=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 06 января 2009 г. ст.ст., понедельник. Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17 *. С праздником! > Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, > чтобы явить Себя в Иордане. > Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя промолвил: > "Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех! > Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство." > Говорит наш Господь: "Так Я хочу - приблизься и крести Меня сам, > ибо не можешь противиться Моему ты желанью > креститься от тебя, как хочу... > Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься? > Оставь же почтительность: приди и крести, что ж ты стоишь?.. > Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое... > Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить. > Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут, > а если не крестишь Меня, > то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных." > Молчали силы небес, наблюдая, как сходит Жених в Иордан. > Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром. > Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца: > "+Сей есть Сын Мой возлюбленный+ - > покайтесь и чтите Его, все народы!" > Изумились все зрящие Духа, > увидев, как нисходит свидетельство славы о Нём. > Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, > ибо явлением сим миры освятились. > Окончил я песнь о Господе нашем и Иоанне. [ св. Ефрем Сирин. 14-й гимн на Рождество. Приводится по изданию: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. II. Евангелие от Марка. // Тверь: Герменевтика, 2001;стр.18. ( www.messia.ru/rasylka/005/1255.htm ) ] * * * > 3.13-17 ОМОВЕНИЕ ИИСУСА > (Мк 1.9-11; Лк 3.21-22) > > 13 Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну > для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря: > > - Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне! > > 15 - Пусть теперь будет так, - возразил ему Иисус. - Этим > мы исполним то, чего хочет от нас Бог. > > И тогда Иоанн согласился. > > 16 Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись > перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, > спускается и приближается к Нему. (17) И голос с неба сказал: > "Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада". > *16 Ин 1.32 > *17 Быт 22.2; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17 <..... комм. к стт. 13-14: www.messia.ru/rasylka/003/316.htm#0 > > Ст. 15 - Ответ Иисуса загадочен. Возможно, слова ="Пусть теперь > будет так"=, означают, что такое подчинение Иоанну возможно > лишь теперь, во время земного служения Иисуса, но немыслимо > в будущем, после Его воскресения и прославления. =Этим мы исполним > то, чего хочет от нас Бог= (дословно: "ведь так приличествует нам > исполнить всякую праведность") - это один из наиболее трудных > текстов Евангелия. Во-первых, =мы= - это Иисус с Иоанном или Иисус > с Богом? Во-вторых, что значит в этом контексте слово "праведность"? > Праведность, ключевое понятие библейской религии, понималось евреями > прежде всего как исполнение воли Бога, изложенной в Священном > Писании, прежде всего в заповедях Закона Моисея. Можно ли > утверждать, что принятие Иисусом омовения от Иоанна означает > исполнение заповеди Бога? Есть ли такая заповедь? Тем более, > что здесь дословно говорится о "всякой праведности". Значит, > Иисус вкладывает в эти слова гораздо более глубокий смысл. Многие > ученые видят возможную разгадку в слове "исполнить", чрезвычайно > важном для богословия Матфея. Мы уже встречали это слово в формулах > исполнения, вводящих библейские цитаты. Совершив омовение, Иисус > исполняет Писание (см. коммент. на ст. 17). Воля Бога для Иисуса > заключается в том, что Он должен осуществить Божий замысел спасения > человечества. Иисус и Иоанн оба исполнили то, что им было поручено > Богом, став проводниками спасительной деятельности Бога. > Ст. 16 - То, что Иоанн не стал и дальше препятствовать Иисусу, > говорит о том, что он понял слова Иисуса правильно. =Раскрылись > перед Ним небеса= - привычный образ Богоявления, и, конечно же, > эти слова употреблены в переносном смысле. Он увидел - в греческом > тексте нет имени, там стоит только "увидел". Конечно, можно > допустить, что это был Иоанн, тем более, что в следующем стихе > небесный голос скажет "+Он+ - Мой любимый Сын", из чего можно > заключить, что голос обращен не к Иисусу, а к Его свидетелю, каковым > является Иоанн (ср. Ин 1.32-34). Но ничто в греческом тексте > не свидетельствует о том, что произошла смена субъекта действия, > и вероятнее предположить, что всё, что происходит сейчас с Иисусом, > является частью Его собственного духовного опыта. =Дух Божий= - > это Святой Дух. Он уже давно не посылался Израилю, со времен > последних пророков, живших около трехсот лет тому назад. Но люди > верили, что Святой Дух снова сойдет на землю. Об этой надежде > говорят многие тексты из так называемого междузаветного периода, > то есть времени между написанием последней книги Ветхого Завета > и явлением Христа. Вот как об этом говорит книга "Завещания > Двенадцати Патриархов", время создания которой относится, скорее > всего, к началу II века до н. э.: "Тогда Господь воздвигнет нового > священника, и Ему будут открыты все слова Господа. И небеса > отверзнутся, и из Храма Славы снизойдет на Него освящение, и будет > к Нему голос Отца, как голос Авраама к Исааку. И слава Всевышнего > осенит Его, и дух разумения почиет на Нем" (Зав. Леви 18). Ср. также > Зав. Иуды 24.2-3: "И небеса разверзнутся над Ним, дабы Дух излить - > благословение Святого Отца". > =Как голубь= - только в Евангелии от Луки говорится, что Дух был > в телесной форме голубя, а в 4-м Евангелии голубь вообще > не упоминается. Хотя в христианской иконографии Святой Дух > традиционно изображается в виде голубя, нет твердых свидетельств, > что в еврейской традиции голубь имел какое-либо символическое > значение. Лишь иногда сравнивали голос Духа с воркованием голубя. > Очень вероятно, что надо понимать эти слова по-иному: "спускается, > как голубь", то есть Дух спускался так, как спускаются птицы. > И тогда сразу вспоминаются начальные слова Книги Бытия, говорящие > о том, что в начале творения мира Дух носился над бездной. > В еврейском языке слово "мерах`ефет" означает движение птицы, > спускающейся к своему гнезду. Если это так, то рассказ об омовении > Иисуса приобретает невиданную глубину: в этот момент происходит > новое, эсхатологическое творение. Многие Отцы Церкви (Тертуллиан, > Феодот, Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец) также связывали омовение > Иисуса с рассказом о сотворении мира в Быт 1. > Святой Дух - это сила, это энергия Бога, которую Бог давал прежде > отдельным личностям, поручая им совершить некую важную миссию. > Он даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были > Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление > Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить > трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: > Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему > способность ее исполнить. +Иисус призван, избран и предназначен.+ > Ст. 17 - =И голос с неба сказал= - это голос Бога, уже несколько > столетий молчавшего. Ведь пророчества в Израиле прекратились. Вместо > него иногда звучал так называемый "бат-коль" ("дочь голоса", то есть > эхо), нечто гораздо более слабое и несовершенное, чем истинный голос > Божий, не более чем "отражение Его голоса". Молчание Бога объясняли > по-разному: одни говорили, что Израиль грешен и поэтому недостоин > услышать голос Божий, другие - что всё, что хотел сказать > Бог человечеству, уже сказано в Священном Писании. Но вот Бог снова > заговорил! Он называет Иисуса =любимым Сыном=. Так в еврейском > тексте Ис 42.1 назван Служитель Яхве (в LXX переведено > как "избранный"). Слово "любимый" в еврейском языке > часто употреблялось в значении "единственный". Кого Бог любит, тому > Он поручает самое трудное, самое, с человеческой точки зрения, > неисполнимое. Сын назван любимым и в притче 12-й главы Марка. > Иисус - Тот, в ком Отец находит Свою отраду, утешение. Это > Его единственный Сын, Его Избранник. Слова Бога напоминают нам > и Пс 2.7: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя", и Ис 42.1: "Вот Служитель > Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой. Положу дух Мой > на Него". Причем аллюзии на Исайю особенно важны, так как Служитель > Яхве, которому Бог дарует Свой Дух, понесет на себе грехи многих > и искупит их своими страданиями (см. Ис 52.13-53.12). Некоторые > видят здесь и аллюзии на Книгу Бытия. В Таргуме {В те времена > еврейский язык уже был не совсем понятен большинству людей > в Палестине, и поэтому в синагогах, вслед за чтением Писания > на еврейском языке, предлагался таргум - перевод на общепонятный > арамейский, но таргум не был буквальным переводом, а нередко > представлял собой парафраз с элементами толкования и проповеди.} > на Быт 22 небесный голос так обращается к Исааку, согласному, чтобы > отец принес его в жертву. Исаак - искупительная жертва, угодная > Богу. Именно такое сотериологическое значение видели в рассказе > об этом жертвоприношении евреи и христиане I века. > =В Нём Моя отрада= - эти слова также напоминают слова некоторых > псалмов (Пс 44.3 (43.4); 149.4), а также Ис 62.4 (LXX). Иероним > приводит цитату из Евангелия евреев: "И произошло так: когда Господь > выходил из воды, Дух Святой сошел и наполнил Его, и покоился в Нём, > и сказал Ему: "Мой Сын, из всех пророков Я ждал Тебя, что Ты должен > прийти и Я могу покоиться в Тебе, ибо Ты Мой покой, Мой Сын > первородный, и Ты будешь править вечно"". Замечено, что в Ветхом > Завете это словосочетание очень часто стоит вместе с глаголом > "избирать" (ср. Лк 9.35). > Небесный голос свидетельствует о том, что Иисусу предназначена роль, > в которой сочетаются и царское достоинство (Пс 2.7), и смирение > и страдания избранного служителя Божьего (Ис 42.1), и жертвенность > Исаака (Быт 22). Все дальнейшее Его служение будет объяснением того, > что значит быть Божьим Сыном. > Итак, это событие настолько важное, что о нём говорится во всех > Евангелиях, а два из них, Марк и Иоанн, с него начинают > свое повествование. Это тот великий и таинственный момент, когда > Сын Божий в полноте Святого Духа начинает Свое служение на земле. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ. // М., 2002. ] .---------------. .........................: ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: :.......... +> из православного богослужения праздника : www.messia.ru/rasylka/005/1037.htm#0 : +> Яков Кротов: ...исполнить всякую правду... : www.messia.ru/rasylka/004/679.htm#0 : +> Беседа свт. Иоанна Златоуста о Крещении Христовом : holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/January/06-01.htm : +> другая: : www.krotov.info/library/08_z/zlatoust/02_02_06.htm#7 : +> свт. Григорий Назианзин. : www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_037.htm : (Слово 39. На святое крещение) : www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_015.htm : (Слово 40. На святые светы явлений Господних) : +> свв. Августин Гиппонский, Амвросий Медиоланский : о крещении Господнем www.messia.ru/rasylka/005/1255.htm : +> В.Н.Кузнецова: Зачем Иисус принял крещение от Иоанна? : (комм. к Мф.3:13-14) : www.messia.ru/rasylka/003/316.htm#0 : +> свящ. Александр Шмеман www.messia.ru/r2/2/028.htm#0 : ( = www.messia.ru/rasylka/008/2081.htm#0 & : www.messia.ru/rasylka/006/1384.htm#0 ) : + www.messia.ru/r2/2/029.htm#A : ( = www.messia.ru/rasylka/008/2085.htm ) : + www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_54.htm : +> свящ. Александр Мень: : Омойтесь Духом Святым и огнем. Пробил час : www.messia.ru/rasylka/007/1741.htm : +> он же: о празднике Богоявления (Крещения) : www.messia.ru/rasylka/005/1036.htm#0 : +> митрополит Антоний: Крещение Иисуса Христа : www.messia.ru/rasylka/006/1385.htm#0 : +> 2 проповеди митр. Антония (Блума): : www.mitras.ru/inname/in_24.htm : +> другие размышления Я.Кротова : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_13.htm : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_15.htm : +> см. тж. : www.krotov.info/spravki/temy/k/kresh_hr.html : ====================================================== ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34; эпизод N 21 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#21 ) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090119/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество. Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей, и дожидаться блаженного Дня надежды - явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу и очистить народ, который будет принадлежать Ему одному и ревностно стремиться к добру. ... Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны, были рабами всевозможных желаний и удовольствий, жили, полные злобы и зависти, сами ненавистные и ненавидящие друг друга. Но когда миру была явлена доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям - не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали, но по Его милости, - Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом. Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя, чтобы мы, оправданные по Его великой доброте, стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.* (Тит.2:11-14; 3:3-7) * * * *Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. Иоанн сначала этому противился, говоря: "Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!" Иисус возразил ему: "Пусть теперь будет так. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог". И тогда Иоанн согласился. Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему. И голос с неба сказал: 'Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада'.* (Мф.3:13-17) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2364.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |