=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога 14/1 октября в церквях российской традиции празднуется Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии + + + свящ. Александр Шмеман: Покров Богородицы www.messia.ru/rasylka/006/1645.htm (+ссылки!) (В этот же день празднуется память прп. Романа Сладкопевца) С праздником! А этот выпуск посвящен стихам 5:9 - 7:12 Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#5:9 ). к 1Кор.6:12-20: + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0 > Итак, первая проблема, которая довлеет над церковной жизнью - > экклесиологическая.{} Множество реальных нестроений, как > в глобальном порядке, так и на уровне приходской и частной жизни, > в действительности имеют причиной нерешенность вопроса о границах > Церкви. Аморфное представление о границах истинной Церкви весьма > странным образом проявляет себя в совершенно неожиданных ситуациях. > Спонтанные прекращения канонического общения между православными > Церквями по мотивам чисто политическим дискредитирует > идею тождественности канонического общения и благодатного содержания > церковной жизни. Периодически допускаемое в разных формах участие > инославных (католиков, дохалкидонитов и даже протестантов) > в Таинствах Православной Церкви (крещение, причастие, венчание), > а также и принятие Православной Церковью действенности тех же > Таинств у инославных, однозначно раздвигают границы Церкви как Тела > Христова за рамки православия. Практика принятия раскольников > в "сущем сане" по соображениям "крайней икономии{} категорически > разграничивает административные решения церковной иерархии > и их благодатное содержание; особым парадоксом является существующая > в рамках той же церковной структуры одновременно с "икономическим" > подходом случаи "перерукоположения" раскольников по желанию > конкретных иерархов.{} > На уровне приходской и частной жизни главной экклесиологической > проблемой является сам факт существования приходов > как территориального образования. "Приходы" (сменив "общины") > возникли в средние века как форма организации церковной жизни > в условиях "поголовной" крещенности и воцерковленности населения > христианских стран. В настоящее время реальная структура общества > такова, что положение "церковного народа" в нём аналогично положению > первохристианской Церкви - несколько процентов населения > воцерковленных христиан и, возможно, до 10% "оглашенных". В этих > условиях административное устроение Церкви по территориальному > принципу - бессмыслица. Кого считать членами Церкви? Тождественны ли > понятия "прихожанин" и "член Церкви Христовой"? Кто есть в отношении > Церкви человек в детстве крещённый и никогда более к церковной жизни > не "примыкавший"? Вариантов этой ситуации, понятно, множество. Член > ли Церкви тот, кто считает Богом святителя Николая (так считал > человек, некогда бывший старостой нашего храма)? Член ли Церкви тот, > кто не читал Евангелия? Никогда не причащался? Живет в блуде, ходит > к экстрасенсам и пр. - но детей крестит на "своем" приходе? А чего > стОит обязанность священников крестить, погребать совершать > пр<очие> требы "прихожанам" только потому, что "это их Церква, > и попа им поставили, чтобы он их обслуживал, а не условия ставил"? - > и, будем откровенны, ещё потому, что без этих треб священник > материально в условиях приходской жизни семью не прокормит. Так кого > же мы, священники, обязаны - и имеем право - крестить (и пр.)? > Каковы условия "вхождения в Церковь"? Нет яснй границы Церкви - нет > и ясных критериев решения этого и аналогичных вопросов; царит полный > волюнтаризм и неразбериха. Стоит ли умножать примеры метастаз > этой проблемы в практической жизни Церкви? Они проявляются на каждом > шагу, все с ними сталкиваются (хотя и не все, пожалуй, вполне > идентифицируют); надо бы эту ситуацию ясно определить и соборно, > молитвенно предпринять шаги к её разрешению. > Но один вопрос из сонма возникающих в связи с экклесиологической > путаницей в Церкви следует выделить и обговорить особо - это вопрос > церковного брака, в частности, размытости границы между браком > и блудом. Действительно - кто определит, что такое брак > для христианина? Правильно, это союз любви в самоотдаче > и самопожертвовании, ставящий целью создание христианской семьи, > семейной церкви. Но тождественен ли брак венчанию? Очевидно, нет: > апостольское слово (1Кор.7,13), позднее происхождение > чинопоследования Таинства венчания, постановление Юбилейного Собора > РПЦ 2000 г. (о признании гражданского брака в религиозно "смешанных" > семьях законным сожительством) однозначно признают возможность брака > вне венчания. Но каково же в этом контексте положение > брака гражданского, чем он отличается от простого сожительства? > Печатью в документе? Абсурд. Серьезностью намерений? Но очевидно, > что и это утверждение весьма спорно. > Я слышал из уст опытного священника, профессора МДА, традиционалиста > по убеждениям, слова о том, что в сфере отношения полов есть > три категории отношений: блуд - эгоистичное "потребление" партнера > ради удовлетворения своего сластолюбия (м.б. и не только > сексуального характера), брак, благословенный Господом в Таинстве, > и брак законный, но не облагодатствованный Дарами любви Божией > (гражданский). Но, при неопределенности для церковного (а по сути > дела, и для светского) сознания понятия "гражданский брак", > что является внешним критерием разделения сожительства на законное > и незаконное? И почему законное сожительство в "условном" > (без регистрации - при определенных причинах) гражданском браке > недопустимо для верующего человека? Ответов Церковь на эти вопросы > не дает, что способствует распространению крайнего разномыслия > в их практическом разршении. Так, я знаю священника, опытного > духовного руководителя, который даже считает допустимым > при необходимости в определенных условиях разрешать брачное > сожительство супругов (создание семьи) без предварительного венчания > и гражданской регистрации./*/ > Вы спросите, каким образом эта неразбериха связана с проблемой > границ Церкви? Самым непосредственным. Господь в Новом Завете устами > апостола Павла (5 глава 1Кор) категорично разграничивает "внешних" > и "внутренних" для Церкви. Соответственно различаются и требования > к положению и поведению христианина в Церкви и в "миру". > Первохристианская Церковь, безусловно, жила в контексте именно такой > системы отношений. При ясной самоиндетификации церковной общины > в ней могли четко применятся апостольские правила устроения жизни. > Верующая жена, состоявшая в браке до своего воцерковления, > оставалась и в Церкви, и в браке. Воцерковленной девушке вступать > в брак следовало только с членом Церкви, иначе ей должно было > оставаться в безбрачии. Церковный брак благословлялся епископом, > расторжение брака было невозможно (кроме греха прелюбодеяния). > При вдовстве было допустимо вступление в новый брак. Правила > были ясны, посильны, и выполнение их, в условиях достаточно > замкнутой церковной общины, было вполне естественным явлением. > Но как и к кому применять сегодня эти нормы; кто сейчас скажет, > где "внешние", а где "внутренние"? А ведь других норм нам не дано, > иного благовествования Господь не являл. Вот и получается, > что отсутствие четких представлений о том, где проходит грань между > Церковью и миром, между "внутренними" и "внешними", является > причиной множества нестроений, а иногда и трагедий. Бесконечные > "безгодные" венчания - неосмысленные и неисполненные; по сути дела > поругание Таинства. Бесконечные разводы; видимо "лёгкие" разрывы > в действительности неразрываемых связей. Странные "церковные" > разводы (фактически благословения епископа на грех); странные второ- > и, на практике, многобрачные чины. Абсурдные повторные венчания > благословением епископа (я видел эти резолюции - тоже сплошная > икономия!) разведенных пар чином первобрачных (Таинство!). Духовный > надрыв в церковной среде из-за невозможност есения "бремен > неудобоносимых"; и, как следствие, "раздвоение" духовного сознания. > Опасные эксцессы "младостарческого" руководства (особенно вторжение > в семейную жизнь монашеского учительства./**/ Соблазны > и неопределенность в устроении добрачных отношений. Перекосы > в устроении семейных отношений из-за давления "мертвящей буквы" > и отсутствия "духа животворящего" любви в нормах церковного > бракоустроения; всяческие шатания в Церкви из-за неясности > этих норм. ------------------------------------- > /*/ Пример из жизни. Сошлись для семейной жизни люди уже > не молодые. Отношения их - подлинный брак, однако, > зарегистрировать его в загсе по чисто техническим причинам > быстро было невозможно (для расторжения супругом первого > гражданского брака необходимо ехать в Среднюю Азию). Началось > постепенное воцерковление семьи, точнее, приближение к Церкви. > Однако их, не утвердившихся в вере и колеблемых страстями, > ставить под венец - ещё рано; необходимо сначала вполне > воцерковиться. Печальные последствия поспешности в таком > вопросе хорошо известны. И к слову, опытные духовники > категорически не советуют пытаться укрепить шатающийся брак > при помощи венчания: венчание, ещё раз повторим, > облагодатствование брака, а не его утверждение. Итак, брак > тех людей назовем ли блудом? Не более ли блуд духовный > венчание без всякого религиозного чувства, следуя моде > или амбициям? > /**/ В том числе в вопросе устроения телесных отношений > супругов. Нынешние "духовники", стремясь из-за всех сил стать > "святее папы Римского", стараются "заруководить" всю жизнь > своих пасомых, вникая в самые интимные стороны > их взаимоотношений (особо в этом почему-то усердствуют > монашествующие). Наивно думают такие рьяные "руководители", > что тем самым делают богоугодное дело - их ревность > не по разуму, и рождает только смуту в душах. А вот что > о вопросе телесных отношений говорят мудрые Отцы Церкви > (тоже ведь монахи, только боговдохновенные, истинные), > что говорят каноны Церкви: "Вступившие же в брак сами себе > должны быть довлеющими судьями". (Каноническое послание > иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа > Александрийского и исповедника, к епископу Василиду, > правило 3). [ свящ. Михаил Шполянский. Из статьи "Церковь земная: разрывы и обрывы" www.krotov.info/libr_min/25_sh/shpo/lyansky2.htm ] + + + В.Н.Кузнецова: брак и развод (7.1-9) www.messia.ru/rasylka/008/2284.htm#0 (+ ссылки к 6:20-7:12) +++ Кротов, Бердяев, Д.Ольшанский, Льюис и др. о вопросах пола www.messia.ru/rasylka/rzerv/pol_razvrat.txt + + + свящ. Александр Мень о браке www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm + + + свящ. Александр Шрамко. ЛИЧНОСТЬ И "ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ" www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3988 + + + митрополит Сурожский Антоний. ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ Цель брака. Богословие материи. Целомудрие и деторождение. www.mitras.ru/pered4/pb_421.htm + + + свящ. Иоанн Мейендорф. БРАК В ПРАВОСЛАВИИ www.messia.ru/r2/4/s16_183.htm#0 + + + Ф.Н.Козырев. Церковь и пол. Размышление первое: о семье и Церкви www.kiev-orthodox.org/site/family/1340/ Размышление второе: О седьмой заповеди www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/ + + + Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня. Таинство брака www.krotov.info/spravki/temy/t/tainstv.html#6 + + + Брак и семья. Материалы на с. "Киевская Русь" www.kiev-orthodox.org/site/family/ + + + Сергей Троицкий. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА www.krotov.info/libr_min/t/toquil/troi_0.html # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *И я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием, а также умением выбирать то, что действительно важно. И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны, с обильными плодами праведности, что созидаются через Иисуса Христа во славу и хвалу Богу. ... Некоторые, правда, возвещают Христа из зависти и соперничества. Но другие - из добрых чувств. Эти - из любви ко мне, зная, что я поставлен Богом защищать Божью Весть. Те же возвещают Христа из своекорыстных побуждений. Они возвещают Христа не от чистого сердца, а думая утяжелить этим мои цепи. Ну и что?! Как бы ни проповедовали Христа, с задней мыслью или от чистого сердца, - неважно, главное, что имя Его возвещается! Я этому рад!* (Флп.1:9-11,15-18) * * * Сказал Господь: "Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит в нее камень!" (Ин.8:7) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2469.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|