=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 23 марта 2009 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *. > Пост уже в значительной мере прошел, но у меня чувство, что слишком > часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период > безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, > когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть > в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. > Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, > то того, о чём мы можем мечтать. А пост - это совершенно нечто > другое. Об этом говорит очень ясно английское и немецкое слово, > которое обозначает пост - "Lent", "Lenz". Это значит > на старонемецком языке "весна". Постное время - это весна духовная. > Об этом мы можем прочесть и в богослужебных книгах, когда > нам указывается на то, что во время поста мы душою должны ожить, что > это - начало, что это не конец и не погружение вглубь греха, > а время, когда мы начинаем новую жизнь. > Если это весна, то это должно быть время большой радости. А откуда > взять радость, когда мы призваны к тому, чтобы внимание и много > внимания уделить своему прошлому и своему настоящему, что не всегда, > конечно, вызывают в нас радость? Но это время, когда Господь > нам говорит: "Ты разве забыл, как глубоко, как всецело Я тебя - > не коллектив человеческий, а каждого из нас - тебя лично до твоего > рождения еще возлюбил, что Я тебя призвал жить, что Я тебя призвал > войти в этот мир, который Я сотворил, и что Я тебя так возлюбил, > что жизнь Свою отдал, чтоб ты мог проверить в эту Мою любовь". > Христос за каждого из нас умер на Кресте. И смерть Христова > на кресте - мера Его любви к нам. Мы сами понимаем, если > не из опыта, то из каких-то переживаний, что отдать свою жизнь > за другого человека - это действительно доказательство того, что мы > его любим, любим больше своей жизни. И так нас возлюбил Господь. > В каком-то смысле, когда мы думаем об этом, нам может стать страшно > за себя, потому что каждый из нас в отдельности, по мере того, как > он грешит каждым своим грехом, малым или великим, принудил > Сына Божия стать Сыном человеческим и умереть моей смертью, чтобы > я мог ожить Его жизнью. Но победа - не смерть, а жизнь. > И Господь нас зовет в течение этого поста пережить эти недели > как весну духовную, как время, когда мы проснемся от холодного, > зимнего, темного сна и войдем в новую жизнь. Это не значит, что > в этом искании Бога, в этой устремленности к Нему не будет скорби, > не будет стыда, не будет боли, но это значит несомненно, что > мы устремлены к Тому, Который стоит с раскрытыми объятиями, ожидая > нас, как отец ожидал блудного сына. Вы, наверное, помните рассказ > о блудном сыне из Евангелия и вы себе представляете то, как этот > сын, ушедший из дому, отрекшись от родного дома и от отца, > и от родни, и от близких для того, чтобы жить своей независимой > жизнью, как он возвращался в лохмотьях, разбитый жизнью и как > он увидел, что у порога их хаты, их домика стоит отец, отец, который > поседел, постарел, потому что он болел душой за своего блудного > сына, и который выходил каждый день и многажды, вероятно, ожидая: > а вдруг мальчик покажется на повороте дороги. И вдруг он показался. > И как отец к нему устремился, его обнял: "Сын мой был мертв, и вот, > он снова живой". Вот как нас ожидает Господь наш Иисус Христос. > Будем так думать о посте, об этом периоде, когда мы рассматриваем > свою душу для того, чтобы она стала чистая, чтобы она стала > правдива, чтобы она стала истинна, чтобы нам встретить Христа > с радостью, не потому что мы такие чистые и светлые и хорошие, > а потому что мы так любимы, и мы так верим в любовь Божию. И нам > надо помнить, что наш путь возвращения ко Христу - это весна > духовная, которая нарастает в моей душе, в вашей душе, в нашей > жизни. Мы вместе идем к Богу и мы не можем дойти до Него, > соединиться с Ним, если не примем друг друга. Мы не можем ожидать > прощения, усыновления со стороны Бога, если отказываемся принять > как брата или сестру кого бы то ни было, простить кого бы то > ни было. И это накладывает на нас на этом пути какую > ответственность. > Вы себе представьте, что какая-то группа людей устремилась куда-то, > где они ожидают радости, ликования, новой жизни и, вместе с этим, > смотрят направо и налево с готовностью сказать: "Только ты > не войдешь в Царствие Божие, с тобой я в Царстве Божием я не хочу > быть. Такое Царство Божие не для меня, уйди с дороги". Как > вы думаете, возможно ли такому человеку войти в Царство Божие, > прийти и быть принятым в объятия Божии, Который умер за того > человека, которого мы отвергаем? Мы, конечно, не отвергаем > друг друга с такой жестокостью, беспощадностью, которую я только что > описал, но и это бывает, когда человек в опасности и мог бы или > спастись или нет, но спасая другого, и его оставлять в стороне - > пусть гибнет, но я-то спасусь. Это так ярко, так грубо не бывает > в нашей жизни, но как часто бывает, что мы друг друга не берем > за руку, чтоб помочь этому человеку пройти путь ко спасению. Хотя > он нам чужд, хотя он нам, может быть, да, отвратителен, противен, но > он Богом любим всей жизнью и смертью Христа Спасителя. Бог его > так любит, как и меня, что Он отдал Свою жизнь и Свою смерть > за него. Поэтому на этом пути, на котором мы находимся, который > является весною, по мере того, как мы оживаем, становимся новой > тварью, мы должны оглянуться на наше прошлое и на наше настоящее > и подумать: "Есть ли кто-нибудь, ради которого мне нет доступа > в Царство Божие?" > И вот мы сейчас находимся в период этой весны, когда прозябает новая > жизнь в нас, если только мы обратим внимание на то, что нам говорит > и Евангелие, и Господь, и наша собственная совесть. Это путь, когда > мы должны сбрасывать с плеч все то, что нас давит, приземляет, что > не дает нам рваться к Богу, бежать, а только позволяет ползти. > Иногда бывает так, что мы сознаём свою греховность, и тогда > мы чувствуем: какое же право я имею идти к Богу, как к другу, когда > я всей жизнью своей был Ему неверен? Ну, не враг, но чужой, > предатель, да. Слово "предатель" у нас связано с мыслью о Иуде. > А разве не бывает, что мы предаем Бога своим поведением, предаем > Христа своим поведением по отношению к другим людям или к себе > самим, уже не говоря о Нём Самом. Весна, когда мы можем сбросить > с плеч всё то, что нам мешает устремляться к Богу: вот в чём весна. > Если мы говорим о посте языком обычным, то это значит на каждом > шагу, на каждом повороте что-то с своих плеч сбросить. > Когда я оглядываюсь вокруг и вижу других людей, вижу ли я иконы > Божии? Да, каждый человек является иконой, порой оскверненной, > изуродованной, но иконой. Вы, наверное, слышали о том, как во время > революции выкидывали иконы, рубили их, поганили, и с каким > благоговением остатки собирались верующими, потому что эти осколки, > эти оскверненные иконы были мучениками, мученицами-иконами, > оскверненные, да, но в порядке мученичества, страдания. И так > каждый человек, который вокруг нас находится, около нас находится, > он - образ Божий, он - икона, да, изуродованная, да, загрязненная, > да, ставшая, порой неузнаваемая как икона, да, но если я умею > заглянуть через эту поверхностную загрязненность, вглубь человека - > о, "вглубь" это слишком много сказать - немножечко глубже заглянуть > и подумать: "Это человек, который сотворен Богом по любви, > для которого Христос умер на кресте, которого Он ожидает в Царствии > Небесном, что я могу сделать для этого человека, отнестись к нему > или к ней с благоговением, с трепетом, невзирая на то, что о нём > могут говорить люди". > Вы, наверное, помните рассказы Евангельские о том, как Христос > в доме фарисея находился, и как пришла блудница, и как она изливала > миро на Его ноги и отирала своими волосами, и как фарисей сказал: > "Разве Ты не знаешь, кто Тебя трогает?" И Он ответил: "Да, знаю. > Я вошел сюда, и ты мне не дал воды для того, чтобы омыть Мои ноги, > а она своими слезами Мои ноги омыла. Ты Мне не дал масла, чтобы > помазать Мои волосы, а она миром их помазала." Она не каялась > в таком, как вам сказать, церковно-формальном смысле. У нее сердце > разрывалось. Она не знала, что это покаяние или не покаяние. > Она знала, что это Христос, и Христос не видел в ней блудницу, > Он видел в ней безутешную боль, боль того человека, которому > нужна любовь, помощь, забота и который отвергнут другими людьми. > Когда мы входим в храм, неужели мы не можем друг на друга > так посмотреть, и разве это не может исцелить душу другого человека, > но одновременно и мою душу исцелить состраданием, посильной любовью, > жалостью, заботливостью, пониманием, готовностью к тому, что бы меня > сопричислили с этим человеком и сказали: "Ну, вот, я думал, что > он приличный человек, а с кем же он дружит!". Это говорили > о Христе. [ митрополит Сурожский Антоний (Из беседы 15 апреля 2000 г.) www.mitras.ru/archive/050416.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34; эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122 ) см. также: + + + ПОСТ - ВЕСНА ДУХОВНАЯ (Из книги "Человек перед Богом") www.mitras.ru/archive/030412.htm = www.mitras.ru/archive/080412.htm к евангельскому чтению: + + + митрополит Антоний: ...так мы должны были бы сейчас идти к страстным дням... www.messia.ru/rasylka/008/2164.htm#0 (+ ссылки!) митрополит Антоний о прп. Марии Египетской + + + www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 = www.mitras.ru/archive/090404.htm = www.mitras.ru/archive/020422.htm ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...") + + + www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 = www.mitras.ru/archive/060408.htm ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...") Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090405/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-04-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим". Он спросил: "Что для вас сделать?" Они ответили: "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую". Иисус сказал им: "Вы не знаете, чего пр`осите. Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?" Они ответили: "Можем". Но Иисус сказал им: "Чашу, которую Я пью, вы выпьете и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь. А сесть по правую руку Мою или по левую - дать это не в Моей власти: там сядут те, кому предназначено Богом". Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. Но Иисус, подозвав их, сказал: "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так! Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом. Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45) * * * *Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24, новый перевод РБО) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2397.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |