=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 24 мая 2021 г. ст.ст.,
воскресенье 6-е по Пасхе "о слепорожденном"
к
апостольскому чтению:
> ДУХОВНОЕ ЗРЕНИЕ И ДУХОВНАЯ СЛЕПОТА (9.1-41)> 9.1-12 ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО> 1Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения. > 2– Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики. – Кто согрешил: он сам или его родители? > 3– Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус. – Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи. 4Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться. 5Пока Я в мире, Я – свет миру. > 6Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью 7и сказал: > – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит «посланный») и умойся. > Тот пошел, умылся и стал зрячим. > 8Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить: > – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню? > 9– Да, это он, – отвечали одни. > – Нет, он просто похож на него, – возражали другие. > – Это правда я, – сказал сам человек. > 10– А как ты стал видеть? – спросили они. > 11– Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть. > 12– Где Он? – спросили они. > – Не знаю, – говорит он. >
9.1 человека –
в некоторых рукописях: «сидящего человека». >
9.2 Исх 20.5; Иез 18.20; Лк 13.2,4 9.3 Ин 11.4
9.4 Ин 5.17 9.5 Ис 49.6;
Ин 1.4,5,9; 8.12; 12.46
> Ст. 1 – Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения – Не совсем понятно, связана ли эта сцена с предыдущей и где всё это происходит. Как следует из 8.59, Иисус покинул Храм. Скорее всего, Он мог встретить слепого, выходя из него, ведь слепые, как и другие калеки, жили за счет милостыни. Во все времена нищие обычно устраивались неподалеку от ворот Храма, где проходило много паломников. В синоптических Евангелиях рассказывается о том, что Иисус возвращал слепым зрение (Мк 8.22-26; 10.46-52; Мф 9.27-31; 12.22-23; 15.30; 20.29-34; Лк 18.35-43), но нигде не говорится об исцелении слепорожденного. > Ст. 2 – Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его ученики – Люди всегда верили, что болезнь – это наказание за грех, причем считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех. Как говорится в Талмуде, нет смерти без греха и нет наказания без вины. В первой части Евангелия ученики играют столь малозначительную роль, что об их существовании даже забывается. Так, например, неизвестно, двенадцать ли это или какие-то другие ученики, присоединившиеся к Иисусу в Иудее и Иерусалиме. Они разделяют это распространенное убеждение о непосредственной связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам или его родители? – Так как человек родился слепым, казалось бы, вопрос излишен, потому что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической литературе утверждается, что человек может согрешить во чреве матери. Например, если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки (Быт 25.22) объяснялась их желанием убить друг друга, а также тем, что, когда беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался выбраться из чрева, чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо языческих храмов, безбожный Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить идола. Дети также могли расплачиваться физическими недостатками за грехи родителей. > Ст. 3 – Не согрешил ни он, ни родители, – ответил Иисус – Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие прямой причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же, болезнь и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен страшной болезнью – проказой; целый ряд Псалмов говорит о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу пророка Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях самого Иисуса. > Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи – В раввинистической литературе довольно часто встречается утверждение, что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви», и если человек переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает в награду долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий, и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом конкретном случае и о том, какая связь существует между страданием слепорожденного человека и Его собственным служением. Их встреча состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем прославил Своего Отца. Ср. 11.4; Исх 9.16; Рим 9.17. Чтобы благодаря ей стали явными... – возможно понимание: «так что благодаря ей станут явными...». Ведь в греческом языке этого времени целевой союз «хи́на» приобретает также значение следствия. > Ст. 4 – Пока длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться – День и ночь – это синонимы света и тьмы, жизни и смерти, спасения и гибели. В 8.12 Иисус торжественно объявил себя светом миру, в 8.56 Он говорил о Своем дне как о дне спасения. Пока длится день – то есть пока человек живет; ср. 12.35, 36. Ср. изречение Талмуда: «День короток, задача велика, труженики ленивы, плата изобильна, хозяин дома спешит», где день означает жизнь. Мы – Казалось бы, более естественным было бы здесь местоимение «Я», как в некоторых рукописях. Но практически все комментаторы, полагают, что «Я» – это попытка переписчиков сделать текст понятнее. Почему же здесь употреблено местоимение множественного числа? По мнению одних толкователей, Иисус включает в «мы» Своих учеников или отождествляет себя с раннехристианской общиной времен евангелиста (). Но другие, как, например, Ч.Додд, видят здесь пословичное выражение, которое Иисус прилагает к Своей деятельности. Мы должны – То же ощущение долженствования присутствует в Лк 13.33. Грядущая смерть Иисуса означает наступление духовной ночи (ср. 11.10; 13.30). > Ст. 5 – Пока Я в мире – то есть пока Иисус живет этой земной жизнью. Я – свет миру – «Здесь еще яснее, чем в 8.12, видно, что «свет» – это не метафизическое определение личности Иисуса, но описание Его воздействия на вселенную: Он – свет, который судит и спасает. Только благодаря Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (12.35), Его отсутствие – это тьма». {С.К.Barrett, The Gospel according to St. John, p. 357.} Ср. Мф 5.14; Ис 49.6. > Ст. 6 – Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза этой грязью – Иисус не дожидается просьбы со стороны слепого, но сам выступает инициатором исцеления. В Евангелиях редко рассказывается о том, что Иисус применял какие-то средства для лечения. У Марка есть две истории (7.33; 8.23), где также использовалась слюна. В древности считалось, что она обладает целебными свойствами, но, так как ее употребление обычно сопровождалось магическими заклинаниями, евреи с подозрением относились к ней и прямо запрещали в субботу смазывать слюной глаза в лечебных целях. Некоторые толкователи видят здесь аллюзию на сотворение человека в Быт 2.6-7. > Ст. 7 – И сказал: – Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит посланный) и умойся – Этот пруд был расположен недалеко от Храма (Ис 8.6; Лк 13.4); из него зачерпывали воду для торжественных возлияний в праздник Шалашей (см. коммент. на 7.37). Силоам значит «посланный» – По-еврейски он назывался «Шило́ах», народная этимология истолковывала это слово как «посланный». Евангелист Иоанн обычно объясняет негреческие слова (ср. 1.38,41,42). Здесь он видит смысловую перекличку между названием пруда и тем, что Иисус послан Богом. > Тот пошел, умылся и стал зрячим
– Иисус посылает туда слепого омыться, как пророк послал Наамана омыться
в Иордане, и тот очистился > Ст. 8-9 – Его соседи и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить – Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню? – Да, это он, – отвечали одни. – Нет, он просто похож на него, – возражали другие. – Это правда я, – сказал сам человек – Соседям трудно поверить в то, что слепорожденный теперь видит. Просившим милостыню – Слепые были нищими, жившими за счет милостыни (ср. Мк 10.46). > Ст. 10 – А как ты стал видеть? – спросили они – дословно: «Как были открыты у тебя глаза?» Это не означает, что глаза слепого были раньше закрыты, просто они ничего не видели; это распространенное выражение (ср. Ис 35.5). > Ст. 11 – Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей, помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», – ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть – Духовное прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой знает имя Того, кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нём не знает. > Ст. 12 – Где Он? – спросили они. – Не знаю, – говорит он – Соседи не замышляют ничего враждебного против Иисуса, их вопрос вызван любопытством. Ср. 5.12-13. [
В.Н. Кузнецова. Из
кн. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.
Комментарий". // М.: ОПУОПАМ, 2010 ]
см.
также к еванг. чтению:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *После
долгого спора встал Петр. * * * *В полночь Павел и Сила молились Богу
и пели псалмы, * * * *Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/) * * * *<Иисус сказал:> * * * *Иисус сказал:
* * * *Старшие священники и фарисеи
собрались на заседание Совета. ********************************************* /++/
евангельское
чтение вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4076.htm
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|