Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 20 июля ст.ст., вт (седмица 7-я по Пятидесятнице) {Память пророка Илии, IX в. до Р.Х.} литургические чтения: 1Кор.6:20-7:12; Мф.14:1-13 (рядовые); Иак.5:10-20; Лк.4:22-30 (пророку). > <.....> Как факт физиологический, жизнь пола или влечет за собой > деторождение и благополучное продолжение человеческого рода, > или разврат и разложение рода. Как факт социальный, жизнь пола > влечет за собой образование семьи, и она организуется в интересах > общества и рода и в соответствии со структурой общества. > Но для социальной обыденности совершенно недоступно явление любви > эротической, любви между мужчиной и женщиной. Она просто не замечает > этого факта и свое суждение о нём подчиняет исключительно > физиологической и социальной точке зрения. Любовь по существу > есть явление несоциальное и внесоциальное и не имеет никакого > отношения к обществу и роду, это есть явление совершенно личное > и связано исключительно с личностью. Между двумя всякий третий > лишний. Половая потребность связана с жизнью рода и потому попадает > в поле зрения социальной обыденности, которая регулирует > ее социально-родовые последствия. Но любовь никак не связана с родом > и обществом, и о ней обычно ничего не говорят в традиционных этиках, > которые лишь трактуют проблему брака и семьи. Это поразительно > в христианской литературе и у учителей церкви, которые не заметили > феномена любви и ничего не сказали интересного о ее смысле. > Поразителен низкий уровень всего, что написано в литературе > святоотческой, у христианских теологов о браке и семье. Трактат > св. Мефодия Патарского 'Пир десяти дев' {'Пир десяти дев, или > О девстве' - написанное в форме диалога произведение религиозного > писателя Мефодия, епископа Патарского (или Олимпийского в Ликии > и Тирского), христианского мученика ( ок. 312). В нём осуждаются > языческие эротические культы и некоторые современные автору > еретические христианские учения. Послужило объектом пародии > в 'Декамероне' Дж. Боккаччо. Подробную характеристику этому > произведению Бердяев дает в книге 'Смысл творчества' ()} жалок > и банален. Это есть наполовину описание физиологических процессов, > наполовину восхваление девства. Но никаких углублений проблемы пола > и брака нет. Трактат Бл. Августина невозможно читать, таким духом > мещанства от него разит. {Отношение Бл. Августина к женщине, > с которой он жил 16 лет и от которой имел ребенка, свидетельствует > о низменности его понятий о любви. См. Papini 'Saint Augustin'{}} > В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других > суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают > трактаты по скотоводству. Личная любовь, личная судьба совершенно > отсутствуют в этих трактатах. О феномене любви, который совершенно > отличается и от феномена физиологического удовлетворения полового > влечения, и от феномена социальной организации жизни рода в семье, > никто и не упоминает. Феномен любви, по-видимому, отнесен к сфере > поэзии и мистики, вызывающей к себе подозрительное отношение. > Хотя жизнь пола оставалась для христианской мысли исключительно > фактом физиологическим и социальным и отнесена была к жизни рода, > а не личности, христианская церковь установила таинство брака. > Таинство же всегда связано с интимной жизнью личности. И на этой > почве возникает в христианском мире величайшая трагедия. > Жизнь личности оказывается принесенной в жертву жизни рода > и общества. В самой природе таинства брака есть неразрешимая > проблематичность и несоответствие с другими таинствами. Остается > непонятным, в чём материя таинства брака. [ Николай Бердяев. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА (II.IV.8) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html ] * * * > <...> несколько слов по модному вопросу об осведомлении с родовой > жизнью молодежи. Вопрос этот не является таким важным, какого иногда > представляют, и такое или иное решение его не решает основной > проблемы оздоровления родовой жизни. Это осведомление может быть > полезным, но может быть и вредно в зависимости от того, удастся ли > педагогу провести его в сфере теоретического разума без уклонения > в сферу разума практического. По-видимому, таких уклонений легче > избежать тогда, когда такое осведомление будет делаться, хотя бы > в связи с изучением <естествознания>, в более раннем возрасте, > когда подсознательные влечения еще не толкают дух человека в эту > практическую сферу. И, во всяком случае, задача чисто теоретического > осведомления может быть успешно выполнена только тогда, когда > идеалистическая настроенность уже налицо. В противном случае > это осведомление будет идти в ущерб великой задерживающей силе, > которой одарила нас природа для борьбы с родовыми извращениями, - > чувству стыда и вместо пользы принесет вред. > Даже и ранняя влюбленность сама по себе не опасна для родовой > нравственности молодежи. Здоровое, неиспорченное порнографией > юношество не стремится в своей влюбленности к физическому обладанию, > и его любовь есть переживание преклонения и рыцарской преданности, > направленных не столько на женщину, сколько на 'das Ewig-weibliche', > на вечно женственное, на красоту и особенности женского духа, > и потому не только для взрослых, но и прежде всего для молодежи > всегда остаются в силе слова древнего христианского писателя: > 'Пламень любви сжигает душевную нечистоту, и разврат происходит > не от чего другого, как от недостатка любви'. {Иоанн Златоуст, > Гомил. 30 на 1Кор.} И если ранняя любовь опасна, то не сама по себе, > а ввиду слишком большой вероятности смены одного объекта любви > другими, а эта внутренняя измена всегда неблагоприятно отражается > на цельности и силе духовной жизни. 'Ты много переносил и имеешь > терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против > тебя то, что ты оставил первую любовь твою', - говорится > в Апокалипсисе (2,3-4), и недаром древняя Церковь столь же строго > относилась к повторным обручениям, как и к повторным бракам. [ Сергей Троицкий. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА (VI) www.krotov.info/libr_min/t/toquil/troi_07.html ] +++ Харви Кокс: неханжеское понимание евангельских норм... www.messia.ru/rasylka/002/150.htm#0 +++ Дж.А.Т.Робинсон: ничто не предписано - кроме любви www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#0 +++ Он же: Новый Закон или ... www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N19 +++ Прп. Роман Сладкопевец - Гимн на Брак в Кане Галилейской www.messia.ru/rasylka/005/1141.htm#0 www.messia.ru/rasylka/005/1142.htm#0 +++ Кротов, Бердяев, Д.Ольшанский, Льюис о вопросах пола www.messia.ru/rasylka/rzerv/pol_razvrat.txt + + + www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/072.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050802/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/2.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я вам написал в письме, чтобы вы не общались с развратниками. Но я не имел в виду людей этого мира - развратников, стяжателей, мошенников, идолопоклонников. Иначе вам пришлось бы покинуть этот мир! А пишу я, чтобы вы не общались с теми, кто зовется братом, а сам развратник, стяжатель, идолопоклонник, клеветник, пьяница, мошенник. С такими даже не ешьте за одним столом! Да и мое ли дело судить посторонних? Их будет судить Бог! Но почему вы не с`удите своих? В Писании сказано: "Удалите от себя порочного человека!" И как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом, судиться у грешников, вместо того чтобы передать дело на решение святого народа Божьего? Или вы не знаете, что народ Божий будет судить мир? И если вам судить мир, неужели вы не способны разрешить мелкие тяжбы? Неужели не знаете, что мы будем судить даже ангелов? Что уж говорить о житейских делах! И если возникли споры о таких делах, зачем вы отдаете их на суд людям, не принадлежащим к церкви? Как вам не стыдно! Неужели нет среди вас ни одного мудрого человека, который мог бы рассудить братьев? Так нет, брат судится с братом, и притом у неверующих! Полный провал уже одно то, что у вас есть тяжбы друг с другом! Не лучше ли остаться несправедливо обиженным? Не лучше ли остаться обкраденным? А вы и обижаете, и обкрадываете... И кого? Собственных братьев! Неужели вы не знаете, что люди порочные не получат наследия в Царстве Бога?* (1Кор.5:9-6:9) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|