=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 12 августа 2008 г. ст.ст., понедельник.
литургические чтения: 2Кор.2:4-15;
Мф.23:13-22.
/Попразднство Преображения Господня./
к евангельскому чтению понедельника:
+++ Иоахим Иеремиас: Горе священникам, книжникам и фарисеям!
www.messia.ru/rasylka/005/1248.htm#0
Набожность, разъединяющая с Богом
www.messia.ru/rasylka/003/313.htm#0
+++ Николай Бердяев: Религия смирения.
Фарисейство есть отрицание искупления и
Искупителя
www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0
+++ Александр Гуревич о православном фарисействе
www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0
+++ В.Н.Кузнецова: ложное благочестие
www.messia.ru/rasylka/004/675.htm#0
+++ Саймон Тагуэлл: внешняя праведность и праведность
сердца
www.messia.ru/rasylka/003/610.htm#0
+++ Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0
+++ Яков Кротов: ракообразные
www.messia.ru/rasylka/006/1592.htm#0
+++ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/23_15.htm
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080825/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-08-2008
----------------------------------------------------------------------
Этот выпуск посвящен стихам 5:9 - 7:9
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам.
к 1Кор.6:12-20:
+ архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы
www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0
>
БРАК, БЕЗБРАЧИЕ, РАЗВОД (7.1-40)
>
7.1-16 О БРАКЕ И РАЗВОДЕ
> 1 Относительно
того, что вы писали мне в письме: "Лучше
> 2 мужчине не прикасаться к женщине".
• Но раз так много разврата,
> то пусть у каждого мужчины
будет своя жена и у каждой женщины
> 3 свой муж. • И пусть муж исполняет
супружеский долг по отношению
> 4 к жене, а жена по отношению
к мужу. • Не жена хозяйка своему
> телу, а муж, равно как
и муж не хозяин своему телу, а жена.
> 5 Не избегайте друг друга, разве
только на время, по обоюдному
> согласию, чтобы провести
время в молитве, а затем снова сойтись,
> иначе Сатана, нащупав
слабое место, может искусить вас.
>6/7 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю. • Конечно,
> я желал бы, чтобы все
люди были, как я, но у каждого свой дар
> от Бога: у одного один,
у другого другой.
> 8 А неженатым
и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими,
> 9 как я. • А не могут воздерживаться,
пусть женятся. Лучше
> вступить в брак, чем
гореть в огне.
> 10 А тем, кто
в браке, я приказываю - впрочем, не я, а Господь.
> Жена не должна покидать
мужа, • а если покинет, пусть живет одна
> или же мирится с мужем.
И муж пусть не разводится с женой.
> 12 А остальным
говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь
> 13 брата жена неверующая, но
она согласна жить с ним, пусть
> не разводится с ней.
• И если у женщины муж неверующий,
> 14 согласный жить с ней, пусть
не разводится с ним. • Потому что
> неверующий муж через
жену посвящается Богу и неверующая жена -
> через мужа. Иначе и
дети ваши были бы нечисты, а так они
> 15 посвящены Богу. • Если же
неверующий супруг уходит, пусть
> уходит, брат или сестра
им не подневольны. Но Бог призвал вас
> 16 к миру. • И откуда ты знаешь,
женщина, не спасешь ли мужа? И ты,
> муж, не спасешь ли жену?
>
----------------------------------------------------
>
7.5 +в молитве+ - в поздних рукописях: "в посте
>
и в молитве".
>
7.7 +Конечно+ - в некоторых рукописях: "Потому что".
>
7.14 +мужа+ - в некоторых рукописях: "верующего мужа".
>
7.15 +вас+ - в некоторых рукописях: "нас".
>
+Но Бог призвал вас к миру+ - в ряде
рукописей:
>
"К миру призвал нас Господь".
>
*7.7 Мф 19.11-12 *7.9 1Тим 5.14
>
*7.10-11 Мф 5.32; 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
>
*7.14 Рим 11.16 *7.15 Рим 14.19 *7.16 1Петр
3.1
> Начиная с этой главы,
Павел начинает давать ответы на вопросы,
> которые содержались в
письме коринфян, доставленном, вероятно,
> Стефанасом, Фортунатом и Ахаиком
(см. 16.17). Первый вопрос -
> о брачных отношениях, повторном браке
и разводе.
> Ст. 1 - =Относительно
того, что вы писали мне в письме: "Лучше
> мужчине не прикасаться
к женщине"= - Апостол цитирует письмо
> коринфян, которые полагали,
что христиане должны прекратить брачные
> отношения, потому что, по их
убеждению, все сексуальные отношения,
> в том числе и в браке, оскверняют
человека. В старых переводах слова
> коринфян обычно приписывались
самому Павлу: "Относительно того, что
> вы мне писали. Лучше мужчине
не прикасаться к женщине". Считалось,
> что это Павел дает указание
воздерживаться от сексуальных отношений
> даже в браке. В апокрифических "Деяниях
Павла" обращенные им девушки
> отказываются от брака,
хотя и были обручены, а замужние женщины
> прекращают сексуальные отношения
с мужьями. Но на то, что это
> не убеждение самого Павла,
а высказывание аскетически настроенной
> группы в коринфской церкви,
указывал еще Ориген. Это подтверждается
> и дальнейшим текстом письма.
Для Павла норма христианской жизни -
> единобрачие, но не целибат.
=Прикасаться= - эвфемизм, означающий
> физическую близость.
> Ст. 2 - =Но раз так много разврата,
то пусть у каждого мужчины будет
> своя жена и у каждой
женщины свой муж= - Вероятно, коринфяне
> считают, что муж и жена,
обратившиеся в христианство, должны стать
> братом и сестрой. О том,
что подобные "духовные браки" были широко
> распространены в первые
века христианства, известно как
> из апокрифов, так и
из позднейших христианских текстов ("Пастырь
> Герма", Тертуллиан, Киприан,
Евсевий). Апостол очень деликатен,
> потому что и обсуждаемая
тема требует сдержанности и деликатности,
> тем более что он сам
не состоит в браке и поэтому коринфяне могут
> в данном случае утверждать,
что подражают ему. Действительно,
> в еврейской традиции
брак был обязателен, потому
что
> его предписывала заповедь
(Быт 2.24). Лишь очень немногие мужчины
> настолько посвящали себя
Богу, что заповедь вступления в брак
> отступала на задний план (Иисус, Иоанн
Креститель, Павел и др.). Ср.
> Мф 19.12. В более
позднее время равви, не вступавшие в брак,
> назывались "обрученными с
Торой". Павел стоит за настоящий брак,
> а не за духовный.
Только такой брак может быть профилактическим
> средством против распутства.
Но - возможно понимание: "Наоборот".
> =Так много разврата=
- Возможен перевод: "так много случаев
> разврата" (см. 5.1-5; 6.12-20
и даже, возможно, 6.9-10). =У каждого
> мужчины будет своя жена=
- Хотя в Библии разрешалась полигамия,
> на деле она давно прекратила свое
существование.
> Ст. 3 - =И пусть муж исполняет супружеский
долг по отношению к жене,
> а жена по отношению к мужу=
- Супружеские права равны и у мужа,
> и у жены. Известно, что
в еврейской традиции, где женщина не имела
> права на развод,
в случае неисполнения мужем супружеского долга
> в течение длительного
времени, жена могла обратиться к совету
> старейшин синагоги с просьбой
о разводе. В Талмуде сказано: "Он
> [муж] не должен ее лишать ее пищи,
ее одежды и ее супружеских прав".
> Перерыв на молитву допускался,
но не должен был быть слишком частым
> и продолжительным. Муж
мог посвятить себя изучению Торы в течение
> тридцати дней без согласия жены. Еврейская
традиция восхваляет мужа,
> который любит свою жену,
как свое собственное тело, и чтит ее
> больше, чем свое тело.
Но всё же она остается в подчиненном
> положении. Жену "приобретают"
и "отсылают", как если бы она была
> рабыней или вещью. Она
не принадлежит себе, в Талмуде сказано, что
> она "приобретает себя" разводом или
смертью мужа.
> Ст. 4 - =Не жена
хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж
> не хозяин своему телу,
а жена= - При вступлении в брак супруг
> и супруга отдают свои
тела во владение друг друга, они уже
> не полностью принадлежат
себе. Женщина упомянута первой, вероятно,
> потому, что "новые коринфянки"
объявили, что отныне их тела
> принадлежат только им
и Богу. Но для Павла брачные
права
> и обязательства как для
мужчин, так и для женщин одинаковы
> и остаются в силе.
> Ст. 5 - =Не избегайте
друг друга, разве только на время,
> по обоюдному согласию, чтобы провести
время в молитве, а затем снова
> сойтись= - В греческом
тексте ="Не избегайте друг друга"= звучит
> дословно: "Не обкрадывайте
друг друга". Следовательно, отказ
> от исполнения супружеских
обязанностей апостол рассматривает
> как воровство того, что
другому супругу принадлежит по праву. Это
> очень сильная метафора.
Попытка перевести брачные отношения
> в духовные означает,
что кто-то из супругов
ограблен.
> Павел устанавливает условия, на которых
супруги могут воздерживаться
> от физической близости:
во-первых, такое воздержание должно быть
> временным - =только на
время=, во-вторых, =по обоюдному согласию=,
> в-третьих, воздержание должно
иметь религиозную цель - =чтобы
> провести= это =время в
молитве=. Это не значит, что физическая
> близость оскверняет молитву, но из-за
нее человек не может полностью
> сосредоточиться на молитве. Так, еврейский
новобрачный воздерживался
> на время от обязательного для
всех мужчин-евреев ежедневного чтения
> <"Шема" ("Слушай, Израиль..." -
ветхозаветный "Символ веры")>. После
> же исполнения религиозного долга супруги
должны снова соединяться.
> =Иначе, Сатана, нащупав
слабое место, может искусить вас=
-
> Причиной, по которой
они снова должны возобновить нормальную
> супружескую жизнь,
является трудность держать свои желания
> под контролем, и этим не замедлит
воспользоваться =Сатана=. =Нащупав
> слабое место= - дословно:
"через вашу несдержанность". Греческое
> слово "акрас`ия" означает
отсутствие самоконтроля. Павел понимает,
> что длительное воздержание
и подавление сексуальных желаний может
> привести к разврату. Так, некоторые
комментаторы предполагают, что
> в коринфской общине главенствующую
роль играли женщины-пророчицы,
> которые хотели отказаться
от своей женской природы и стать
> как мужчины. Эта
идея отказа женщины от своей природы
> просматривается в некоторых
апокрифических и раннехристианских
> текстах (вероятно, 1Тим
2.15 говорит о том же). Возможно,
> они подражали языческим жрицам,
которые на время культовых действий
> воздерживались от сексуальных
отношений. Часто на службе у богов
> находились дети, девственницы
или люди преклонного возраста.
> Весталки, жрицы римской
богини Весты, обязаны были хранить
> целомудрие на всё
время их служения (тридцать лет). Девство
> или вдовство часто связывалось
с пророчеством на Востоке (например,
> вдова Анна - Лк
2.36-37; четыре незамужние дочери Филиппа
-
> Деян 21.9). Отказав своим
мужьям в близости, коринфские пророчицы,
> возможно, вынуждали некоторых из них
ходить к проституткам (6.15).
> Ст. 6 - =Впрочем тут
я не приказываю, а только уступаю= - Как
> уже говорилось выше, тема
эта очень деликатная и Павел может лишь
> давать советы, но не
приказывать. Но что значит =уступаю=? Те,
> кто уверен в том, что Павел
стоял за девство и безбрачие, полагают,
> что апостол, позволяя
физическую близость, уступает слабости
> греховной человеческой природы.
Но вряд ли это правильно. В Библии
> законный секс не только
не порицался, но считался одним из даров
> Бога человеку (Эккл 9.9;
Сир 26.3,14). Вероятно, из контекста
> скорее следует, что
апостол уступает, допуская перерывы
> в супружеских отношениях для молитвы.
> Ст. 7 - =Конечно,
я желал бы, чтобы все люди были, как я=
-
> Сам Павел был неженат. Он одинок,
потому что семья и связанные с ней
> заботы мешали бы
ему исполнять его миссионерское призвание,
> хотя были и женатые миссионеры, например,
братья Господа и Петр
> (см. 9.5). Некоторые,
правда, утверждают, что Павел, вероятно,
> когда-то имел жену, но
она умерла и он остался вдовцом, что очень
> вероятно, потому что брак
был практически обязателен для еврея.
> Есть также предположение,
что жена покинула Павла, когда он стал
> христианином. Но точных
сведений у нас нет, и всё это не более чем
> гипотезы. В любом случае,
сам он об этом ничего не говорит
> и в настоящее время живет
один (ср. 9.5). Желание Павла, чтобы
> все были, как он, это не призыв к
безбрачию. Апостол желал бы, чтобы
> все были способны контролировать
свои желания, как это делает
> он сам. Кроме того,
он считает, что в преддверии Конца нет смысла
> что-либо менять в своей семейной и
социальной жизни (см. 7.17-24).
> =Но у каждого свой дар
от Бога: у одного один, у другого другой= -
> Павел прекрасно понимает, что
все люди разные и поэтому Бог дает им
> разные дары. Для одного человека дар
- брак, для другого таким даром
> является безбрачие (ср.
Мф 19.12). Если человек выбирает не тот
> путь, который избрал для него Бог,
он нарушает волю Бога.
> Ст. 8-9 - =А неженатым
и вдовам я говорю: лучше бы им жить
> одинокими, как я= - Если
в предыдущем отрывке апостол говорил
> о людях, состоящих в
браке, и советовал им оставаться настоящими
> супругами, то сейчас
он переходит к тем, которые еще неженаты
> или овдовели./*/
Его совет не вступать в брак продиктован
> не аскетическими взглядами,
но практическими трудностями семейной
> жизни в последние времена. Об
этом апостол будет говорить подробнее
> в ст. 26, 29-31.
> --------------------------------------------------------------
> * В это время
и у евреев, и у язычников складывается тенденция
> хранить верность
умершему супругу и не вступать в повторный
> брак, так что
из-за низкой рождаемости император Август даже
> был вынужден
издать указ, побуждавший молодых вдов выходить
> замуж (ср. 1Тим
5.14).
> =А не могут воздерживаться,
пусть женятся. Лучше вступить в брак,
> чем гореть в огне= - Павел понимает,
что некоторым трудно сохранять
> целомудрие, и советует
таким людям вступать в брак. =Чем гореть
> в огне= - Возможно двойное
понимание этих слов: а) пылать похотью;
> б) впасть в грех разврата и гореть
в геенне./**/
> -------------------------------------------------------------
> ** Иероним был
против брака и в качестве примера приводил
> карфагенскую
царицу Дидону. Когда ее руки добивался царь
> Ливии, она воздвигла
костер в честь покойного мужа и сожгла
> себя. Перефразируя
слова апостола, Иероним говорит, что
> она предпочла
"ardere quam nubere" (лучше гореть, чем выйти
> замуж).
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. Стр.122-8 ]
к 1Кор.6:20-7:12:
+++ прот. Александр Мень: поражение христианства?
www.messia.ru/rasylka/006/1565.htm#0
+++ он же: Природа Церкви и ее жизнь
www.messia.ru/rasylka/007/1915.htm#0
+++ Николай Бердяев, Сергей Троицкий: о браке и разврате
www.messia.ru/rasylka/005/1221.htm#0
+++ Харви Кокс: неханжеское понимание евангельских норм...
www.messia.ru/rasylka/002/150.htm#0
+++ Дж.А.Т.Робинсон: ничто не предписано - кроме любви
www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#0
+++ он же: Новый Закон или ...
www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N19
+++ прп. Роман Сладкопевец -
Гимн на Брак в Кане Галилейской
www.messia.ru/rasylka/005/1141.htm#0
www.messia.ru/rasylka/005/1142.htm#0
+++ Кротов, Бердяев, Д.Ольшанский, Льюис и др. о вопросах пола
www.messia.ru/rasylka/rzerv/pol_razvrat.txt
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы запираете от людей Царство Небес
и сами не вх`одите, и тех, кто хочет войти, не впускаете.
Г`оре вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши!
Вы пересекаете мор`я и сушу, чтобы добыть одного обращенного,
а обратив, делаете из него
человека вдвое больше достойного ада, чем сами.
Г`оре вам, слепые поводыри! ..." (Мф.23:13-16)
* * *
*Благодарение Богу -
Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа
и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание.
Потому что мы и есть то благовоние,
которое Христос приносит в жертву Богу
среди идущих путем спасения и идущих путем погибели.
Для одних мы - смертоносный запах смерти,
для других - живоносное благоухание жизни.* (2Кор.2:14-16)
* * *
*Перестав выискивать опасности,
мы начинаем замечать открываемые нам от Господа
возможности окружающего нас мира.* (иг.Евмений)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2284.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|