Автор:
игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ
КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
reshma.nov.ru/book/duh.zip;
krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.
> Выбор духовника
> Чего же на самом деле я ищу?
> Ответственные люди чаще приходят к священнику недирективного
склада, священнику, уважающему Богом дарованную свободу и не берущему
на себя ответственность за жизнь пришедшего человека. Человек
безответственный чаще всего ожидает жесткого руководства, жестких
инструкций. От недирективного духовника он, как правило, уходит
и, найдя директивного, хотя внутренне и возмущается его жесткостью,
но чувствует себя менее тревожно и более определенно, при этом
осознавая, что наконец нашел то, что искал. Директивность руководства
снижает активность человека, снижает меру его ответственности за свою
жизнь и за свое спасение.
> Проблема людей, избегающих ответственности, состоит в том,
что их выбор директивного духовника идет им во вред. Контроль, которого
они так желают, для них вовсе не благоприятен. Чем активнее и
жестче проявляет себя духовник, тем более слабым, безвольным, инфантильным
становится человек.
> О желании переложить ответственность на плечи духовника
> Для того, чтобы найти оправдание безответственности, собственное
нежелание отвечать за свои мысли, действия, поступки, среди церковных
людей существует очень интересное оправдание. Человек, не желающий
ответственно принимать решение, ответственно жить, находит в замечательном
и глубоко духовном принципе послушания оправдание собственной
безответственности. В современной церковной среде это вылилось
в классическую формулу: "Как благословите...". И здесь
важно понять: когда речь идет действительно о послушании,
а когда о нежелании принимать ответственность за то
или иное решение.
> Принятие ответственности за свою жизнь тождественно
богатству проживания этой жизни. Духовник может помочь человеку в том,
что он, осознав, приняв ответственность за каждую эмоцию, за каждое
движение, за каждый свой поступок, и перестав возлагать ответственность
за себя на других людей, обретает полноту проживания.
> <...> благословение мы рассматриваем как благое
слово духовника, полагаемое на ответственное решение человека.
За словами "Как благословите" (сами-то слова прекрасны,
постановка вопроса прекрасна!) очень часто прячется просто нежелание
самому решать, самому думать. Поэтому, если посмотреть
на судьбу современных пастырей, то чаще всего целыми днями
они занимаются тем, что направо и налево решают вопросы
своих пасомым, не имеющие никакого отношения к собственно
духовной жизни. Нередко можно увидеть духовных чад, "повисших"
на духовниках. Вопросы их личной жизни, по их убеждению,
должны решать пастыри, постольку, поскольку под предлогом "жизни
в полном послушании" те совершенно разучились брать на себя
ответственность.
> В современной церковной среде мы нередко видим людей, которые
без устали повторяют "как благословите", пряча за этими
словами свое нежелание брать ответственность за собственную
жизнь, за собственные действия и поступки.
> Подобные отношения они строят с духовниками, которым нравится
подчинять человека собственной воле, сделать его полностью зависимым
от собственной личности.
> В формировании подобных подавляюще-зависимых отношений,
которые устраивают и подавляющего, и зависимого, кроется серьезная
опасность. Нередко приходилось сталкиваться с ситуациями, когда
человек, проживший в монастыре или при приходе около трех лет, становился
вялым, безжизненным, совершенно неспособным ни к какой самостоятельной
деятельности. <...> если вдруг ему придется уйти из монастыря,
перейти на другой приход, который не предоставит ему подобных
тепличных условий, в его жизни обнаружится беспомощность и полный
вакуум.
> Распознавание и избежание манипуляций
> Мы должны быть ответственны перед другими в том, чтобы
быть открытыми, искренними, готовыми прийти на помощь в ситуации,
когда не помочь нельзя. Но мы не должны брать на себя
контроль над жизнью наших близких, даже если они просят нас об этом.
> Как в церковной, так и в житейской области нередко можно
встретить людей, которые посредством обещания заботы, внимания, помощи
и покровительства пытаются подчинить себе другого человека. Попадая
в такую зависимость, человек обретает определенную толику спокойствия,
но при этом чувствует себя еще более опустошенным, тревожным,
уязвимым. "Покровитель" продолжает заботиться о человеке,
повторять ему свои советы и подчеркивая свое покровительство,
полагая, что теперь человек полностью находится в его власти... Ситуация,
как правило, заканчивается скандалом, разрывом отношений, разочарованием.
> Когда же человек просто ответственен за себя перед
другими, он чувствует себя свободным, цельным, уважающим других людей.
Он проявляет по отношению к ним любовь, искренность, открытость,
чувствует боль и радость другого человека. Но при этом он не проявляет
попыток взвалить на себя груз жизни других людей. Ответственный
человек является как бы зеркалом для них. По необходимости
предлагая тот или иной совет, он не манипулирует людьми.
Советуя, он оставляет вопрошающему право не принять совет,
доверяя им, как самостоятельным и ответственным людям. Он верит,
что сам человек лучше, чем кто-либо другой знает, как правильно
позаботиться о себе. Он помогает человеку актуализировать эту энергию
заботы о себе. Вместо того, чтобы ожидать проявлений слабости
и сложностей от других людей, он ожидает от них ответственности
и доверяет им.
> Люди, ищущие, на кого бы взвалить ответственность,
провоцирующие священника на подавляюще-зависимые отношения, стараются
как бы слиться с ним. Они говорят священнику различные комплименты
и теплые слова, а взамен ожидают заботы и попечения об их страждущих
душах. Если пастырь примет навязываемую модель отношений, то именно
эти люди могут подвести его в самую неподходящую минуту, безосновательно
обвинив в авторитарности, жесткости, бездуховности, или просто
тихонько разочаруются в нём...[1]
> Обычно именно те люди, которые привыкли манипулировать
другими в обычных человеческих отношениях, начинают манипулировать
духовником для того, чтобы он взял на себя заботу о них.
Перед духовником стоят три важные задачи:
> 1. Распознать,
как именно духовные чада пытаются получить поддержку от пастыря,
вместо того, чтобы стоять на собственных ногах.
> 2. Избежать
втягивания в неразумную заботу об окормляемом, отказаться от опекающей
заботы, лишающей человека духовного роста.
> 3. Понять,
как противостоять манипулирующему поведением духовного чада. (Варианты
манипулирующего поведения: "Батюшка, ну побеседуйте со
мной...", "Я только хотел спросить...", "Вы
давно мне не уделяете времени", "Меня никто не любит...",
"Вы мне давно уже обещали, что...", "У
Вас на всех хватает времени, кроме меня", "После этого,
как можно Вам доверять?...", "Я Вам поверила, а Вы...",
"Я уезжаю в мир и там погибну во грехах!").
> Не быть втянутым в попечение и заботу о таком беспомощном,
умоляющем довольно трудно. Духовник должен привыкнуть к тому,
чтобы распознавать многочисленные и разнообразные приемы уговаривания,
используемые духовным чадом, и не поддаваться им.
> Молодому священнику, который взялся за дело духовного
окормления людей, могут вполне польстить обращенные к нему слова или
просьбы о том, чтобы он дал совет, как поступить в той или
иной ситуации, о том, что его советы буквально спасают от смерти
("И что бы я без Вас делала?"). Человек в полной
беспомощности простирается пред батюшкой! И самая главная помощь ему
состоит в том, чтобы не уступать этим просьбам, а
предложить человеку в присутствии духовника самому найти ответственные
решения, ответственный выход из той или иной ситуации. В какой-то
момент подобных уговариваний духовник может сказать:
> Если ты не хочешь взять ответственность за свою
жизнь, свои поступки и действия перед Богом, то нет смысла спрашивать
меня. Спрашивая меня, ты только хочешь найти, на кого бы
переложить ответственность, не желая работать самостоятельно.
Я считаю, что такой образ жизни, такое поведение будет мешать твоему
духовному росту. Но любой твой ответственный выбор я готов благословить
и помолиться о том, чтобы все задуманное и ответственно решенное
в твоей жизни совершилось с Божьей помощью. Давай подумаем вместе.
> Подобным образом вопрос лучше ставить сразу, в начале формирующихся
отношений.
> Ответственность духовника
> Существует мнение, что духовник несет безоговорочную ответственность
перед Богом за свое духовное чадо. Внесем небольшое уточнение:
духовный отец отвечает за духовное чадо в той мере, в которой
духовное чадо послушно ему в вопросах, касающихся жизни духовной.
До тех пор, пока духовное чадо послушно, пастырь несет ответственность.
Когда духовное чадо отпало от послушания, духовник за человека
уже никакой ответственности не несет.
> И еще стоит добавить: пастырь несет ответственность за правильное,
а значит православное окормление и направление жизни человека, но ни в
коем случае не за его жизнь и повседневные поступки и действия.Обретение
золотой середины
> Как же удерживать золотую середину, тот царский путь, о
котором говорят святые отцы? Какую позицию по отношению к окормляемому
должен занять духовник?
> Прежде всего необходимо научить человека делать правильный
выбор. Выбор этот происходит между самостью и совестью. Человек не знает,
как поступить и приходит к пастырю за помощью. Готовый
рецепт это слишком легкое решение, которое лишает человека
ответственности.
> Некоторые духовники действуют более активно, они конкретно
указывают окормляемому на его ошибки, недостатки и на пути
их искоренения. Здесь не имеется в виду случай, когда священник
полностью авторитарно руководит человеком, во всем указывая, как ему жить.
Мы говорим о другом. Духовник может предложить человеку
свежий взгляд на проблему, возможно, посмотреть на проблему
таким образом, каким он еще ни разу на нее не смотрел.
Последует ли духовное чадо совету духовника, не столь важно.
Самое главное обратить его внимание на то,
что он еще не взвесил все возможные варианты выхода из сложившейся
ситуации.
> Подобные случаи очень часто происходят в конфликтах взаимоотношений
между повзрослевшими детьми и их престарелыми родителями. И родители,
и дети действуют по отношению друг к другу в рамках определившихся
и закрепившихся шаблонов поведения, и даже предположить, что можно
попробовать действовать иначе, чаще всего они просто не способны.
Они не могут представить себе, что из сложившейся ситуации
можно выйти, просто-напросто поискав свежий взгляд, и действуют как
бы детерминировано, нарываясь на конфликт.
> Но поскольку в каждом из нас существуют залоги всех
греховных состояний, каждый из нас подсознательно ищет возможность
оправдать тот или иной греховный поступок, мы очень часто встречаемся
с такой вещью, как оправдание собственной безответственности.