=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 5 Января 2009 г. ст.ст., воскресенье пред Богоявлением, навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) литургические чтения: 2Тим.4:5-8; Мк.1:1-8. +1> Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. +2> Как написано у пророка Исайи: +> 'Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою, +> который приготовит Тебе путь. +3> Голос глашатая в пустыне: +> "Проложите путь Господу, +> прямыми сделайте тропы Его"', - +4> в пустыне появился Иоанн, который омывал водой и призывал +> людей возвратиться к Богу и в знак этого омыть себя, чтобы +> получить прощение грехов. +5> Вся иудейская страна и все жители Иерусалима отправились +> к нему. Они признавались в грехах, и он омывал пришедших +> в реке Иордане. |Каждое из Евангелий начинается по-своему... В Евангелии от Марка | нет никакого вступления, оно прямо начинается рассказом о проповеди | Иоанна (в других Евангелиях его называют иногда Иоанном Крестителем) | и о Крещении Иисуса Христа. Ты спал, тебе снился сон. Но вдруг в твой сон врывается голос: "Проснись!" Кто-то плеснул тебе в лицо холодной воды, чтобы разбудить. Хватит спать - настал главный день твоей жизни! Так Марк начинает свое Евангелие. Он показывает, как восприняли Иоанна Крестителя его современнники-иудеи. Служение Иоанна ярким потоком обрушилось на них. Народ ждал мессию-вождя, который поведет народ на борьбу против завоевателей-римлян, а пришел пророк, призывающий народ Божий к покаянию - обращению к Богу. |В самом начале евангельского рассказа (ст. 2-3) приведено пророчество | Исайи (Ис 40:3), жившего за шестьсот лет до описываемых в Евангелии | событий, которое он связывал с рождением обещанного Богом еврейскому | народу мессии ("помазанника", по-гречески: христа). Речь в этом | пророчестве идёт не о Самом Христе, а о том, кто должен будет | подготовить народ к Его появлению. Именно это и делает Иоанн, | призывая каждого к обращению и к очищению, к освобождению | от совершённых им грехов (ст. 4). Иоанн - голос, зовущий иудеев очнуться от иудаизма Ирода и Каиафа, пробудиться ото сна мертвой религиозности, вернуться к реальности свободы - свободы, о которой все твердили, но и понятия не имели о том, что это такое, пока она не явилась воочию. Ярким лучем света, который Иоанн бросал в лицо приходящим к нему, была известная всем история Израиля, но прочитанная по-новому. Ежегодно на Пасху евреи вспоминали о событиях Исхода - о древнем эпическом повествовании об избавлении народа из египетского рабства, переходе через Красное море, шествии через пустыню и вступлении в Обетованную землю. Этот рассказ, наряду с повествованием о сотворении мира (Шестодневе), был одним из ключевых библейских сюжетов, и он был известен каждому, к кому обращался Иоанн. Но он превратил эту историю в драматический рассказ, в котором участвовали его слушатели. Им тоже предстояло пройти через воды и обрести свободу. Им предстояло оставить позади "Египет" - мир греха - и войти в новую жизнь. Современный Крестителю Израиль шел в неверном направлении. Теперь настало время развернуться, встать на Божий путь - именно это и означало слово покаяние/обращение. Настала пора очнуться ото сна и принять Божью реальность. |Для очищения от греха традиционно считалось необходимым "исповедать" | свой грех (то есть назвать его вслух при свидетелях) и затем | "омыться" (то есть окунуться с головой в чистую проточную воду). | Таковы были традиционные еврейские религиозные предписания, которые | нетрудно найти в книгах Ветхого Завета. Именно так и поступали те, | кто следовал призыву Иоанна (ст. 5). Но Иоанн сразу же предупреждал | всех, кто к нему приходил, что это омовение было не просто обычным | очищением от греха, а приготовлением к встрече со Христом, Который | скоро придёт (ст. 7-8), так, что и само омовение становилось началом | новой жизни, знаком принятия того Царства, о котором будет говорить | Иисус (ст. 15). +6> Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, +7> питался саранчой и диким медом. • Он возвещал: "Следом +> за мной идет Тот, кто сильнее меня. Я недостоин +8> даже нагнуться и развязать у Него ремни сандалий. • Я вас +> водой омываю, а Он омоет вас Духом Святым". |Внешне Иоанн был очень похож на тех древних пророков, о которых | говорится в Ветхом Завете (ст. 6): он был одет в традиционный | для древних пророков плащ из верблюжьей шерсти и жил в пустыне, | питаясь саранчой и мёдом диких пчёл. Упоминаемая в ст. 4 пустыня | находилась на западном берегу Мёртвого моря, где были в те времена | поселения отшельников, среди которых, вероятно, и прошло детство | Иоанна и его юность. Откликнуться на призыв к покаянию - возвращению к Богу - надо было безотлагательно. Грядят Другой - "Тот, кто сильнее" Иоанна, и его задача - подготовить народ к Его приходу. Если в ваш город вскоре должен прибыть царь, президент или какая-то важная персона, вы спешите подготовить город к его приезду. Иоанн - вестник, который должен подготовить народ к приходу "Сильнейшего". Всему Израилю требовалась основательная чистка и ремонт. Каждому нужно было привести себя в порядок. Кто был этот "Сильнейший" по мнению Иоанна? Вероятно, Иоанн и сам до конца не знал этого. Он мог уповать на то, что явится сам Господь, или Мессия-Помазанник. Зато Иоанн твердо знал, что должен совершить этот "Сильнейший": то крещение-очищение, которое Иоанн совершал водой, "Идущий следом" будет совершать Святым Духом. Это обещание - но вместе с тем и предупреждение - продолжает древнюю пророческую традицию. Марк отсылает к ним, приводя слова из книг пророков Малахии и Исайи. Веками Израиль лелеял надежду на исполнение обещания Бога об обновлении событий Исхода: Бог снова явит Свое могущество, освободит Народ и будет отныне жить среди него. Он будет Богом Израиля, а Израиль - Его собственным народом. Как это случится? В тот первый раз Бог вел Народ в виде огненного и облачного столпа. На этот раз будет нечто похожее, но вместе с тем и иное. Дух Божий будет жить внутри людей, Он будет воздухом, которым они дышат, огнем в их сердцах. Этой надеждой жили лучшие люди народа Божия. И вот эта надежда сбывается. Но готов ли к этому Народ? Нет, народ не готов, и вряд ли сам Иоанн готов к тому, что должно случиться. Евангелист в первых стихах своей книги говорит о том, что это весть об "Иисусе Христе (Помазаннике), Сыне Бога" ("Сын Бога" - это в иудаизме того времени титул Помазанника). В первых строках Марк сумел передать ощущение новизны того, что делает Бог. И нас сегодня это должно навести на размышления о том, не спим ли мы - в личной и общинной жизни - сегодня, когда Господь стоит у наших дверей. / составлено на основе текстов: * Евангелие от Марка, гл. 1, перевод В.Н.Кузнецовой: messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#1:1 * Николас Томас Райт. МАРК. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий. // М., 2008.* * bible-center.ru/note/20090101/odp1 / + еванг. чтению из Мк.1: > В.Н.Кузнецова: Евангелие www.messia.ru/rasylka/006/1381.htm#0 > Квинт Септимий Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст: путь к благодати www.messia.ru/rasylka/008/2076.htm#0 > митр. Сурожский Антоний: Евангелие. Бог, достойный уважения. Обновление творения www.messia.ru/rasylka/005/1034.htm#0 > проповеди митр. Антония в воскр. перед Богоявлением: + Проповедь Иоанна Крестителя: 'Покайтесь!' www.messia.ru/rasylka/003/314.htm#0 + Осуществлять слово Божие. Не заслонять Христа... www.messia.ru/rasylka/004/678.htm#0 > митр. Антоний - О ПРОПОВЕДИ ПОКАЯНИЯ ХРИСТОМ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ www.mitras.ru/archive/070113.htm > свящ. Александр Мень: жизнь Иисуса Христа до Богоявления www.messia.ru/rasylka/006/1380.htm + Предтеча (из кн. "Сын Человеческий") www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_03.htm#0 www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_04.htm#0 > "Если крещение Иоаново являлось символом покаяния, то зачем Иисус крестился? Он ведь был без греха?" www.bible-center.ru/faq/krioanna > "Мысли вслух" на с. Библия-центр www.bible-center.ru/note/20080114/orth www.bible-center.ru/note/20080101/odp1 www.bible-center.ru/note/20050116/orth > проповедь митр. Антония в воскр. по Рождестве Христовом www.mitras.ru/archive/060114.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090118/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *А ты обо всём суди трезво, умей переносить тяготы, делай свое дело - возвещай Радостную Весть, в совершенстве исполняй свое служение. Что же касается меня, жизнь моя уже на алтаре, как возлияние. Приближается время ухода. Я хорошо провел бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам. И теперь меня дожидается приз - венок праведности, который вручит мне Господь в тот День, а Он - праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения.* (2Тим.4:5-8) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2363.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |