять же строем, подлаживать под них своё внутреннее расположение, хотя Бог, может быть, даёт каждому свой духовный настрой? Что же касается того, каково мнение Бога о нашем посте, то с ним можно ознакомиться в 58-й главе книги Пророка Исаии. Не буду приводить здесь выдержку, уже и так слишком большая заметка получилась.

> Вот такие мысли – весьма индивидуалистические, конечно. Не поймите меня неправильно – всё это для размышления и испытания основания наших действий, а не для разорения церковных уставов. Дать себе личный ответственный отчёт, "почему и на каких основаниях пощусь именно я", по-моему, очень даже хорошо.

[ игумен Петр Мещеринов. Запись в Facebook ]

 

см. также:
+ игумен Петр (Мещеринов): Может ли пост быть во вред? (+ссылки)
+ тот же текст в "МоВиЦ":
   искажение смысла поста (+ссылки) / поститься «библейски» (+ссылки)

+ протопресвитер Александр Шмеман:
   Великий пост – время покаяния
(+ссылки)

 

 

* * *

 

> Сегодня нам напоминают о падении Адамовом, о нашей общей греховности, ибо Адам — это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стои́м перед лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы.

> <...> наша подготовка — в наших руках. Господь Иисус говорит: «Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами». В самом деле, как это понятно, как это просто и логично. Можем ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», — когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно. Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению. Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы.

> И давайте начнем сегодня. Давайте вспомним всё то злое, что есть в нашей жизни, и оставим это за порогом Великого поста. Я, конечно, знаю, что это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Христов, ради этого сто́ит поступиться собой. «Се время благоприятное», — говорит нам Церковь, а мы взываем устами псалмопевца: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда, когда я в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодолима сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спасения, нет мне прощения, нет мне исцеления, чтобы тогда я узнал, что оно есть, оно есть и даруется нам Духом Христовым, Христом Спасителем, невидимо присутствующим здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир, чтобы ни один человек не погиб, но имел жизнь вечную.

о. Александр Мень. 
Из проповеди в Прощеное воскресенье, оп. в сб. "Свет во тьме светит",
фрагмент вошел в кн. "Практическое руководство к молитве"  

+ о. Александр Мень о подготовке к Великому посту: ТСО; лекция

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                               (Иоиль 2:12-19/++/)

* * *

*Так сказал Господь Воинств: ...
 Вот что вы должны делать:
 говорите друг другу правду,
 к правде и миру стремитесь в суде.
 Не замышляйте зла друг на друга
 и ложных клятв избегайте:
 всё это Я ненавижу»,
                  — говорит Господь. ...
 Так сказал Господь Воинств:
 посты ... станут для дома Иуды праздниками,
 днями радости и веселья;
 только любите правду и мир.
 Так сказал Господь Воинств:
 снова придут народы,
 из многих городов соберутся,
 жители одного города
 пойдут в другой со словами:
 «Пойдем помолимся Господу,
 воззовем к Господу Воинств!»
 И услышат:
 «Я с вами! Я тоже пойду!»
 И много племен
 и могучих народов придет в Иерусалим
 взывать к Господу Воинств,
 Господу помолиться.
 Так сказал Господь Воинств:
 в те дни десять человек
 из народов разноязычных,
 ловя за полу иудея,
 скажут: «Мы пойдем с вами:
 мы слышали: с вами — Бог».* (Зах.8:14,16-17,19-23/&/)

* * *

*Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви.
 Кто любит другого, тот исполнил Закон.
 Потому что все заповеди: "не нарушай супружескую верность, не убивай,
 не воруй, не желай чужого" – и эти, и остальные заповеди
 заключены все в одной: "люби другого, как самого себя".
 Любовь не причиняет ближнему зла.
 Поэтому любовь – исполнение всего Закона.
 Тем более что вы знаете, какое сейчас время:
 настал час вам пробудиться от сна,
 наше спасение теперь ближе к нам,
 чем тогда, когда мы только обрели веру.
 Ночь проходит, близится день.
 Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
 Давайте жить так, как подобает при свете дня:
 без оргий и пьянства, без разврата и безобразий, без раздоров и зависти.
 Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос!
 Так не поддавайтесь своей греховной природе и ее вожделениям.
 Человека, вера которого слаба, принимайте к себе,
 но не вступайте с ним в споры о его взглядах.
 Скажем, один верит, что можно есть всё,
 а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест.
 Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. Ведь Бог его принял!
 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?!
 Его господин сам решит, стои́т тот или упал.
 Но он всё же будет стоять, потому что Господь властен поднять его.
 ...
 Итак, мы должны стремиться к тому,
 что несет нам мир и взаимную поддержку.
 Не разрушай ради пищи дело Бога.
 Есть можно всё, но плохо, если ты вводишь человека в грех
 пищей, которую ешь.
 Лучше не есть мяса и не пить вина, если этим ты вводишь брата в грех.
 Держи свои убеждения на этот счет про себя,
 пусть о них знает только Бог.
 Счастлив человек, который не осуждает себя,
 поступая по своим убеждениям.
 А если он сомневается, можно ли ему что-то есть, но всё же ест,
 он уже осужден, потому что поступает не по вере.
 А всё, что делается не по вере, есть грех.* (Рим.13:8-14:4,19–23/@/)

* * *

*Смотри́те, не выставляйте напоказ своей набожности,
 чтобы привлечь внимание людей.
 Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца.
 Так вот, когда подаешь милостыню, не труби об этом во все трубы.
 Так делают в синагогах и на улицах святоши,
 для того чтобы люди осыпали их похвалами.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А когда ты подаешь милостыню, пусть никто об этом не знает,
 чтобы помощь твоя совершалась втайне.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.
 Когда молишься, не веди себя, как святоши.
 Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке,
 чтобы все их видели.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь
 и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо.
 И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.
 Когда мо́литесь, не бубните, как язычники.
 Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог.
 Не уподобляйтесь им!
 Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите.
 А вы моли́тесь так:
  Отец наш на Небесах!
  Пусть прославится Твое имя,
  пусть придет Твое Царство,
  пусть исполнится и на земле воля Твоя,
  как на Небе.
  Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  И прости нам наши долги,
  как и мы прощаем
  тем, кто нам должен.
  Не подвергай нас испытанию,
  но защити нас от Злого.
 Если будете прощать людям их проступки,
 тогда и вам простит ваш Небесный Отец.
 А если не будете прощать людям,
 и Отец ваш не простит вам ваши проступки.
 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши.
 Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.
 Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.
 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо,
 чтобы не знали люди, что ты постишься,
 а знал только Отец твой, который видит всё, что совершается тайно.
 Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно,
 вознаградит тебя.
 Не копи́те себе богатств на земле,
 где моль и ржавчина портят их
 и где воры, забравшись в дом, крадут.
 Вы же копи́те себе богатства на небе,
 где ни моль, ни ржавчина их не испортят
 и где воры, забравшись, не украдут.
 Ведь там, где богатство твое,
 будет и сердце твое.* (Мф.6:1–21/@@/)

* * *

*Придя на место, Он сказал им:
 "Моли́тесь, чтобы устоять в испытании!"
 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня
 и, став на колени, молился:
 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!
 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:40-42/++/)

             ********************************************* 

/+/ из еванг. чтения вторника.
/++/ перевод: А.Графов. Паремия, читаемая на 6-м часе в среду.

/&/ из богослужебных чтений пятницы, перевод из "Современного русского перевода" Библии.
/@/ из апостольского чтения субботы и воскресное апост. чтение.
/@@/ евангельское чтение субботы и воскреснья.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3778.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru