Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 13 августа ст.ст., вт - {Отдание праздника
Преображения Господня} > Бывают общества, где всё запрещено, но не бывает обществ, > где всё разрешено. Можно представить себе народ, совершенно > незлобивый по отношению к другим нациям, терпимый по отношению > ко всем верованиям, ко всяким людям. Но какие-то нормы, какой-то > закон существует даже в кружк`ах абсолютных анархистов. > Вовсе без силы не может быть ни воспитания ребёнка, какая-то > иерархия есть и среди абсолютно смиренных людей, — пускай иерархия > добровольная, закон мягкий, употребление авторитета разумное. > На место ограничений можно поставить самоограничение, но вовсе > лишить общество механизмов регуляции нельзя. В этот механизм > и вклинивается Иисус. > Римляне побоялись уничтожить Синедрион; Иисус же более всего слов > тратит на обличение религиозных авторитетов — и официальных > (книжников) и неофициальных (фарисеев). Они сидят на месте Моисея, > говорят правильные слова — но г`оре им. Они лицемерят, обманывают, > извращают религию. "Г`оре вам, книжки и фарисеи, лицемеры, что даёте > десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в Законе: > суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. > Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!" > (Мф.23,24). > Если бы Иисус только упрекнул религиозных вождей Израиля в лицемерии > и извращении Закона, Его слова не волновали бы на протяжении веков > людей, сроду не выращивавших ни аниса, ни тмина. Борьба с лицемерием > превосходнейшим образом сама может стать частью Закона религиозной > жизни, поглотить всю энергию проповедника, иссушить его. > Проповеди Иисуса говорят о большем: хуже лицемерия и глубже > лицемерия — неумение взглянуть на себя и на Закон со стороны. > Закон нужен и благ — "Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон ... > не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф.5,17). Только вот > что означает "исполнить"? > В русском языке слово "исполнить" относится и к музыкальному > произведению. "Исполнить песню" означает спеть её; недостаточно > взять ноты и посмотреть на них. "Исполнить Закон" означает не только > поступать по заповедям Закона, но и ещё сделать нечто столь же > непохожее на поступок, как пение непохоже на чтение. "Исполнить" > означает "дополнить" — фарисеи и книжники грешат тем, что не могут > прорваться к этому дополнению. > "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников > и фарисеев, — ставит Иисус невыполнимую задачу, — то вы не войдёте > в Царство Небесное" (Мф.5,20). Иисус предпочитает говорить > об "исполнении" именно образом: есть пространство, в которое надо > прорваться, и это пространство есть Царство Божие. Закон — дверь, > через которую только и можно войти, и любые учителя — лишь > привратники, сторожа. "Г`оре вам, книжники и фарисеи, лицемеры, > что затворяете Царство Небесное человекам" (Мф.23,13) — религиозное > лицемерие есть главный стимул атеизма в мире. > Себе в ученики Иисус призывает, к ужасу окружающих, "мытаря" — > сборщика налогов, презираемого всеми <...>; Он не прогоняет от Себя > людей, считавшихся праведниками, говоря: "Не здоровые имеют нужду > во враче, но больные" (Лк.5,32). > Самое же неуютное, что даже нелицемерное исполнение Закона > ещё не означает правильного исполнения. Забыто людьми главное: > не целовать нужно дверь, не молиться на неё, а ждать, когда придёт > хозяин дома, чтобы открыть ему дверь. Притязание законников > на вечность Закона есть притязание привратников на то, что дверь > вечно будет закрыта, что сторож — главный человек в доме. > Закон — замечательная, великолепная дверь, но замечателен > и великолепен Закон тем, что, как и всякая дверь, он должен быть > открыт, он должен не заслонять дорогу, а указывать ее. > И это относится не только к Моисееву Закону, но ко всякому порядку, > существующему в мире, ко всякой политической или нравственной > системе, ко всякой национальной или государственной традиции. > Все они хороши, и чем более человеколюбивы и боголюбивы, тем лучше, > но все они — лишь дверь, а не само Царство и, тем более, не Царь. > Вот почему никакое бегство от фарисейства, от законничества, > от лицемерия не увенчивается успехом, если оно — только бегство > от искажающих Закон, а не бег к Творцу Закона и людей. > В самом идеальном обществе антифарисейские проповеди Иисуса будут > бить по нервам, потому что и самого хорошего, свободного духом > человека ежесекундно нагоняет гордость тем, что он такой хороший > и свободный — а раз нагнала, значит, уже и не такой уж хороший. > Да и не может быть идеального общества. > У воды есть предел упругости — сколько силы ни прикладывай, а больше > определённой (и очень небольшой) степени не сожмешь её. > Так и в обществе есть очень ощутимый предел упругости: можно и нужно > увеличивать пространство свободы и терпимости, но не бесконечно, > и даже очень скоро обнаруживается, что и в самом демократическом > государстве демократии не так уж и много, в самой совершенной > монархии нет идеального самодержавия, а тошнее всего — если этого > не замечают, и считают, что достигнут идеал. > Трагедия эта повторяется и в обществе, и в личности. В состязании > с самолюбием человек всегда проигрывает, и существование Закона > тут помочь не может, только мешает (отсутствие Закона мешает > ещё больше). Это порочный круг, о выходе из которого и возвещает > Евангелие. > Христос вновь и вновь не ленится обличать законничество. > Он не трогает Закон государства, лишь походя бросает: "кесарю — > кесарево" (и это не учение о государстве, а всё та же <..> притча, > когда на вопрос о том, нужно ли платить налоги, да еще налоги > завоевателям, Иисус просто показал подвернувшуюся под руку монетку > с профилем императора — императоров профиль, вот и отдавайте его > императору). > Государственная власть, разумеется, не лучше власти религиозной — > прямо наоборот. Если священники и проповедники имеют дело > со святыней, с чем-то, что может и должно быть непорочным > и свободным от всякого лицемерия, то императоры и президенты, > солдаты и губернаторы не могут ничего осквернить, потому что далеки > от святыни. Храм - вот та дверь, через которую только можно > спастись, и г`оре привратникам этой двери, во-первых, потому что они > не дают выйти ни себе, ни людям, во-вторых, потому что они и Богу > мешают через эту дверь войти к погибающим.
•######## см. также: # # # # # # # # # #* | +Текст из той же главки того же очерка # | (предшествующий этому отрывку) # | с. Христ.Просвещ./rasylka/003/339.htm#0 # | +"Фарисейство" в тематич. указателе: # | с. Христ.Просвещ./temy/f-c.htm#frsjstvo # | +митр. Антоний Блум: # | *основы веры и человеческие предания* # | с. Христ.Просвещ./rasylka/002/179.htm#0 # •==========================================•
Иисус сказал: * * * *Благодарение Богу — Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Aug/26.htm |
|
![]() |