=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Христос воскрес!

* 24 мая 2021 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пасхе "о слепорожденном"
  литургические чтения: Деян.16:16-34; Ин.9:1-38.

 

 

 

 

 

 

> ДУХОВНОЕ ЗРЕНИЕ И ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА (9.1-41)

> 9.1-12 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО

> 1Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения.

> 2– Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики. – Кто согрешил: он сам или его родители?

> 3– Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус. – Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи. 4Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться.  5Пока Я в мире, Я – свет миру.

> 6Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью 7и сказал:

> – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит «посланный») и умойся.

> Тот пошел, умылся и стал зрячим.

> 8Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить:

> – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню?

> 9– Да, это он, – отвечали одни.

> – Нет, он просто похож на него, – возражали другие.

> – Это правда я, – сказал сам человек.

> 10– А как ты стал видеть? – спросили они.

> 11– Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть.

> 12– Где Он? – спросили они.

> – Не знаю, – говорит он.


> 9.1 человека – в некоторых рукописях: «сидящего человека».
> 9.4 мы должны – в некоторых рукописях: «Я должен»; Того, кто послал Меня – «Того, кто послал нас».
> 9.6 помазал ему глаза этой грязью – в ряде рукописей: «положил ему на глаза эту грязь».
> 9.8 просившим милостыню – во многих поздних рукописях: «слепым».


> 9.2 Исх 20.5; Иез 18.20; Лк 13.2,4    9.3 Ин 11.4    9.4 Ин 5.17    9.5 Ис 49.6; Ин 1.4,5,9; 8.12; 12.46
> 9.6 Мк 8.23    9.7 4Цар 5.10    9.8 Деян 3.10


 

> Ст. 1 – Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения – Не совсем понятно, связана ли эта сцена с предыдущей и где всё это происходит. Как следует из 8.59, Иисус покинул Храм. Скорее всего, Он мог встретить слепого, выходя из него, ведь слепые, как и другие калеки, жили за счет милостыни. Во все времена нищие обычно устраивались неподалеку от ворот Храма, где проходило много паломников. В синоптических Евангелиях рассказывается о том, что Иисус возвращал слепым зрение (Мк 8.22-26; 10.46-52; Мф 9.27-31; 12.22-23; 15.30; 20.29-34; Лк 18.35-43), но нигде не говорится об исцелении слепорожденного.

> Ст. 2 – Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики – Люди всегда верили, что болезнь – это наказание за грех, причем считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех. Как говорится в Талмуде, нет смерти без греха и нет наказания без вины. В первой части Евангелия ученики играют столь малозначительную роль, что об их существовании даже забывается. Так, например, неизвестно, двенадцать ли это или какие-то другие ученики, присоединившиеся к Иисусу в Иудее и Иерусалиме. Они разделяют это распространенное убеждение о непосредственной связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам или его родители? – Так как человек родился слепым, казалось бы, вопрос излишен, потому что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической литературе утверждается, что человек может согрешить во чреве матери. Например, если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки (Быт 25.22) объяснялась их желанием убить друг друга, а также тем, что, когда беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался выбраться из чрева, чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо языческих храмов, безбожный Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить идола. Дети также могли расплачиваться физическими недостатками за грехи родителей.

> Ст. 3 – Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус – Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие прямой причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же, болезнь и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен страшной болезнью – проказой; целый ряд Псалмов говорит о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу пророка Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях самого Иисуса.

> Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи – В раввинистической литературе довольно часто встречается утверждение, что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви», и если человек переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает в награду долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий, и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом конкретном случае и о том, какая связь существует между страданием слепорожденного человека и Его собственным служением. Их встреча состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем прославил Своего Отца. Ср. 11.4; Исх 9.16; Рим 9.17. Чтобы благодаря ей стали явными... – возможно понимание: «так что благодаря ей станут явными...». Ведь в греческом языке этого времени целевой союз «хи́на» приобретает также значение следствия.

> Ст. 4 – Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться – День и ночь – это синонимы света и тьмы, жизни и смерти, спасения и гибели. В 8.12 Иисус торжественно объявил себя светом миру, в 8.56 Он говорил о Своем дне как о дне спасения. Пока длится день – то есть пока человек живет; ср. 12.35, 36. Ср. изречение Талмуда: «День короток, задача велика, труженики ленивы, плата изобильна, хозяин дома спешит», где день означает жизнь. Мы – Казалось бы, более естественным было бы здесь местоимение «Я», как в некоторых рукописях. Но практически все комментаторы, полагают, что «Я» – это попытка переписчиков сделать текст понятнее. Почему же здесь употреблено местоимение множественного числа? По мнению одних толкователей, Иисус включает в «мы» Своих учеников или отождествляет себя с раннехристианской общиной времен евангелиста (). Но другие, как, например, Ч.Додд, видят здесь пословичное выражение, которое Иисус прилагает к Своей деятельности. Мы должны – То же ощущение долженствования присутствует в Лк 13.33. Грядущая смерть Иисуса означает наступление духовной ночи (ср. 11.10; 13.30).

> Ст. 5 – Пока Я в мире – то есть пока Иисус живет этой земной жизнью. Я – свет миру – «Здесь еще яснее, чем в 8.12, видно, что «свет» – это не метафизическое определение личности Иисуса, но описание Его воздействия на вселенную: Он – свет, который судит и спасает. Только благодаря Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (12.35), Его отсутствие – это тьма». {С.К.Barrett, The Gospel according to St. John, p. 357.} Ср. Мф 5.14; Ис 49.6.

> Ст. 6 – Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью – Иисус не дожидается просьбы со стороны слепого, но сам выступает инициатором исцеления. В Евангелиях редко рассказывается о том, что Иисус применял какие-то средства для лечения. У Марка есть две истории (7.33; 8.23), где также использовалась слюна. В древности считалось, что она обладает целебными свойствами, но, так как ее употребление обычно сопровождалось магическими заклинаниями, евреи с подозрением относились к ней и прямо запрещали в субботу смазывать слюной глаза в лечебных целях. Некоторые толкователи видят здесь аллюзию на сотворение человека в Быт 2.6-7.

> Ст. 7 – И сказал: – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит посланный) и умойся – Этот пруд был расположен недалеко от Храма (Ис 8.6; Лк 13.4); из него зачерпывали воду для торжественных возлияний в праздник Шалашей (см. коммент. на 7.37). Силоам значит «посланный» – По-еврейски он назывался «Шило́ах», народная этимология истолковывала это слово как «посланный». Евангелист Иоанн обычно объясняет негреческие слова (ср. 1.38,41,42). Здесь он видит смысловую перекличку между названием пруда и тем, что Иисус послан Богом.

> Тот пошел, умылся и стал зрячим – Иисус посылает туда слепого омыться, как пророк послал Наамана омыться в Иордане, и тот очистился от проказы (4Цар 5.10-14). Несомненно, евангелист придает этому событию и символическое значение: дар зрения также означает свет откровения, принесенный в мир Иисусом. В святоотеческой экзегезе этот эпизод понимался как указание на крещение во имя Иисуса.

> Ст. 8-9 – Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню? – Да, это он, – отвечали одни. – Нет, он просто похож на него, – возражали другие. – Это правда я, – сказал сам человек – Соседям трудно поверить в то, что слепорожденный теперь видит. Просившим милостыню – Слепые были нищими, жившими за счет милостыни (ср. Мк 10.46).

> Ст. 10 – А как ты стал видеть? – спросили они – дословно: «Как были открыты у тебя глаза?» Это не означает, что глаза слепого были раньше закрыты, просто они ничего не видели; это распространенное выражение (ср. Ис 35.5).

> Ст. 11 – Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть – Духовное прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой знает имя Того, кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нём не знает.

> Ст. 12 – Где Он? – спросили они. – Не знаю, – говорит он – Соседи не замышляют ничего враждебного против Иисуса, их вопрос вызван любопытством. Ср. 5.12-13.

[ В.Н. Кузнецова. Из кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий" // М.: ОПУОПАМ, 2010 ]

 

 

 

см. также к еванг. чтению:
 + + + священник Сергий Круглов: Бог не посылает нам болезни
 + + + священник Яков Кротов:
        слепорожденный и надзиратель (к апост. и ев. чт-ям)
                                                 (+ссылки!)
 + + + митр. Антоний (Блум):
        Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос
 + + + cвятитель Николай Сербский (Велимирович):
        Чудо исцеления слепорожденного
(+ссылки!)
 + + + Дороти Л. Сэйерс: Слепота – не грех
        messia.ru/rasylka/007/1846.htm (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

(paypal, qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff). 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*После долгого спора встал Петр.
 – Братья! — сказал он. —
   Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
   как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники
   услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
   И Бог, знающий сердца людей,
    показал Свою милость к язычникам,
   даровав им Святой Дух, как и нам.
   Он не видит никакой разницы между нами и ими,
   потому что очистил верой их сердца.
   Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
   раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
   которое было непосильным и для наших предков, и для нас?
   Ведь мы верим,
    что спасены одной только любовью Господа Иисуса.
   И они спасены так же!
 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
 которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
 через них совершил Бог среди язычников.
 Когда они умолкли, заговорил Иаков:
 – Братья, выслушайте меня!
   Симеон поведал нам о том,
   как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках,
   избрав из них народ, который будет носить Его имя.
   С этим созвучны и слова пророков,
    потому что в Писании сказано:
    "И потом Я вернусь
     и отстрою рухнувший дом Давида,
     Я воздвигну его из руин,
     Я отстрою его.
     И тогда остальные все люди, и язычники все
     Господа будут искать,
     ибо Я их призвал стать народом,
     носящим Имя Мое.
     Так говорит Господь,
     возвестивший об этом издавна".
   Поэтому я считаю: нам не следует обременять язычников,
   которые обращаются к Богу.
   Мы должны послать им письмо и предписать им
   воздерживаться от пищи,
   принесенной в жертву языческим богам и ставшей нечистой,
   от разврата, от мяса удавленных животных,
    а также от крови.
   Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом городе
   и каждую субботу читается вслух в синагогах.
 Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
 решили избрать из своего числа несколько человек
 и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
 Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
 людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
 и написали письмо, которое те должны были передать:
 "Апостолы и старейшины приветствуют
  всех своих братьев из язычников
  в Антиохии, Сирии и Киликии.
  Как нам стало известно,
   кое-кто из наших смущает и расстраивает вас
  своими предписаниями, на что мы им полномочий не давали.
  Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
  и послать к вам
   вместе с любимыми нашими братьями Варнавой и Павлом,
  людьми, посвятившими жизнь
   служению имени нашего Господа Иисуса Христа.
  Итак, мы послали к вам Иуду и Силу,
  они то же самое изложат вам на словах.
  Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
  кроме следующих обязательных предписаний:
  воздерживаться от употребления в пищу
  того, что принесено в жертву языческим богам,
  от крови и мяса удавленных животных, а также от разврата.
  Поступайте так, и всё будет хорошо.
  Будьте здоровы!" (Деян.15:7-29/+/)

* * *

*В полночь Павел и Сила молились Богу и пели псалмы,
 а остальные заключенные слушали.
 Вдруг началось сильное землетрясение,
  от толчка тюрьма сотряслась,
 в тот же миг все двери распахнулись
  и со всех заключенных спали цепи.
 Тюремщик проснулся
  и, увидев распахнутые двери тюрьмы, выхватил меч
 и хотел покончить с собой:
  он думал, что заключенные разбежались.
 — Ничего над собой не делай! —
   закричал громким голосом Павел. —
  Мы все здесь!
 Тот, потребовав света,
  вбежал в тюрьму и припал к ногам Павла и Силы,
 весь дрожа.
 — Повелители мои, что мне делать, чтобы обрести спасение? —
 спросил он, выведя их наружу.
 — Поверь в Господа Иисуса
    и будешь спасен и ты, и дом твой! —
 ответили они.
И они возвестили Слово Господа ему и всем его домашним.
 И в этот поздний ночной час тюремщик вывел их из тюрьмы,
 омыл их раны и тут же принял крещение
  вместе со всеми близкими.
 Он привел их к себе в дом и пригласил к столу.
 И они всем домом радовались тому, что поверили в Бога.*
                                        (Деян.16:25-34/&/)

* * *

*Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/)

* * *

*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/++/)

* * *

*Иисус сказал:
  "Мои овцы слышат Мой голос,
   и Я знаю их, / они за Мною идут,
   Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки,
    их никто у Меня не похитит.
   То, что дал Мне Отец Мой, – / больше всего,
    и этого у Отца никто не может отнять,
   а Я и Отец – одно".
 Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
 Иисус сказал:
 "Много добрых дел Я вам показал от Отца.
  За которое из них вы хотите побить Меня?"
 Они ответили Ему:
 "Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
  за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
 Иисус ответил:
 "А разве не написано в вашем Законе:
  "Я сказал: 'Вы – боги'"?
  А Писание непреложно.
  Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово,
   Он называет богами,
  как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
  когда Я говорю: "Я – Сын Бога", –
  Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
  Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
  А если Я делаю их, можете не верить Мне,
   но делам Моим верьте!
  И тогда вы узнаете и поймете,
   что Мой Отец – во Мне, а Я – в Нём". (Ин.10:27-38/*/)

* * *

*Старшие священники и фарисеи собрались на заседание Совета.
 — Что нам делать? – говорили они. –
  Этот человек совершает много чудес.
  Если мы позволим Ему продолжать, все поверят в Него.
  И тогда придут римляне
   и уничтожат и наше святое место, и наш народ.
 Один из них, Кайафа, первосвященник того года, сказал им:
 — Ничего вы не понимаете!
  Неужели вам не ясно, что для вас будет лучше,
  если один человек умрет за народ,
   чем если все евреи погибнут?
 Это он сказал не от себя:
  будучи первосвященником того года,
 он изрек пророчество, что Иисус умрет за народ,
 и не только за этот народ,
 но и для того, чтобы собрать воедино
 всех рассеянных по земле детей Божьих.
 И с того дня они стали думать, как погубить Иисуса.*
                                      (Ин.11:47-53/##/)

*********************************************

/++/ евангельское чтение вторника.
/+/ из апост. чтения пятницы
.
/*/ ев. чтение субботы.
/&/ из воскр. апостольского чтения.
/#/ из апост. чтения понедельника 6 седмицы.
/##/
из еванг. чтения понедельника 6 седмицы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4076.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»