Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 11 июня ст.ст., пт {Седмица 1-я по Пятидесятнице, попразднство Пятидесятницы} литургические чтения: Рим.2:14-29; Мф.5:33-41 *. Вы знаете, что было сказано: 'Око за око и зуб за зуб'. А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. (Мф.5:38-39) > Комментарии к этим словам Христа поразительно часто комментируют > совсем другие слова, комментируют возможные комментарии. Например, > св. Августин писал: "Необходимо быть уверенным, что такое поведение > может послужить на пользу бьющему", а Иван Ильин защищал > сопротивление злу насилием, утверждая, что "злодей" обладает > свободой воли и поэтому "духовная сила праведника имеет > свой предел". Но ведь Иисус отнюдь не сказал, что "не противиться > злому" - практично, что это обезоруживает злодея. Он бросил заповедь > как горячую картофелину - и был таков. > В 2001 г. в Киевской духовной академии защитил кандидатскую > диссертацию свящ. Роман Матюшенко/#, который собрал эти и другие > изречения, пытающиеся доказать, что слова "Не противься злому" > следует понимать как "Противься злому". Иногда эти "доказательства" > сами опровергают друг друга. Так, если митр. Филарет Дроздов > указывает, что Иисус лишь советовал терпеть оскорбления и утрату > имущества (отдавать и нижнюю одежду советует Он далее), то у Василия > Великого Матюшенко нашел прямо противоположный совет: не терпеть > утраты имущества и обращаться к властям за поимкой грабителя. > То есть, не противься злу - пусть злу противятся власти. Но другие > богословы - например, некто К.Григорьев - утверждают, что человек > должен сам противиться злу именно тогда, когда зло нападает > на другого, быть, так сказать, добровольным дружинником: "Спаситель > ясно говорит: уступай злому, когда он тебя обидит, и ничего > не говорит о том, как поступать при виде зла, наносимого > ближнему". > Патр. Сергий Страгородский комментировал изречение: "Не противься > злому в сердце своем": "Господь никогда не учил нас внешнему > благоповедению, как конечной цели"./@ Верностью Христу > провозглашается способность контролировать свои эмоции и убивать > с кротостью в сердце: Иисус-де "имел в виду настроение. > Если например, Он заповедал... подставлять другую щеку ударившему, > то это совсем не значит, что христианину предписываются именно > эти действия. Для христианина обязательно то настроение, которое > при известных условиях может выразиться в указанных действиях; > эти последние служат только, так сказать, наглядным примером > к учению, а не его содержанием". > Примечательно, что аналогичным образом откомметировать заповедь > не глядеть - не прелюбодействовать никто не решался: мол, нельзя > прелюбодействовать в сердце, а в постели - пожалуйста. Хотя именно > в Евангелии для такого эмоционального толкования есть основания: > ведь Спаситель говорит как раз о "невзирании". > Матюшенко, продолжая аргументацию Страгородского, договорился > до того, что если кто-то подставляет щеку, не имея веры в Бога, > то ему же хуже: "Где же нет истинной веры в Бога, законодателя > подобных отношений, там все подвиги самоотвержения будут мертвыми > делами, не возвышающими и укрепляющими делателя, а, напротив, > угнетающими его". Выходит, верующий в Христа попадет в рай, > даже изрубив тысячу злодеев, а неверующий попадет в ад, даже если > падет под ударами злодея? > На этом фоне сравнительно прилично выглядит Николай Лосский, который > хотя и был сомнительным христианином, в отличие от своего сына > Владимира, но признал, что "не противиться злому" - признак > совершенства, только "земной человек, за исключением редких случаев > высокой святости, способен двигаться вперед по пути добра > лишь медленно и постепенно. Поэтому суровая требовательность > допустима лишь в отношении к самому себе, что же касается отношения > к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы, > вплоть до относительной свободы во зле, так как насильственное > водворение добродетели ведет к ухудшению положения". > Кто же это такой нехороший, сурово требовательный к другим? Да сам > Иисус! Это ведь Он проповедовал другим, Он требовал от других, > Он призывал проповедовать другим, отнюдь не считая, что слово > об истине - это "насильственное водворение добродетели". > Лосский, правда, в отличие от многих, признавал хотя бы, что > "не противься злому" означает именно "не противься злому", и даже > признавал, что лучший комментарий к этому месту дал Златоуст: 'Он > не сказал: если кто ударит тебя в правую щеку, перенеси равнодушно > и успокойся, но присовокупил, что ты должен подставить ему > и другую, - говорит: обрати ему и другую (Мф.5:39). В этом > и состоит блестящая победа, чтобы предоставить ему больше того, что > он желает, и пределы его злого желания превзойти богатством > своего долготерпения'. Вот это комментарий - вполне пацифистский, > толстовский, тут нет ни слова про защиту другого, про обращение > к властям, про то, что важно только настроение, а не поступок. > И если Иван Ильин, защищая сопротивление злу силой от Льва Толстого, > провозглашал: верить, что непротивление злу изменит злодея - > "благородная, но наивная мечта", то Златоуст был на стороне > Толстого: "Таким образом ты укротишь его бешенство, из второго > поступка получишь награду за первый и укротишь гнев его"./& > Как хорошо, что в православии за богослужением, а не в библиотеках, > пользуются всё-таки молитвами Иоанна Златоуста, а не Иоанна Ильина! > И вера Златоуста в то, что непротивление злу может победить зло - > есть именно вера в высшем смысле слова: нечто, что не записано > в Евангелии, что умолчано Иисусом, добровольное (в точнейшем смысле > слова - с волей к добру) восхождение к абсурду любви. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_39.htm ] ---------------------------------- /#/ см. http://kiev-orthodox.org/site/scripturistic/426/ /@/ см. www.krotov.info/libr_min/s/stragoro/strag1_4.html /&/ см. www.krotov.info/library/i/zlatoust/09_02_04.htm#539 ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Лк.6:29-30; Иак.5:12; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50) •>>> Свящ. Александр Мень о блаженстве кротких и непротивлении злу: www.messia.ru/rasylka/002/112.htm#0 •>>> Свящ. Саймон Тагуэлл о блаженстве кротких: www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4 •>>> Р.Гвардини: Иисус оценивает то зло, которое выражается в убийстве и прослеживает его до самой глубины человеческой души www.agnuz.info/book.php?id=190&url=page02.htm •>>> Он же: Выполнимы ли требования Нагорной проповеди? www.agnuz.info/book.php?id=190&url=page02.htm#15 •>>> Николай Бердяев о радикальном перевороте в нравственных оценках, который производит Евангелие www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0 •>>> Упоминание заповеди "не клянись" у разных авторов www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt5_33-37.txt Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050624/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/24.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "... вы знаете, что предкам вашим было сказано: 'Не давай ложных клятв, но исполняй то, в чём поклялся перед Господом!' А Я говорю вам: / не клянись вовсе! Ни небом, ведь оно престол Бога; ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его; ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя; ни головой своей не клянись - ведь не можешь ты даже волос один сделать белым или черным. Пусть слово твое будет 'да', если да, / и 'нет', если нет. А всё, что сверх этого, - от Сатаны. Вы знаете, что было сказано: / 'Око за око и зуб за зуб'. А Я говорю вам: / не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две. Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся.* (Мф.5:33-41) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
|
![]() |