=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога {Память пророка Илии (IX до Р.Х.)} литургические чтения: 2Кор.1:1-7; Мф.21:43-46 (рядовое, перен. на пт); Иак.5:10-20; Лк.4:22-30 (в честь пророка). * 21 июля 2007 г. ст.ст., пятница. литургические чтения: 2Кор.1:12-20; Мф.22:23-33. {Память пророка Иезекииля (VI до Р.Х.)} 10-я седмица по Пятидесятнице. к рядовому апост. чтению четверга: +++ К.С.Льюис: перенесение страданий. Гефсиманская молитва Христа www.messia.ru/rasylka/006/1588.htm (+ссылки) к апост. чтению пятницы: + + + Во Христе - 'Да' www.bible-center.ru/book/corinthians/031 к евангельскому чтению пятницы: + + + свящ. Яков Кротов: бессмертие www.messia.ru/rasylka/005/1245.htm (+ 14 ссылок по теме!) > В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицы > над пророками. 'Клянусь Ягве, Богом Израилевым, перед Которым > я стою, в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову > моему!' Произнеся это грозное пророчество, Илия скрывается > за Иорданом. > Между тем бедствие превзошло все ожидания. В условиях того края > засуха - это неизбежный и страшный голод. Зной выжигает нивы > Эфраима. Выгорают луга, высыхают источники, гибнет скот. Даже > до царского дворца добирается голод. Ахав вынужден покинуть дом > и отправиться со своей свитой в поисках пропитания для своей > кавалерии. > Илия тем временем живет в пустыне, на берегу потока Хорафа, и ворон > приносит ему пищу. Когда поток высыхает, он удаляется в Финикию > и там живет инкогнито у бедной вдовы. Пребывание в ее доме человека > Божия становится благословением для финикиянки. Чудесным образом > не истощаются запасы в доме, а когда умирает ее сын, Ягве по молитве > Илии возвращает ему жизнь... > Наконец силы народа истощились, и все стали понимать, что над землей > тяготеет проклятье. В это время Ахаву объявляют: 'Илия здесь'. > Пророк и царь встречаются лицом к лицу. > 'Ты ли это, губитель Израиля?' - мрачно спросил Ахав. 'Не я губитель > Израиля, - резко ответил пророк, - а ты и дом отца твоего, тем, что > вы презрели повеления Ягве и идете вслед ваалам'. В этом лаконичном > ответе весь Илия со всей решимостью биться до конца. Он не колеблясь > бросил вызов Ахаву и предложил созвать прорицателей Ваала для того, > чтобы они показали силу своего бога. Будут воздвигнуты > два жертвенника - один Ваалу, другой - Богу Израилеву. На чей > жертвенник снизойдет огонь - тот истинный Бог. > Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила.{} > Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову. > Прошли времена, когда они беззаботно смотрели на нововведения царя > и сами курили фимиам перед изображениями чужеземных божеств. 'Долго > ли вы будете хромать на оба колена? - воскликнул Илия, обращаясь > к народу. - Если Ягве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал - > то ему последуйте'. Это было решительное и окончательное осуждение > религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле. > Все в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод > заронил в сердца сомнение относительно всемогущего Ваала и его > жрецов. > 'Я один остался пророк Ягве, - продолжал говорить Илия, напоминая > народу о том, что никто не вступился за преследуемых, - а пророков > вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, > и пусть они выберут себе одного тельца и рассекут его и положат > на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого > тельца и огня не подложу; и призовите имя бога вашего, а я призову > имя Ягве - Бога моего. Тот бог, который даст ответ посредством огня, > есть Бог'. 'Пусть будет так', - закричала толпа. > Эта картина нарисована в Библии широкими, смелыми мазками; Илия > одиноко стоит перед десятками ожесточенных языческих жрецов и перед > полуязыческой толпой, жаждущей чуда. Внизу, у подножья горы, > расстилается сухая, раскаленная долина... > И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали > и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно > выкликая: 'Ваале, Ваале, услышь нас!' Но по-прежнему неподвижное > небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце... > 'Кричите громче, - иронически заметил Илия, наблюдавший > их заклинания, - может быть, он задумался и занят чем-нибудь, или > в дороге, а может быть, он спит, так он проснется'. Но жрецам было > не до шуток. Нестерпимый жар палил их головы, они еле передвигали > ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые > взгляды толпы. Наконец в исступлении они стали прыгать вокруг > жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала > на горячие камни. 'Они бесновались до самого времени вечернего > жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха'. > И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий > момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, > Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждет его, если > Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, > считая, что в них вселился демон. Но подобно св. Стефану Пермскому, > бесстрашно привлекшему зырянского шамана в пылавший сруб, Илия готов > был отдать жизнь для торжества истины. > 'Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! - воскликнул пророк. - > Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне > эти люди, что Ты один Бог в Израиле и что я, раб Твой, сделал всё > по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ > сей, что Ты, Ягве - Бог, и Ты обратишь сердца их'. > Он призывал Бога 'в огне', ибо огонь был той стихией, через которую > чаще всего проявлялось присутствие Ягве. Он явился Моисею > в неопалимой купине, Он шел перед станом Своего народа в виде Столпа > огненного. Он давал людям Своим заповеди на святой горе 'из среды > огня'. И теперь Он должен явить перед заблудшими силу и славу Свою, > и явить через знамение огня. Сам служитель Его подобен огненному > пламени, глаза его сверкают, как молнии, голос гремит, как гром. > Седые волосы как дым развеваются вокруг головы. Народ со страхом > ждет исхода. Явит ли Огненный Бог силу свою?.. > В следующее мгновение блеск молнии ослепил присутствующих, и все > увидели, как черный дым поднялся над опаленной жертвой. Пораженные > израильтяне пали ниц, восклицая: 'Ягве есть Бог!' А с моря > тем временем потянул ветер, и показалась туча. 'Иди домой, ешь > и пей, - обратился Илия к потрясенному Ахаву, - ибо слышен > шум дождя'... > Для жрецов Ваала состязание на Кармиле кончилось плачевно. > Вооруженная толпа стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были > убиты. В расправе принимал участие и Илия, сам подавший сигнал > к истреблению лжепророков. Здесь обнаружилось, насколько он был еще > сыном жестокого древнего мира, в котором царил суровый закон 'око > за око, зуб за зуб'. > Так рассказывает легенда, в основе своей, вероятно, передающая > достоверное событие. Засуха много месяцев свирепствовала в Сирии, > о чём свидетельствуют финикийские источники.{} Естественно, > что каждый молился своему богу или покровителю. Несомненно, что Илия > и его сторонники говорили, что бедствия - наказание свыше. Очень > возможно, что сцена на вершине Кармила произошла в действительности. > Древняя и средневековая история знает немало примеров подобных > 'судов Божиих'. > * * * > Когда Иезавель узнала о побоище, она пришла в ярость. Конец засухи > она, конечно, приписала молениям своего отца Ваалу, а никак > не Илии.{} Но зато она поклялась всеми богами отомстить пророку. > И снова Илии пришлось скрываться. Он бежал на юг - в Иудею, а оттуда > отправился в далекую пустыню. Ему хотелось своими глазами узреть > Божию гору Синай и там узнать волю Неба. > Путь его был долог и утомителен. После торжества над язычниками > Илия, очевидно, почему-то не чувствовал удовлетворения. Быть может, > жестокость борьбы внесла горечь в его душу, быть может, вообще > наступил закатный час жизни, когда усталость и разочарование > стучатся в сердце. Он сетовал на свое одиночество и бессилие, > и не раз ему казалось, что все его старания напрасны, а борьба > бесполезна. 'Довольно уж, - восклицал он, - о Ягве! Возьми мою душу, > ибо я не лучше отцов моих!' > К концу второй недели перед пророком открылись вершины Синая. > В грозном молчании застыли голые скалы. С трепетом священного ужаса > смотрел Илия на гранитные утесы, где некогда Моисей говорил лицом > к лицу с Богом. > Ночь застала его в пещере у подножья Хорива. Там, гласит сказание, > совершилось самое значительное событие его внутренней жизни. > Во время горьких жалоб и молитв пророк вдруг почувствовал > приближение Всемогущего. Он закрыл лицо свое плащом, ибо знал, > что Ягве - это палящий Огонь, и обратился к Господу: 'Возревновал > я об Ягве, Боге Воинств, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, > разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом, остался > я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее'. И что же? Над Илией > пронесся ураган, сокрушающий горы, 'но не в вихре Господь', затем > страшное землетрясение заставило вздрогнуть горные уступы, 'но > не в землетрясении Господь', после землетрясения палящий жар охватил > пещеру Илии. Вот она, священная стихия! 'Но и не в огне Господь'. > Внезапно жар сменился веянием тихого прохладного ветра. 'И там > Господь'. > Что означают эти слова сказания? > Нет ли здесь первого намека на какую-то новую сторону > в Богопознании, неведомую доселе?.. > Во всяком случае уже через столетие после Илии в Северном царстве > выступит пророк Осия, который первый заговорит о Божественной Любви. > С этого времени 'веяние прохладного ветра' будет постоянно ощущаться > в огненных богоявлениях Ветхого Завета. Оно, по словам Дармстетера, > 'придает пророчеству тот неповторимый характер гнева и нежности, > под влиянием которого растаяло каменное сердце древнего > человечества'.{} > 'Не в громе Господь, а в веянии прохладного ветра'... Это одно > из потрясающих мест Ветхого Завета. В мировой литературе нет > ему подобных. С ним можно сравнить лишь финал 'Бранда', где суровый > пастырь, неумолимый к себе и к людям, погибая под лавиной, слышит > последний свой приговор: 'Он есть Deus Charitatis!' > Бог милосердия... > Легенда связывает Синайское богоявление Илии с концом его жизни. > Ягве в тот день велел пророку назначить себе преемником Елисея > и помазать на царство в Дамаск Азаила, а в Израиль Ииуя. Однако, > очевидно, здесь отражены замыслы самих Сынов пророческих, > сподвижников Елисея. Именно они имели связи с Дамаском, и они > подготовили переворот Ииую. Им хотелось освятить свои действия > именем Илии. Единственное, что, вероятно, соответствует > действительности, - это призвание Елисея, который стал учеником > Илии. [ свящ. Александр Мень. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ (гл. 24) (Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", том 2) www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_24.html www.krotov.info/library/13_m/myen/1_3_gl_24.html ] + + + Илия представляет собою второй великий идеальный образ еврейской мистики... www.messia.ru/r2/2/046.htm + + + свящ. Александр Мень о прор. Илии в курсе введения в Ветхий Завет www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_109.html + + + свящ. Яков Кротов о прор. Илии в Словаре святых www.krotov.info/yakov/6_bios/00_dohrist/ilia.htm + + + свящ. Александр Борисов: Знаем ли мы "какого мы духа"? www.messia.ru/rasylka/003/509.htm + + + СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ о прор. Илии: www.krotov.info/library/bible/comm/iliya.htm + + + Библия о прор. Илии: 3 Царств, гл.17-19 www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew&txt=3ki+17:1-19:21; 4 Царств, гл.1-2 www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew&txt=4ki+1:1-2:25 + + + www.messia.ru/liudi/i-j.htm#ilia Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070802/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20070803/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-08-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-08-2007 ***************************************************************** * * 4 августа - годовщина кончины митрополита Сурожского Антония (Блума) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа! Смотрите, как терпеливо дожидается земледелец, когда земля принесет драгоценный урожай. Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей! Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца, потому что день возвращения Господа уже близок. Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас. Смотрите, Судья уже стоит у дверей! Братья, пусть примером терпения и стойкости перед лицом страданий станут для вас пророки, говорившие от имени Господа. Вы знаете, мы называем счастливыми тех, кто был стойким до конца. Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какой конец жизни дал ему Господь, потому что Господь милосерден и сострадателен. Прежде всего, братья мои, не клянитесь: ни небом, ни землей, ни какой иной клятвой. Пусть у вас будет только "да", если да, и "нет", если нет, чтобы вы не были осуждены. Попал кто-то из вас в беду, пусть молится, счастлив кто-то, пусть поет псалмы. Болен у вас кто-то, пусть позовет старейшин общины и пусть те помолятся над ним, помазав его оливковым маслом во имя Господа. Молитва, полная веры, спасет больного, и Господь поднимет его. И если он согрешил, то будет прощен. Поэтому сознавайтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас. Много может молитва праведника! Илья был такой же человек, как мы. Он горячо помолился, чтобы не было дождя, и дождь не шел на земле три с половиной года. Он снова помолился - и небеса дали дождь, и земля принесла урожай.* (Иак.5:7-18) * * * *Поскольку уже приближалось для Иисуса время, когда Бог возьмет Его на небо, Он решил идти в Иерусалим. Он выслал вперед Своих посланцев. Те пришли в самарянскую деревню, чтобы приготовить для Него всё необходимое. Но Иисуса там не приняли: по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим. Его ученики Иаков и Иоанн, увидев это, сказали: "Господь, хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и уничтожил их, /как сделал и Илья/?" Но Иисус, обернувшись, запретил им, /и сказал: "Вы не знаете, какому духу вы принадлежите. Ведь Сын человеческий пришел не погубить жизнь людей, а спасти"./ И тогда они пошли в другую деревню.* (Лк.9:51-56; текст, заключенный здесь в //, присутствует лишь в некоторых древних рукописях.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1921.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- . |
|||||
|
|
![]() |