=рассылка *Христианское просвещение*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

Тема выпуска:
Праздники в Православии: Благовещение, Преображение, Успение

Автор: свящ. Александр Мень
Опубликовано: свящ. Александр Мень. Таинство, слово и образ
. глава 4.
www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_4.html
(дополнено переводом песнопений на русский язык иером. Амвросия (Тимрота), www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/prmin.htm, с небольшими изменениями)

Предыдущие части книги:
Церковный год
Рождество Богородицы, Воздвижение
Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово

Крещение, Сретение

> БЛАГОВЕЩЕНИЕ

> Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою
.

В сей день спасения нашего начало
и предвечного таинства явление:
Сын Божий Сыном Девы становится
и Гавриил о благодати благовествует.
Потому и мы с ним Богородице возгласим:
"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

 

> Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7апреля — по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение.

> Каждая будущая мать испытывает особые переживания. Душа ее чутко прислушивается к совершающейся в ней тайне. <...> Что же сказать о Матери Мессии?..

> Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета. Он говорит об ангеле Гаврииле — вестнике мессианства, о смятении Девы, о потрясших ее словах приветствия.

> Она "благословенна среди женщин", Ее сын утвердит навеки "престол Давида" и дарует спасение миру... Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. "Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя". Жизнь, Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа.

> Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям:. "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему".

> Кондак праздника:

> Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:
но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:
радуйся Невесто Неневестная.

Тебе, Высшей Военачальнице,
мы, рабы Твои, избавленные от бед,
торжества победные и благодарственные посвящаем, Богородица!
Но Ты, как имеющая силу непобедимую,
от всяких напастей нас освободи,
да взываем Тебе:
Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

 

* * *

> Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим Устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная  — Иоанна Златоустого, или Василия Великого, — в те дни, когда это положено по уставу.

> В ряде православных стран Благовещение сопровождается обрядом "встречи весенних ласточек". По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим "птичьим праздником" на Руси считалось 9/22 марта, когда прилетают с юга жаворонки. В этот день Церковь отмечает память  сорока мучеников.

 

> ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

> Преобразился ecu на горе, Христе Боже,
показавый  учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху:
да возсияет и нам грешным
свет Твой  присносущный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе
.

Преобразился Ты на горе, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы;
Податель света, слава Тебе!

> Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6/19 августа)? Свидетелем его было всего три человека, какого-то исключительного места в Истории Спасения он, по-видимому, не занимает. И всё же есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения.

> Апостол Павел говорит, что Христос на земле "уничижил Самого Себя". Он пришел к людям не как признанный царь, пророк или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал. Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением единственного раза Он уклонялся от почестей и восторгов толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко.

> Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой веры потребовало исповедание Петра.

> Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами общества, претендует на божественное посланничество, дерзает исправлять самое Писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие не верят в него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно. Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять то, что Он сказал о Себе. А где Его полки и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению...

> Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера, преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном виде.

> После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого.

> Христос молился на вершине горы, а Петр, Иоанн и Иаков спали неподалеку. Когда же они пробудились, то увидели Учителя преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была пронизана светом. Рядом, беседуя с Ним, стояли два пророка...

> Чувство невыразимой радости и покоя охватило души учеников. Им захотелось продлить этот неповторимый миг. "Равви! — пролепетал Петр, не зная, что сказать. — Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии..."

> Слово "кущи" он произнес не случайно. Праздник Кущей знаменовал пребывание Господа в сердце избранного народа. В этот день сооружали шалаши из ветвей (кущи), вспоминая о странствии в пустыне и о Славе Вечного, явленной светлым облаком в центре стана. И сейчас на горе Петру казалось, что праздник близости Божией настал. {По мнению многих библеистов Преображение произошло незадолго до праздника Кущей.} И, словно в ответ ему, из облака, осенившего вершину, прозвучали слова: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

* * *

> Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения, когда увидели Господа на другой горе — Голгофе? Если помнили, то почему поддались страху и отчаянию?

> Но ведь подобное происходит и с нами. И нам подчас приоткрывается божественный Свет, и мы вместе с Петром говорим: "Хорошо нам здесь быть", а потом всё исчезает. Маяк блеснул, и вновь темное море, бурное и грозящее. Как дорога тогда память о Преображенском Свете, посетившем нас! Только храня ее, можно остаться твердым, когда наступит время испытания.

> Молния, расколовшая мрак на святой горе, возвещает также и о будущем преображении твари. Христианство учит о теозисе, конечном "обожении" мира и человека. Поэтому праздник Славы Христовой был отнесен Церковью к концу года.

> В Ветхом Завете праздник Кущей был "днем урожая", в христианскую эпоху Преображение было отнесено ко времени сбора плодов.

> Церковный устав хранит благочестивый обычай первый раз в году есть виноград только после его освящения. {У нас виноград заменяют яблоки.} Совершается оно в конце Преображенской Литургии.

> В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все труды, которые Он помог нам завершить.

> Кондак праздника:

> На горе преобразился ecu,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят:
яко Ты ecu воистинну Отчее сияние
.

На горе преобразился Ты,
и, насколько могли вместить ученики Твои,
они славу Твою, Христе Боже, созерцали,
чтобы, когда Тебя увидят распинаемым,
уразумели, что Твоё страдание - добровольное
и миру возвестили,
что Ты - воистину Отчее сияние.

 

> УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

> В рождестве девство сохранила ecи,
во успении мира не оставила ecи, Богородице,
преставилася ecи к Животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша
.

При рождении Христа Ты девство сохранила
и по смерти мира не оставила, Богородица:
к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни,
и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

> Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.

> Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян.1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин.19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению.{} Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее.{} Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. "Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному".

> Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее  — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.

> <...>

> О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

> Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — "Заступница усердная", "Нерушимая Стена", "Всех скорбящих радость", "Целительница", "Споручница грешных". Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний "хранила в сердце" божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

> Кондак праздника:

> В молитвах неусыпающую Богородицу
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь к животу престави
во утробу Вселивыйся приснодевственную
.

В молитвах неусыпающую Богородицу
и в ходатайствах надежду непоколебимую
гроб и смертность не удержали.
Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес
Вселившийся в Её чрево вечно девственное.

 

* * *

> По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба "Погребения Богоматери", во время которой на середине храма полагают "плащаницу" Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»