=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 18 марта 2007 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение прав. Лазаря. литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45. > С толкованием Воскрешения Лазаря связаны очень большие трудности. > <...> воспроизведение истории не было последней целью евангелиста > <Иоанна>, но <> в то же время он сообщал только те факты, > относительно которых у него не было сомнения в том, что > они действительно имели место. Это касается в полной мере > и воскрешения Лазаря. > <У Иоанновского повествования о воскрешении Лазаря нет> параллели > в синоптическом предании.{} Между тем, как чудо оно не знает равного > в Евангелии. Мало того что речь идет о воскрешении разлагающегося > мертвеца, уже четыре дня лежащего в могиле, воскрешение Лазаря > повлияло и на течение истории. Для враждебных Иисусу иудейских > начальников оно было тем последним толчком, который заставил их > принять решение устранить Иисуса (ср. 11.46-57). Молчание синоптиков > представлялось бы тем более удивительным, что и синоптическая > история построена <с точки зрения> Страстей. <....> И потому > неизбежно возникает вопрос: чем объясняется их молчание о Лазаре, > если их интерес к Страстям был интерес исторический, а в Иоанновском > повествовании Воскрешение Лазаря было тем последним толчком, который > привел к Страстям? Вопрос этот заслуживает самого полного внимания. > <...> > Конечно, чудеса воскрешения значительнее и больше всех других чудес. > Но если еще и можно в каком-то смысле перетолковать чудо воскрешения > дочери Иаировой (ср. 'дитя не умерло, но спит', Мк.5.39 и парал.), > то остается в евангельской истории, кроме Воскрешения Лазаря, > не допускающее перетолкования воскрешение Наинского отрока > (Лк.7.11-17). Он уже был мертв и несли его на погребение, > когда процессию встретил Иисус. <.....> > ~11.1-16.~ Повествование о Воскрешении Лазаря предваряется > пространным введением, в котором идет речь о болезни Лазаря. > Его сестра уведомляет о ней Господа. И на первое же известие Иисус > ответил: '...болезнь эта не к смерти, но в Славу Божию, чтобы > прославлен был Сын Божий чрез нее' (ст. 4). Он остается два дня > на том месте, где Его застало известие (ст. 6). После того > Он говорит ученикам о смерти Лазаря. Но слова Его 'Лазарь, друг наш, > уснул' (ст. 11) они понять не могут. Это всё тот же метод > недоразумения, который мы наблюдаем на всём протяжении <Евангелия > от Иоанна>. Но и нечто большее. О дочери Иаировой Господь > тоже сказал, по свидетельству всех трех синоптиков (ср. Мф.9.24; > Мк.5.29-30; Лк.8.52-53), что она не умерла, но спит. Это значит, что > пред Божественным всемогуществом и любовию смерть не есть > непроходимая грань. Сон есть образ смерти. Но для Бога и смерть > есть сон. Фома зовет учеников идти в Иерусалим вместе с Иисусом: > '...идем и мы, чтобы умереть с Ним' (ст. 16), - не с Лазарем, > конечно, а с Иисусом. > ~11.17-40.~ <...> Можно сказать, что весь отрывок стоит под знаком > смерти: смерть Лазаря, смертельная опасность, грозящая Иисусу, > готовность Фомы умереть вместе с Ним. И на этом фоне развертывается > учение о Воскресении и Жизни в диалоге Господа с Марфой. > Он начинается с ее молчаливой просьбы: 'Я и теперь знаю, что о чём > бы Ты не попросил Бога, даст Тебе Бог' (ст. 22). Господь говорит ей: > 'Воскреснет брат твой' (ст. 23). Но это слово она не дерзает понять > иначе как о грядущем Воскресении в последний день (ст. 24). Господь > ей отвечает: 'Я - воскресение и жизнь' (ст. 25) и говорит о Себе > как <о> начале жизни для верующего в Него: 'Верующий в Меня не умрет > вовек' (ст. 25-26). О Лазаре уже нет речи, и Марфа в ответ на вопрос > Иисуса о вере в Него как начало жизни и воскресения, исповедует Его > <Мессией>. Исповедует с чрезвычайной силой. Пeп`iстeuка передано > в новом русском переводе <(еп. Кассиана)> 'уверовала и верю' > (ст. 27), но прямого отношения к воскрешению Лазаря ее исповедание > не имеет: 'Ты Христос, Сын Бога, грядущий в мир'. И однако Лазарь > был тот, кто умер и был воскрешен Господом. Он оказывается символом > будущего общего воскресения по вере в Иисуса. <.....> <...> > Значение воскрешения Лазаря не только в том, что оно символически > выражает содержание Иоанновских речей на протяжении всей первой > части Евангелия. <...> оно устремлено и в будущее и направляет > внимание читателя к неизбежности Страстей. И касается это в равной > мере богословского учения и фактов истории. > Но есть и нечто большее. Внимание читателя останавливается > на подробностях описания погребения Лазаря. Его могила представляет > собой пещеру, которую закрывает камень (~~ ст. 38). Когда камень > взяли и Господь повелел Лазарю выйти, оказалось, что тело его > связано 'погребальными перевязями и лицо его было обернуто платом' > (~ ср. ст. 44). В повествовании о Воскресении Христовом тоже > речь идет о камне (~), которым был закрыт вход в могилу (ср. 20.1), > и о том плате (~), который был на голове Иисуса (ср. 20.7). > Эти подробности врезаются в память читателя, который усматривает > некий параллелизм между погребением Лазаря и погребением Христовым. > Трудно думать, чтобы этот параллелизм был случайным. Если евангелист > понимал Воскрешение Лазаря как символ, выражавший существенное > содержание речей Христовых в Иерусалиме и в Галилее, последние > наблюдения позволяют утверждать, что Воскрешение Лазаря было > для евангелиста не только символом, обращенным в прошлое, > но прообразом, обращенным в будущее. > В этом втором значении смерть Лазаря, его погребение и воскрешение > прообразуют Страсти Христовы. Из диалога с Марфой вытекает > символическое значение Воскрешения Лазаря, выражающееся в том, что > оно есть символ будущего общего Воскресения по вере в Иисуса. > Понимание Воскрешения Лазаря как прообраза позволяет утверждать, > что начало этого общего воскресения есть Воскресение Христово. > Не случайно воспевает Церковь в тропаре праздника: 'Общее > воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси > Лазаря' <("В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, > из мертвых воздвиг Ты Лазаря..."/*/)>. По слову апостола Павла, > начаток умерших есть Христос. Но Воскресение Христово прообразуется > воскрешением Лазаря. Литургическое предание Православной Церкви > подтверждает это понимание еще и тем, что Церковь совершает память > воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, которое есть > Предпразднество Пасхи. Этим она явно нарушает историю, потому что > Вход Господень в Иерусалим отделен от Воскрешения Лазаря > неопределенной продолжительности пребыванием Иисуса с учениками > 'в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим' (ср. 11.54). > Литургическое предание не оставляет места для этого перерыва. > Но нарушение евангельской хронологии оттеняет внутреннюю связь > между двумя событиями, из которых одно - Торжественный Вход - > есть Предпразднество Воскресения Христова, а другое - Воскрешение > Лазаря - есть прообраз его. [ еп. Кассиан (Безобразов). Толкование на Евангелие от Иоанна. www.krotov.info/history/01/kern/page12.htm#02 ] ------------------------------------- /*/ http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post6l.htm +++ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: + + + еп. Кассиан (из этой же книги) www.messia.ru/rasylka/004/797.htm#0 + + + он же - Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово (отд. статья) http://pretre-philippe.livejournal.com/15316.html?mode=reply + + + Клайв Льюис www.messia.ru/rasylka/005/1127.htm#0 + + + cвящ. Александр Мень: Лазарева суббота и Вербное воскресенье www.messia.ru/rasylka/004/753.htm#0 + + + из его же книги "Сын Человеческий" www.messia.ru/rasylka/006/1469.htm#0 + + + митр. Антоний Блум: Христос - Господин над смертью! www.messia.ru/rasylka/003/405.htm#0 + + + свящ. Александр Шмеман: Воскрешение Лазаря - сегодня! www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N50 + + + Р.Гвардини о воскрешении Иисусом Лазаря - в 5 и 10 главах 2-й части кн. "Господь" www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html (Человеколюбие Иисуса. 3 воскрешения, совершенные Иисусом. К чему это, если смерть по-прежнему царствует в мир? / Свобода Иисуса в отношении к смерти) + + + Тексты правосл. богослужения Лазаревой субботы: www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/070.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070331/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=31-03-2007 Завершаем последовательное чтение трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, гл. 56-59: www.messia.ru/r3/is/56-59.htm ***************************************************************** * * к еванг. чтению Вербного воскресенья (Ин.12:1-18) www.messia.ru/rasylka/006/1469.htm#0 (митр. Антоний; ссылки на тексты Я.Кротова, В.Кузнецовой и др.) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Господи, глас Твой разрушил адову власть, и владычественное слово Твое подняло из могилы четверодневного, и стал Лазарь проображением спасительным жизни вечной. Всё возможно Тебе, Владыко всех, Царь; даруй рабам Твоим очищение, и велику милость! *Господи, убедить хотя учеников Твоих в Твоем из мертвых воскресении, к гробнице Лазаря пришел Ты; и когда позвал Ты его, ад покорился, и отпустил четверодневного пленника, восклицая Тебе: "Благословенный Господи, слава Тебе!" *Cтав перед гробницей Лазаря, Спасе наш, и позвав мертвого, словно от сна воскресил Ты его: стряхнул тление мановением нетления, и был выведен словом связанный пеленами. Всё Ты можешь, всё Тебе служит, Человеколюбче, всё повинуется Тебе, Спасе наш, слава Тебе! *Душеполезную завершив Четыредесятницу, воскликнем: радуйся, город Вифания, отечество Лазарево! Радуйтесь, Марфа и Мария, его сестры, ибо поутру Христос приходит оживить Своим словом умершего брата, и Его глас услышав, горький и ненасытный ад, страхом вострепетав и громко застонав, отпустит Лазаря, пеленами обязаного, Его чудесам собор еврейский удивился; с пальмовыми ветвями Его встретят, будут восхвалять Его дети, а отцы ревновать будут. Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!* (из Постной Триоди, рус.пер.) * * * "... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом. Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ... Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.12:28-29;13:8) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |