Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 23 мая ст.ст., сб
(1-я седмица по Пятидесятнице);
> Заповедь "люб`ите врагов ваших" всегда была, пожалуй, самой трудной > из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне <верят>, > что в реальной жизни она невыполнима. Легко любить тех, кто любит > тебя, но как любить тех, кто, тайно или явно, старается возобладать > над тобой? Другие, например философ Ницше, утверждали, что призыв > Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, > что христианская мораль - удел слабых и трусливых, а не сильных > и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят > они. > Несмотря на подобные <...> непрекращающиеся возражения, эта заповедь > Иисуса приобретает для нас всё возрастающее значение. Вереница > беспорядков и восстаний напомнила нам о том, что путь современного > человека лежит по дороге, имя которой - Ненависть, и ведет она нас > к гибели <...>. Заповедь "любите врагов ваших" - это > не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие > нашего выживания. Любовь даже к врагам - вот ключ к решению > всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус - это не оторванный > от жизни идеалист, он - трезвый реалист. > Я уверен в том, что Иисус понимал всю сложность, связанную > с практическим осуществлением своей заповеди. Он никогда > не принадлежал к числу болтунов, возвещавших о том, как просто > соблюдать моральные устои. Он понимал, что каждое искреннее > выражение чувств любви основывается на полном и безоговорочном > подчинении Богу. <....> Наша ответственность как христиан состоит > в том, чтобы раскрыть смысл этого завета и найти в себе силы > ежедневно следовать ему. > Давайте будем реалистами и спросим: как нам любить наших врагов? > Во-первых, мы должны развить в себе умение прощать. Лишенный > силы прощения лишен и силы любви. В нашем сердце не найдется места > и капле любви к врагам, если мы не поймем того, что необходимо > научиться прощать, вновь и вновь, тех, кто несет нам несчастья > и мучения. Надо также понять, что прощать всегда должен > пострадавший, испытывающий боль и страдания, жертва мучительной > несправедливости, униженный и оскорбленный. Обидчик может просить > о прощении. Он может одуматься и как блудный сын пройти пыльными > дорогами, с сердцем, трепещущим от желания быть прощенным. Но только > лишь ближний ваш, испивший чашу страданий, отец, покинутый дома > и ждущий возвращения любимого сына, способны к прощению. > Всепрощение - это не игнорирование того, что было сделано, > или представление зла добром. Скорее, оно означает, что содеянное > зло не является преградой на пути установления взаимоотношений. > Всепрощение - это катализатор, создающий атмосферу, необходимую > для совершения новых шагов, начала новой жизни. Всепрощение - > это освобождение от бремени или долга. Слова "я прощаю вас, > но никогда не забуду, что вы сделали" <не отражают> истинную природу > всепрощения. Да, человек не может забыть, если это значит, > что происшедшее стирается совершенно из памяти. Но когда мы прощаем, > мы забываем в том смысле, что зло более уже не является > психологической преградой на пути установления новых > взаимоотношений. Точно так же, мы никогда не сможем сказать: > "Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать". Прощение означает > примирение, воссоединение <..>. Без этого ни один человек > не в состоянии возлюбить врагов. Степень прощения определяет степень > нашей любви к врагам. > Во-вторых, мы должны понять, что зло, творимое ближним нашим - > врагом, причина наших страданий, никогда не отражают всей сущности > этого человека. Элементы добра можно найти в характере > даже наизлейших из наших врагов. Все мы чем-то напоминаем > шизофреников, людей с раздвоенной личностью и характером. > Бесконечная гражданская война бушует внутри каждого из нас. Что-то > внутри нас заставляет нас сокрушаться вместе с римским поэтом > Овидием: "Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь > злом", или соглашаться с Платоном, говорившим, что человеческий > характер - это колесничий, управляющий двумя конями, каждый > из которых тянет в свою сторону, или повторять вслед за апостолом > Павлом: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, > делаю" <(Рим.7:19)>. > Просто-напросто это означает, что даже в наихудших из нас есть > частица добра, и в лучших из нас есть частица зла. Когда мы познаём > это, мы становимся менее склонны ненавидеть наших врагов. Когда > мы смотрим в глубь проблемы, ищем причину содеянного в порыве зла, > мы находим в ближнем нашем - враге частицы добра и понимаем, > что порочность и злонамеренность его деяний не дает нам полной > картины об этом человеке. Мы начинаем видеть его в новом свете. > Мы осознаём, что его ненависть является результатом страха, гордыни, > незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но, несмотря > на всё это, мы знаем, что душа каждого человека несет в глубине > печать Божью. И мы начинаем любить наших врагов, понимая, > что они еще не испорчены полностью и всеискупляющая любовь Господа > нашего может коснуться и их. > В-третьих, мы должны искать не поражения или унижения нашего врага, > а его дружбы и взаимопонимания. Бывают дни, когда мы способны > унизить наизлейшего из наших врагов. Неминуемо приходит час, когда > его слабости проявляются и мы получаем возможность вонзить в него > копье победы. Но мы не должны этого делать. Каждое сказанное слово > и каждый сделанный шаг должны становиться кирпичиком в фундаменте > взаимопонимания, высвобождать те огромные запасы добра, что были > сокрыты за непроницаемыми стенами ненависти. > <Любовь> не следует путать с сентиментальным излиянием чувств. > <Она> гораздо глубже глупой эмоциональной болтовни. > <..... В греческом языке такая любовь передается словом "агапэ".> > На этом уровне мы любим людей не потому, что нам нравятся они > или их поступки, и даже не за то, что в них есть искра Божья; > мы любим каждого человека за то, что его любит Господь. На этом > уровне мы любим человека, творящего зло, хотя и ненавидим содеянное > им. > Теперь мы понимаем, что имел в виду Иисус, говоря: "Любите врагов > ваших". Мы должны быть благодарны, что он не сказал: "Относитесь > к врагам вашим с симпатией и привязанностью". К некоторым людям > просто невозможно испытывать чувство симпатии и привязанности. <...> > Как можем мы испытывать симпатию к человеку, не скрывающему > своих намерений уничтожить нас и усеять наш путь неисчислимыми > трудностями и преградами? Как может нам нравиться человек, > угрожающий жизни наших детей и разрушающий наше жилище? > Это невозможно. Но Иисус <знал>, что "любовь" выше "привязанности" > и "симпатии". Приказывая нам любить наших врагов, Иисус <говорит > о> созидательной, всепрощающей добросердечности в отношениях > между всеми людьми. Только на этом пути, отвечая лишь такой любовью, > мы можем стать детьми Отца нашего Небесного.
>>> Яков Кротов о словах "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_43.htm >>> Он же, о словах: "А Я говорю вам ..." www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_44.htm >>> Он же: Любовь к врагам: экономический аспект с. Христ.Просвещ./rasylka/002/113.htm#0 >>> Он же, о словах: "Будьте совершенны" www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_48.htm >>> Клайв Льюис о словах "Будьте совершенны!" с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm#0 >>> Он же о прощении, любви к врагам и любви к себе с. Христ.Просвещ./rasylka/003/348.htm#0 (продолжение) с. Христ.Просвещ./rasylka/003/467.htm#0
Иисус сказал: * * * |
|
![]() |