Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 10 июня ст.ст., чт {Седмица 1-я по Пятидесятнице, попразднство Пятидесятницы} литургические чтения: Рим.1:28-2:9; Мф.5:27-32 *. > Нам особенно трудно желать целомудрия по трем причинам; я уже > не говорю о том, чтобы достичь его. > Во-первых, наша искаженная природа, бесы, искушающие нас, и вся > современная пропаганда похоти, объединившись, внушают нам, > что желания, которым мы противимся, так естественны, разумны, > полезны, что сопротивление им - своего рода ненормальность, > почти извращение. Афиша за афишей, фильм за фильмом, роман > за романом связывают склонность к половым излишествам с физическим > здоровьем, естественностью, молодостью, открытым и веселым нравом. > Параллель эта лжива. Как всякая сильно действующая ложь, > она замешана на правде, о которой мы говорили выше: половое влечение > само по себе (без излишеств и извращений) - нормальный и здоровый > инстинкт. Ложь - в предположении, что любой половой акт, которого > вы желаете вот сейчас, здоров и нормален. Даже если оставить > христианство в стороне, с точки зрения элементарной логики > это лишено смысла. Ведь уступка всем нашим желаниям ведет > к импотенции, болезням, ревности, лжи и всему тому, что никак > не согласуется со здоровьем, веселым нравом и открытостью. > Чтобы достичь счастья даже в этом мире, необходимо как можно более > воздерживаться. Поэтому нет оснований считать, что любое сильное > желание естественно и разумно. Каждому здравомыслящему > и цивилизованному человеку должны быть присущи какие-то принципы, > руководствуясь которыми он одни свои желания осуществляет, > другие отвергает. Один человек руководствуется христианскими > принципами, другой - гигиеническими, третий - социальными. Настоящий > конфликт происходит не между христианством и "природой", а между > христианскими принципами и принципами контроля над "природой". > Ведь "природу" (то есть желания естественные) так или иначе > приходится контролировать, если мы не желаем разрушить свою жизнь. > Да, христианские принципы строже других. Но христианство > само помогает верующему соблюдать их, тогда как соблюдая другие > принципы, вы никакой внешней помощи не получите. > Во-вторых, многих отпугивает самая мысль о том, чтобы принять > всерьез христианское целомудрие, ибо они считают (прежде, > чем попробовали), что это невозможно. Но, испытывая что бы то > ни было, нельзя думать о том, возможно ли это. Над экзаменационной > задачей человек не раздумывает, но старается сделать всё, на что > способен. Даже самый несовершенный ответ как-то оценят; но если же > вообще не ответить на вопрос, то и оценки не будет. Не только > на экзаменах, но и на войне, на катке, в горах, когда мы учимся > плавать или ездить на велосипеде, даже когда застегиваем > тугой воротник замерзшими пальцами, мы часто совершаем то, > что казалось невозможным, прежде чем мы попробовали. Поразительно, > на что мы способны, когда заставляет необходимость. > Мы можем быть уверены в том, что совершенного целомудрия, > как и совершенного милосердия, не достигнуть одними человеческими > усилиями. Придется попросить Божьей помощи. Даже после того, как вы > ее попросили, вам долго может казаться, что вы этой помощи > не получаете или получаете мало. Не падайте духом; всякий раз, когда > оступитесь, просите прощения, собирайтесь с духом и делайте новую > попытку. Очень часто Бог поначалу дает не самую добродетель, а силы > на всё новые и новые попытки. Какой бы важной добродетелью ни было > целомудрие (как храбрость, или правдивость, или любое другое > достоинство), самый процесс развивает в нас такие душевные навыки, > которые еще важнее. Этот процесс освобождает нас от иллюзий и учит > во всём полагаться на Бога. Мы учимся тому, что не можем положиться > на самих себя даже в наши лучшие моменты; тому, что при самых > ужасных неудачах не надо отчаиваться, ибо они прощены. Единственной > роковой ошибкой было бы успокоиться на том, какие мы есть, > и не стремиться к совершенству. > <.....> те, кто серьезно пытается хранить целомудрие, лучше осознают > половую сторону своей природы и знают о ней гораздо больше, чем > другие. Они знают свои желания, <...> как Шерлок Холмс знал > Мориарти; они разбираются в них, как крысолов в крысах, слесарь - > в протекающих трубах. Добродетель - пусть даже не достигнутая, > желаемая - приносит свет; излишества лишь затуманивают сознание. > <...> я хочу, чтобы вы ясно поняли: центр христианской морали - > не здесь. Если кто-нибудь полагает, что недостаток целомудрия > христиане считают наивысшим злом, то он заблуждается. Грехи плоти - > очень скверная штука, но они наименее серьезны из всех грехов. > Самые ужасные, вредоносные удовольствия чисто духовны: > это удовольствие склонять других к злу; навязывать другим свою волю, > клеветать, ненавидеть, стремиться к власти. Во мне живут два начала, > соперничающие с тем "внутренним человеком", которым я хотел бы > стать, - животное начало и бесовское. Второе - гораздо хуже. > Вот почему холодный, самодовольный педант, регулярно посещающий > церковь, бывает намного ближе к аду, чем проститутка. Но, конечно, > лучше всего не быть ни тем, ни другой. [ К.С.Льюис. ПРОСТО ХРИСТИАНСТВО (III.5) // Собрание сочинений в 8 т., т. 1; стр. 99-102 www.messia.ru/r2/1/080.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.18:8-9; Мк.9:43-47; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50) >>> В.Н.Кузнецова: об измене взглядом (Мф.5.27-30) www.messia.ru/rasylka/004/814.htm#0 >>> Клайв Стейплз Льюис: Брак. Влюбленность. Верность www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0 www.messia.ru/rasylka/003/660.htm#0 >>> Прп. Иоанн Кассиан Римлянин - О ДУХЕ БЛУДА www.krotov.info/acts/05/marsel/kass090.html >>> Кароль Войтыла (Иоанн Павел II) - ЛЮБОВЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ www.agnuz.info/library/books/jp_love/index.htm >>> еп. Григорий Лебедев: отсечение соблазнов www.messia.ru/rasylka/005/1049.htm#0 >>> Х.Кокс: неханжеское понимание евангельских норм www.messia.ru/rasylka/002/150.htm#0 >>> Митр. Сурожский Антоний о разводе www.messia.ru/rasylka/004/879.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050623/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/23.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Можно похотливо любить свою родину, стремясь к тому, чтобы она славно и победно развивалась, подавляя и уничтожая всех своих противников. Можно любить ее по-христиански, стремясь, чтобы в ней наиболее ярко явлен был лик Христовой правды. Можно похотливо любить науку и искусство, стремясь в них выразить себя, покрасоваться. Можно любить их, сознавая свое служение, свою ответственность за данный Богом в этой области дар. Можно идею всей своей жизни любить за то, что она моя идея, - и противопоставлять ее завистливо и ревниво всем иным идеям. Можно и в ней видеть дар, данный мне Богом для моего служения вечной Его правде во время моего земного пути. Можно самую жизнь любить похотливо - и жертвенно. Даже к смерти можно отнестись двояко. Можно к Богу обратить две любви, - одна будет видеть в Нём некоего небесного покровителя моих или наших земных вожделений и похотей, другая - жертвенно и смиренно отдаст в Его руки свою маленькую человеческую душу. И кроме наименования, - любовь, - кроме внешних обличий, между этими двумя любвями нет ничего общего.* (Прп. Мария (Скобцова)*) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|