=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 29 марта 2009 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45. > ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ БОГА НАШЕГО > Лука повествует в восьмой главе, как Иисус переплывает озеро, > выходит на берег и вокруг Него сразу же собирается множество народа. > Тут приходит Иаир, начальник синагоги и в большом волнении просит > Его помочь его ребенку - девочке, которой около двенадцати лет > и которая при смерти. Иисус выслушивает его, проникается > состраданием и идет с ним. По дороге они задерживаются в толпе. > Подходит больная женщина, притрагивается к Нему и исцеляется, > а во время этой вынужденной остановки приходит вестник и сообщает > отцу: "Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя". Итак, последней > надежде отца не суждено осуществиться. Но Иисус обращается к нему: > "Не бойся, только веруй, и спасена будет". Они приходят к его дому, > там суматоха, как это бывает на Востоке вокруг покойников. > Иисус произносит загадочные слова: "Не плачьте, она не умерла, > но спит". Люди, понятно, смеются. Тогда Он отсылает всех, берет > с собой только отца и мать, да еще трех учеников, которым > Он доверяет, тех, которые будут рядом с Ним на горе Преображения > и на Элеонской горе, идет к постели ребенка, берет его за руку > и говорит: "Девица, встань!" Она открывает глаза, поднимается, и так > полна жизни, что Господь, вероятно, с теплой улыбкой - велит > родителям дать ей поесть, потому что она голодна (40-56). > Это событие напоминает другое, изложенное у Луки чуть раньше. > Во время Своего странствия Иисус приближается к городу, называемому > Наин. Когда Он подходит к воротам, как раз выносят покойника, > единственного сына у матери, вдовы. Ее горе трогает Господа, > и Он говорит: "Не плачь". Затем Он кладет руку на носилки, несущие > останавливаются, и Он взывает к мертвецу: "Юноша! тебе говорю, > встань!" Тот поднимается, начинает говорить, и Иисус "отдает его > матери" (7.11-17). > О подобном же событии еще раз сообщает одиннадцатая глава Евангелия > от Иоанна. После встречи с Закхеем Иисус покинул Иерихон > и находится на пути в Иерусалим. Внезапно Он говорит > Своим ученикам: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его". > Ученики знают, что Лазарь болен, и отвечают: "Господи! если уснул, > то выздоровеет". Тогда Он говорит прямо: "Лазарь умер; и радуюсь > за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали". Итак, > они продолжают путь с чувством, что идут навстречу чему-то > невероятному - недаром Фома говорит остальным: "Пойдем, и (если > так должно быть) мы умрем с Ним". Когда они приходят в Вифанию, > покойник уже в гробнице. В доме сутолока: скорбящие о покойном > и просто любопытные приходят к сестрам умершего. Те преисполнены > горя, и каждая из них встречает своего Друга и Учителя словами: > "Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой". Он же > "восскорбел духом и возмутился", как гласит точный перевод, > и спрашивает: "Где вы положили его?". "Вновь скорбя внутренне", > Он подходит к гробнице, и на глазах у Него выступают слёзы. > Он велит убрать камень, обращается к Отцу Своему и затем произносит > громким голосом: "Лазарь, иди вон". Мертвец повинуется - > с перевязанными ногами и руками и с покрытым плащаницей лицом. > Иисус повелевает: "Развяжите его, пусть идет". > Ход событий разный. Один раз Он встречает на Своем пути похоронное > шествие. Другой раз отец девочки приходит за Ним. Что касается > Лазаря, то Он, очевидно, видел в духе, что произошло... У озера > умирает ребенок, в Наине - юноша, в Вифании - Лазарь, взрослый > мужчина, - словно смерть становится всё более реальной, встречаясь > со все более зрелой жизнью... И словно смерть с каждым разом > совершается все полнее: ребенок только что умер, юношу уже выносят, > а Лазарь уже не один день лежит в гробу... Ход событий во многом > различен, но сущность их всех одна и та же: ушедшую душу Христос > вызывает назад, в земную жизнь. Он обновляет распавшуюся жизнь. > Прерванное существование продолжается. Относительно ребенка > родители даже еще не поняли по-настоящему, что пришел конец; > мать юноши с отчаянием сознает это; в доме же Лазаря уже несколько > дней царит холодная пустота смерти - и каждый раз происходит > неслыханное: это закончившееся существование начинается заново. > Но если действие Иисуса в Наине имеет характер не требующего усилий > проявления любви, совершаясь мимоходом, в пути, а в случае с Иаиром > Он как бы вступает под тихие своды сокровеннейшего доверия и нежной > близости, то в случае с Лазарем Он идет из дома к гробнице и там > на глазах людей с патетической силой совершает воскрешение. Иисус > "скорбит духом" - это сказано дважды. В кончине друга Он видит > Свой конец. Уход друга побуждает Его бросить вызов самой смерти. > Когда Иисус зовет Лазаря назад, к жизни, Он делает это "громким > голосом" и нам вспоминается, что однажды Он также "возопил... > громким голосом" - на кресте (Мф 27.46). Здесь, в борьбе > за возвращение Своего друга, Христос борется с самой смертью > и предвосхищает Свое собственное Воскресение. > Что означает всё это? Прежде всего едва ли не самый большой вызов, > какой только может быть брошен нашей вере. Нигде больше - > за исключением, может быть, повествования о вочеловечении > (Мф 1.18-25) и о таких событиях, как насыщение многих тысяч > и укрощение бури (Мф 14.14-36) - от нашей веры не требуется такого > преодоления земного, как здесь. Возражение возникает и у нас: может > ли быть что-либо подобное? И в чем смысл таких событий? > Из этих вопросов менее затруднителен первый: возможно ли что-либо > подобное? Если мы верим, что Христос есть Сын Божий, то ответ > на него уже дан, и он убедителен в той самой мере, в какой наша вера > подлинна. А эта вера подлинна или, лучше сказать, осознана тогда, > когда мы правильно судим об отношении Бога, открывающего Себя миру. > При этом на пути у нас, наследников века естественного порядка > вещей, встает наше представление о законах природы, которое должно > исключить возможность чудес. > Но, присмотревшись внимательно, мы вскоре заметим, что, в сущности, > это представление имеет в виду нечто иное. Дело не в том, > что естественный закон природы отменяется, если совершается чудо, > а в том, что в определенный момент он ставится в подчинение более > высокой, вполне реальной и осмысленной силе. Действие материи > подчинено жизни, так, на фоне неживой природы возникают новые формы; > по отношению к неживой природе они не могут не казаться "продуктом > чуда". По отношению к чисто биологической жизни поведение духовно > живого человека представляет собой нечто новое и не может быть к ней > сведено - так можно себе представить, какие открываются возможности, > когда в духе человека прорывается сила действующего в истории Бога. > Здесь-то и выясняется, что первоначальное возражение имело в виду > нечто другое. Это возражение не касалось законов природы - > последние остаются неприкосновенными. Но и логика, и естествознание > исходили из утверждения, что мир образует замкнутое целое, в котором > вообще нет никаких "факторов", кроме "природных". > В противовес этому вера говорит: мир лежит в руке Божией. Бог есть > само всемогущество, Он - Творец в чистом и неограниченном значении > этого слова, и когда Он обращается к миру, мир со своими законами > осмысленно включается в Его действия... Он - Господь. > Его отношение к миру не природно, а лично. Даже и сам мир > не замкнут в природном, но соотнесен с личным, потому что > он произошел из свободного деяния любви Бога живого. Поэтому в нём > возможна "история" - человека, но также и Бога: священная история, > история спасения. Поэтому, когда Бог призывает природу в священную > историю, когда Он "действует", то она повинуется. Тогда происходит > чудо - и при этом естественный закон не "отменяется", но исполняется > в более глубоком смысле. > Этим разрешается первый вопрос и уступает место более глубокому: > в чем смысл таких событий? Суть дела не в том, возможно ли что-либо > подобное, а в том, зачем это... Если наш разум следует Откровению, > то ему открывается здесь нечто очень глубокое. Откровение > показывает ему мир не таким, каким он представляется обычно, но > со стороны сердца. Иисуса трогает судьба определенного человека. > К Нему подступает человеческое горе - отцовское, материнское, горе > покинутых сестер. Перед Ним встает картина существования, > прерванного неисследимой смертью. Подчеркивается, как сильно > это потрясает Его. Он вмешивается в роковой ход событий, > упорядочивая тем самым происходящее в мире. Благодаря любви > Искупителя человеческое сердце на короткое мгновение становится > центром мирового порядка вещей. > А как это может выглядеть иначе? Существует странный ответ > на вопрос о том, что, собственно, представляет собой человеческое > существование: в бесконечном мировом пространстве вращается > крошечное тело, называемое Землей; на нём - тонкий покров плесени, > который можно называть пейзажем, жизнью, культурой; там же обитают > крошечные существа, именуемые людьми. Всё это продолжается > одно короткое мгновение, затем всему конец. Шопенгауэр прав: > если смотреть на вещи, исходя из мироздания, то человеческое > существование выглядит действительно так, и часто бывает трудно > избавиться от чувства, что всякое другое мнение - иллюзия. Но такие > события, как изложенные выше, меняют всю картину. Становится ясным, > что для Бога эти крошечные существа на песчинке, затерянной > в необъятности, важнее мировых пространств и Млечных путей, > и короткое время существования жизни на Земле важнее тех бесконечных > цифр, которыми исчисляет время астрономия. Несколько лет > человеческой жизни, десяток лет одиночества, которые еще, > может быть, предстоят вдове, для Бога важнее, чем всё то время, > которое требуется солнечным системам, чтобы возникнуть и распасться. > Никогда Бог не пожертвовал бы ни одним человеческим сердцем > ради того, чтобы уцелели Сириус или туманность Андромеды. Когда же, > согласно Его святому знанию, человеческое страдание не может > иным путем обрести предназначенный ему смысл, - тогда Он ради него > призывает законы природы к служению более высокому, чем то, которое > они могут исполнять сами по себе. И это хорошо и осмысленно также > и в отношении закона природы, при том условии, что закон природы > не фетишизируется, но рассматривается таким, каков он есть. > Мир же предстает при этом таким, каким его видит Бог: изнутри, > начиная от человеческого сердца и его судьбы. > Открывается нам здесь и то, кто такой - Бог: Тот, для Которого > человеческая судьба имеет такое значение. Он - не Бог мироздания, > не астрономический Бог. Вернее, Он владеет и мирозданием, но оно > служит лишь престолом Его славы. Он также и не повелитель истории, > сочетающий отдельные судьбы в уклады, исполненные > божественно-глубокого смысла. Он - Бог сердца. > Можно, пожалуй, сказать: открой мне, что тебя волнует, и я скажу > тебе, кто ты. Здесь Бог являет Себя потрясенным страданием > человеческого сердца, и завеса спадает с Его лика. Мы видим, > Кто Он: Тот, Кого имеет в виду апостол Павел, когда говорит > о "человеколюбии Спасителя нашего, Бога" (Тит 3.4). Мало назвать > Его, как это делает философия. Абсолютным, Вечно-неизменным. Он - > Живой, Близкий, Грядущий в святой свободе. Он - любящий и в любви > не только Творящий, но и Действующий. Бог - Тот, Который мыслит > и действует так, как описано здесь. > Но к чему это, если мир продолжает идти прежним путем? Повсюду > умирают дети, повсюду плачут матери и сокрушаются отцы. Повсюду > есть покинутые сестры. Повсюду обрываются и остаются незавершенными > человеческие жизни - так к чему же эта предполагаемая картина мира > глазами Бога? > Она должна укреплять нашу веру, должна объяснять нам, как > в сущности, обстоит дело с миром и, пусть мы не видим этого, > но должны в это верить по слову Христа. Бог взирает на каждого > из нас, как на ту женщину, которая шла за носилками. Каждый из нас > должен быть уверен в том, что его существование для Бога важнее, > чем Сириус и Млечный путь. В глазах Божиих сердце и судьба каждого > из нас представляет собой центр мира. Но тот ход вещей, который > можно наблюдать без труда, неизменно заслоняет это. На его фоне > человеческая история действительно представляется микроскопической > суетой в оболочке из плесени, а жизнь человека - одним мгновением > в бесконечности. Следовательно, я должен верить и, веруя, > отстаивать подлинный смысл мира вопреки вопиющему противоречию с так > называемым здравым смыслом. Это - "победа, победившая мир" > (1Ин 5.4). Здесь же, в этих нескольких местах Христос отстранил > завесу, чтобы мы могли взглянуть, как обстоит дело > в действительности. И для этого нужна вера, - здесь, при свете > Его очей, верить легче, чем видя вращение мировой оси. [ Романо Гвардини. из кн. ГОСПОДЬ (Часть II. Гл. 5) www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html ] см. также: + + + из этой же книги: 10. СМЕРТЬ. www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html + + + еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!) + + + Стихиры из Постной триоди в переводе на русский язык www.messia.ru/rasylka/008/2170.htm#0 + + + М.С.Красовицкая о богослужении Лазаревой субботы www.pravmir.ru/article_2851.html Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090411/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-04-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- "... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом. Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ... Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.12:28-29;13:8) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |