=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 22 июня 2009 г. ст.ст., воскресенье 4-е по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13. 5 Когда Иисус пришел в Капернаум, подошел к Нему, прося о помощи, римский центурион~. 6 - Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый параличом, он ужасно страдает. 7 - Я приду и вылечу его, - говорит ему Иисус. 8 - Господин мой, - возразил Ему центурион, - я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров. Только повели словом - и слуга мой выздоровеет. (9) Сам я человек подчиненный, но и у меня под началом есть воины. И одному я говорю: "Ступай" - и он идет; другому: "Иди сюда" - и он приходит; слуге говорю: "Сделай то-то" - и он делает. 10 Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам: - Говорю вам истинную правду: еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой веры~. (11) Но вот что Я говорю вам: многие придут с востока и с запада и усядутся за пиршественный стол вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небес. 12 А те, кому было предназначено Царство, будут изгнаны вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет. 13 - Ступай домой, - сказал Иисус центуриону, - и пусть будет тебе по вере твоей. И в тот же час слуга выздоровел. ------------------------------------------------------ *8.5 +центурион+ - командир римского воинского * подразделения численностью в 60-100 человек. *8.10 +еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой * веры+ - возможно иное понимание: "даже в Израиле * Я не нашел такой веры". ( Мф.8. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой. www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#8:5 ) * * * * * > Подлинно, весьма много значило, что человек, не из число иудеев, > имел столь высокую мысль о Христе. Мне кажется, он имел > представление о воинствах небесных, или о том, что болезни, смерть > и всё прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины. Поэтому > он и говорил: "...ибо я и подвластный человек...", - т. е., ты Бог, > я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи > человеком и находясь под властью, столько могу, то гораздо более > можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью. <...> Если я, > говорит он, будучи равен подчиненным и находясь под власть, > при малом преимуществе начальства имею такую силу, что никто мне > не противоречит, но что я приказываю, то и делают, хотя бы > и различны были приказания ("говорю одному: "<иди>" - и идет; > и другому: "приди" - и приходит"), то гораздо большую силу имеешь Ты. > <....> обрати внимание на то, как ясно он показал, что Христос может > управлять смертью как рабом и повелевать как Владыка. Когда > он говорит: "'иди' - и идет, 'приди' - и приходит", то выражает > этими словами такую мысль: если Ты повелишь смерти не приходить > к нему, она не придет. Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно > открыл то, что впоследствии всем должно было открыться, то есть, > что <у Христа есть> власть над смертью и жизнью, и <Он> может > низводить во <врата> ада и возводить. <...> Но, не смотря на то, что > он имел столь великую веру, он <считал> себя еще недостойным. > Христос же, показав, что <тот> достоин того, чтобы придти в его дом, > сделал гораздо более, когда удивлялся ему, хвалил его и даровал ему > более, чем он просил. Он пришел искать телесного здоровья слуге, > а возвратился, получив царствие. Видишь ли исполнение сказанного: > "ищите же прежде Царства Божьего и Его праведности, и это всё > приложится вам" (Мф.6,33)? Как скоро сотник явил великую веру > и смирение, Христос даровал ему небо и, сверх того, возвратил > здоровье его слуге. И не этим только почтил его, > но и засвидетельствованием, что он вводится в царство, и какие люди > из него изгоняются. Отсюда Христос для всех уже делает известным то, > что спасение - от веры, а не от дел Закона. Поэтому этот дар будет > предложен не только иудеям, но и язычникам, и последним более, > чем первым. Не подумайте, говорит, что такое случилось только > с сотником; то же будет со всей вселенной. Здесь Он говорит > пророчески о язычниках, и им подает <добрую> надежду. <...> Он же > говорил это для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, > и смирить гордость иудеев. Но чтобы Своими словами не оскорбить > слушателей, и не подать никакого им повода к сопротивлению. > Для этого Христос <заводит> речь о язычниках, не в самом начале, > а когда сотник подал случай к тому; и <прямо не называет>. > <Он> не сказал: "...многие из язычников", но: "...многие с востока > и запада", - что означает язычников. А таким образом не оскорбил > слушателей, поскольку сказанное было прикрыто. <.....> никто > не должен думать, что здесь одна только угроза. Иудеям возвещается > сугубое наказание, язычникам сугубая радость: первым потому, что они > не только отпали, но и отпали от своего; а последним потому, что они > не только получили, но и получили то, чего не ожидали. <...> > Сыновьями же царства Спаситель называет тех, кому было уготовано > царство. Это особенно уязвляло иудеев, когда, показав, что > по обетованию они пребывают в недрах Авраама, вслед затем тотчас же > исключает их. <...> > <.....> И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время > совершения чудес часто предлагал учение о царстве, и всех привлекал > к нему. Даже и тем, которым Он угрожал извержением, угрожал > не для того, чтобы извергнуть, но чтобы, устрашив словами, привлечь > к царству. Если же отсюда иудеи не получали никакой пользы, то > во всём виновны сами они и все страждущие их болезнью неверия. > Всякому известно, что то же случилось не только с иудеями, но > и с уверовавшими. Иуда был сыном царства, и вместе с прочими > учениками слышал: "сядете и вы на двенадцати престолах" (Мф.19,28), > однако сделался сыном геенны. Эфиоплянин же, будучи варваром и одним > из тех, которые пришли от востока и запада, удостоился венцов вместе > с Авраамом, Исааком и Иаковом. То же и ныне между нами происходит. > "Многие же, говорит Господь, будут первые последними, и последние > первыми" (Мф.19,30). Это сказал Он для того, чтобы как последние > не предавались беспечности, как не имеющие сил возвратиться, так > и первые не надеялись бы на себя, как твердо стоящие. О том же > предвещал раньше и Иоанн, говоря: "Бог может из камней сих > воздвигнуть детей Аврааму" (Мф.3,9). Так как этому надлежало > совершиться, то заранее и предвещается, для того, чтобы никто > не смутился странностью вещи. Но Иоанн, как предтеча, говорит о том > как о возможном; а Христос - как о несомненно имеющем быть, > и доказывает это делами. > Итак, если стоим, не будем надеяться на себя, но будем говорить > себе: "кто думает что он стоит, берегись, чтобы не упасть" > (1Кор.10,12); а если лежим, то не будем отчаиваться, но будем > говорить себе: "разве, упав, не встают" (Иер.8,4)? Действительно, > многие, достигнув <.> самой высоты неба, показав всякое терпение, > живя в пустынях и не видя женщины даже во сне, но несколько > вознерадев, преткнулись и дошли до самой бездны зла. Другие, > напротив, из этой бездны возвысились к небу, и от позорища <...> > обратились к жизни ангельской, и столь великую явили добродетель, > что изгоняли демонов и совершали много других подобных знамений. > Такими событиями исполнено Писание, такими примерами исполнена > наша жизнь. <....> Как кто-либо из порочных будет стараться > о добродетели, <если> он возвращение к добродетели <и> изменение > на лучшее <считает> невозможным? Если и теперь, когда и законы > существуют и наказания угрожают, когда многих возбуждает слава, > когда ожидается геенна и обещается царство, когда злые осуждаются, > а добрые восхваляются, - если и теперь некоторые едва решаются > на подвиги добродетели, то, по уничтожении всего этого, > что воспрепятствует всеобщему растлению и гибели? > Итак, познав коварство дьявольское и то, что как указанные люди, так > и те, которые силятся утвердить учение о судьбе, мыслят противно > и языческим законодателям, и божественным изречениям, > и естественному разуму, и общему мнению всех людей, и варварам, > и скифам, и фракиянам, и всем вообще, - будем, возлюбленные, > бодрствовать и, оставив всех этих противников истины, > будем шествовать <узким> путем с надеждой и страхом: со страхом - > по причине <обрывов, подстерегающих нас повсюду>; с надеждой же - > потому, что Иисус <идет> перед нами. Пойдем с трезвостью > и бодрствованием. Если кто хотя <бы немного> задремлет, тотчас > низринется. Мы не осмотрительнее Давида, который, несколько > вознерадев, упал в самую бездну греха. Впрочем он и восстал скоро. > Взирай поэтому не на то только, что он согрешил, но и на то, > что очистил свой грех. Для этого и написана история его падения, > чтобы ты не взирал на его падение, но удивлялся его восстанию; чтобы > ты знал, как после падения ты должен восставать. Как врачи, выбирая > самые трудные болезни, описывают их в книгах и научают других > способу врачевания, чтобы последние, узнав труднейшие болезни, > удобнее могли преодолеть слабейшие, так точно и Бог сделал явными > самые великие грехи для того, чтобы те, которые впадают в малые > грехи, могли через то удобно исправлять их. В самом деле, если могли > быть очищены большие грехи, то тем более меньшие. Итак рассмотрим, > как тот блаженный муж изнемог, и как он восстал в скором времени. > Какой же был образ изнеможения? Он учинил прелюбодеяние и убийство. > Я не стыжусь громогласно возвещать об этом: если Дух Святой не почел > постыдным изложить всю эту историю, то тем более нам не должно > скрывать ее. Поэтому я не только возвещаю об этом, но нечто и еще > присоединяю. Те, которые скрывают падение Давида, весьма помрачают > добродетель этого мужа. И как умалчивающие о его сражении > с Голиафом, лишают его немалых венцов, так точно поступают и те, > кто оставляют без внимания настоящее повествование. Может быть, > мои слова кажутся странными? Но подождите немного, и вы узнаете, что > это сказано нами справедливо. Я для того увеличиваю грех, > и представляю дело в более странном виде, чтобы в большем обилии > приготовить врачевство. Итак, что же мне присоединить? Добродетель > человека. Это увеличивает и его вину: не одинаково ведь осуждается > всё во всех. "Сильные, - говорит Писание, - сильно будут истязаны" > (Прем.Сол.6,6). И: "который знал волю своего господина, > и не исполнял, бит будет много" (Лк.12,47). Следовательно, большее > ведение служит причиной большего наказания. Поэтому иерей, впадающий > в одинаковые грехи с подчиненными себе, не одинаковым с ними > подвергается наказаниям, но гораздо тягчайшим. Может быть, вы, видя, > что вина возрастает, трепещете и устрашаетесь, и удивляетесь мне, > как будто бы я хожу по стремнинам; но я столько уверен в праведнике, > что простираюсь еще далее. Чем более увеличу вину, тем более > в состоянии буду восхвалять Давида. Но можно ли, спросят, сказать > что-либо более этого? Можно. Именно: как Каин совершил не только > убийство, но и худшее многих убийств, - поскольку он убил не чужого, > но брата, и брата не обидевшего, но обиженного, не после многих > убийц, но первый изобрел такое злодеяние, - так и здесь преступление > состояло не в одном только убийстве, потому что не простой человек > совершил его, но пророк, убил не обидевшего, но обиженного, > поскольку этот последний был уже обижен в то время, когда > была похищена жена, и таким образом к этому преступлению Давид > присоединил еще новое. Видите ли, как я не пощадил праведника, и как > без всякого послабления рассказал его поступки? <.....> <...> > <.....> Если же хотите подробно знать мудрость Давида, то, прочитав > историю его после греха, можете увидеть его надежду на Бога, любовь, > возрастание в добродетели и старание до последнего издыхания. Итак, > имея такие примеры, будем бодрствовать и остерегаться от падения. > Если же и случится нам пасть, то не будет лежать. Я не для того > упомянул о преступлениях Давида, чтобы повергнуть вас в беспечность; > но для того, чтобы большее произвести опасение. Если даже > этот праведник, несколько вознерадевши, подвергся таким страданиям > и получил такие раны, то чего не потерпим мы, каждодневно > предающиеся беспечности? Итак, познавши его падение, не предавайся > нерадению, но представь, сколько он совершил и после него, сколько > пролил слез, сколь великое являл раскаяние, день и ночь испуская > источники слез и омывая ими постель, и сверх того, облекаясь > во власяницу. Если же для него потребно было такое поведение, то как > мы можем спастись, не смотря на множество преступлений не имеющих > сокрушения? Кто еще имеет великие добродетели, тот удобно может > покрыть ими грехи; не имеющий добродетелей, откуда бы ни был поражен > стрелой, получает смертельный удар. Итак, чтобы этого не случилось, > вооружим себя добрыми делами, и, если совершим какое-либо > преступление, будем очищать себя, чтобы, <проведя теперешнюю> жизнь > во славу Божью, удостоиться нам наслаждения будущей жизнью, которую > мы все да сподобимся получить благодатью и человеколюбием нашего > Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. > Аминь. [ свт. Иоанн Златоуст. из Беседы 26 на Ев. от Матфея (8:5-6). www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_26.html ] + + + митрополит Сурожский Антоний: "Скажи же только слово, пока еще не приходи..." www.messia.ru/rasylka/007/1883.htm#0 (+ссылки!) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090605/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-06-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вас освободили от рабства греху, но для того, чтобы вы стали рабами добра - я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости, чтобы вам было яснее. И как некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку, для дурных дел, - так теперь отдайте себя в рабство добру, чтобы посвятить себя Богу. Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра. Какую пользу вы от этого получили? Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге - смерть. Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога, вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге - вечную жизнь. Плата, которую платил грех, - смерть, а Божий дар - вечная жизнь в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.* (Рим.6:18-23) * * * *Уйдя оттуда, Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. - Разрешено ли в субботу лечить? - спросили у Иисуса. На самом же деле они искали, в чём Его обвинить. - Найдется ли среди вас человек, который, имея одну-единственную овцу, не вытащит ее, если она в субботу упала в яму? - ответил Иисус. - А человек ведь много дороже овцы. Так что делать добро в субботу разрешается. - Потом Он говорит тому человеку: - Протяни руку. Тот протянул - и рука стала здоровой.* (Мф.12:9-13) * * * "Да приидет Благодать, и да прейдет мир сей!" (Дидахэ) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2438.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |