ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! Тема выпуска: |
|||||||||||||
Автор:
свящ. Александр Мень Предыдущие части книги:
> Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7апреля по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение. > Каждая будущая мать испытывает особые переживания. Душа ее чутко прислушивается к совершающейся в ней тайне. <...> Что же сказать о Матери Мессии?.. > Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета. Он говорит об ангеле Гаврииле вестнике мессианства, о смятении Девы, о потрясших ее словах приветствия. > Она "благословенна среди женщин", Ее сын утвердит навеки "престол Давида" и дарует спасение миру... Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. "Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя". Жизнь, Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа. > Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям:. "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". > Кондак праздника:
* * * > Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим Устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная Иоанна Златоустого, или Василия Великого, в те дни, когда это положено по уставу. > В ряде православных стран Благовещение сопровождается обрядом "встречи весенних ласточек". По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим "птичьим праздником" на Руси считалось 9/22 марта, когда прилетают с юга жаворонки. В этот день Церковь отмечает память сорока мучеников.
> Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6/19 августа)? Свидетелем его было всего три человека, какого-то исключительного места в Истории Спасения он, по-видимому, не занимает. И всё же есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения. > Апостол Павел говорит, что Христос на земле "уничижил Самого Себя". Он пришел к людям не как признанный царь, пророк или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал. Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением единственного раза Он уклонялся от почестей и восторгов толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко. > Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой веры потребовало исповедание Петра. > Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами общества, претендует на божественное посланничество, дерзает исправлять самое Писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие не верят в него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно. Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять то, что Он сказал о Себе. А где Его полки и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению... > Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера, преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном виде. > После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого. > Христос молился на вершине горы, а Петр, Иоанн и Иаков спали неподалеку. Когда же они пробудились, то увидели Учителя преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была пронизана светом. Рядом, беседуя с Ним, стояли два пророка... > Чувство невыразимой радости и покоя охватило души учеников. Им захотелось продлить этот неповторимый миг. "Равви! пролепетал Петр, не зная, что сказать. Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии..." > Слово "кущи" он произнес не случайно. Праздник Кущей знаменовал пребывание Господа в сердце избранного народа. В этот день сооружали шалаши из ветвей (кущи), вспоминая о странствии в пустыне и о Славе Вечного, явленной светлым облаком в центре стана. И сейчас на горе Петру казалось, что праздник близости Божией настал. {По мнению многих библеистов Преображение произошло незадолго до праздника Кущей.} И, словно в ответ ему, из облака, осенившего вершину, прозвучали слова: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте". * * * > Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения, когда увидели Господа на другой горе Голгофе? Если помнили, то почему поддались страху и отчаянию? > Но ведь подобное происходит и с нами. И нам подчас приоткрывается божественный Свет, и мы вместе с Петром говорим: "Хорошо нам здесь быть", а потом всё исчезает. Маяк блеснул, и вновь темное море, бурное и грозящее. Как дорога тогда память о Преображенском Свете, посетившем нас! Только храня ее, можно остаться твердым, когда наступит время испытания. > Молния, расколовшая мрак на святой горе, возвещает также и о будущем преображении твари. Христианство учит о теозисе, конечном "обожении" мира и человека. Поэтому праздник Славы Христовой был отнесен Церковью к концу года. > В Ветхом Завете праздник Кущей был "днем урожая", в христианскую эпоху Преображение было отнесено ко времени сбора плодов. > Церковный устав хранит благочестивый обычай первый раз в году есть виноград только после его освящения. {У нас виноград заменяют яблоки.} Совершается оно в конце Преображенской Литургии. > В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все труды, которые Он помог нам завершить. > Кондак праздника:
> УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
> Успение Божией Матери последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост. > Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян.1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин.19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению.{} Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее.{} Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. "Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, говорит он, Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному". > Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле. > <...> > О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах. > Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она "Заступница усердная", "Нерушимая Стена", "Всех скорбящих радость", "Целительница", "Споручница грешных". Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний "хранила в сердце" божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения. > Кондак праздника:
* * * > По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба "Погребения Богоматери", во время которой на середине храма полагают "плащаницу" Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви. |
|||||||||||||
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
|
|||||||||||||
|