=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Выпуск посвящен стихам 8:1 - 9:18 Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#8:1 ). > Двусмысленность слова блуд становится еще более выразительной > в Новом Завете. С одной стороны, оно часто употребляется, > как и в Ветхом Завете, в связи с языческим ритуалом. Так, Иоанн > в Откровении упоминает пророчицу Иезавель, учившую "любодействовать > и есть идоложертвенное" (Откр.2.20), и ап. Павел также > предостерегает от блуда одновременно с предостережением > от идоложертвенных яств. Наиболее важное свидетельство в этом > отношении представляет постановление Апостольского Собора, > устанавливающее "религиозно-нравственный минимум" для обращенных > язычников. Освобождая их от обрезания и следования закону Моисея, > Собор предписал, "чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, > от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего > не хотят себе" (Деян.15.20,29). В этом тексте совершенно отчетливо > разведены в стороны собственно религиозные требования, составлявшие > первую часть Закона, "первую скрижаль" и, соотвественно, имеющие > в виду взаимоотношения человека с Богом, - и нравственно-этические, > которые в Ветхом Завете были представлены заповедями "не убий", > "не прелюбодействуй", "не укради" и т. д., а в данном случае > суммированы в императиве "не делай другому то, чего не хочешь себе". > Предписание воздерживаться от блуда, как видим, относится к первой > части. С другой стороны, в послании к Коринфянам ап. Павел называет > блудом сожительство одного из членов общины с женой отца (1Кор.5.1), > причем нет никаких оснований усматривать в этом сожительстве > какой-то религиозный смысл. Там же блуд прямо связывается > с вожделением к женщине: "Но, во избежание блуда, <пусть у каждого > мужчины будет своя жена>" (7.2). > Основная трудность интерпретации апостольского понимания слова > +блуд+ связана с тем, что в Новом Завете, написанном на греческом > языке, мы имеем дело с наложением двух культурных пластов: эллинизма > и гебраизма. Если следовать тому пониманию, которое вкладывалось > в слова мойхэуо и порнейо в греческой классике, то под первым > словом, переведенным у нас/*/ как +прелюбодеяние+, понимался увод > чужой жены, а под вторым (+любодеяние, блуд+) - продажная любовь, > или проституция. Иными словами, при буквальном переводе слова блуд > на первый план выходит значение, связанное с извращениями половой > любви. Однако было бы решительно неверно игнорировать при переводе > тот смысл, который усваивался греческим понятиям в иудейской > традиции. К тому времени уже существовала Септуагинта, и в ней > оба греческих слова использовались в качестве метафоры идолослужения > и духовного блужения Израиля с языческими богами. Так что > при метафорическом переводе блуд означает прежде всего религиозное > блуждание и заблуждение. Какое значение в большей степени придавал > этому слову апостол Павел, прекрасно знакомый как с той, так > и с другой культурной традицией, установить точно едва ли возможно. > Однако, бросается в глаза то, что во многих местах Посланий блудники > упоминаются им в одном ряду как с идолослужителями и чародеями, так > и с прелюбодеями, любостяжателями, лихоимцами, злоречивыми, > пьяницами и хищниками (1Кор.5.11; Гал.5.19; Еф.5.3 и др.), людьми, > исполненными "всякой неправды... зависти, убийства, распрей, обмана, > злонравия..." (Рим.1.29). Таким перечислением стирается грань > между двумя обозначенными выше категориями религиозно-нравственных > преступлений. Особенно отчетливо эта тенденция обнаруживается > в следующих словах Павла: "Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, > нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое > есть идолослужение..." (Кол.3.5). Если в Ветхом Завете дела плоти > (прелюбодеяние) являлись символом измены Богу, то у апостола > само идолослужение объявляется делом плоти (Гал.5.19-20), а страсти > сластолюбия и стяжательства уже не символически и метафорически, > а по сути представляют собой служение иным богам. > Поклонение земному вместо небесного и нравственное падение > генетически связаны между собою: "Они заменили истину Божию ложью > и поклонялись и служили твари вместо Творца, /.../ потому предал их > Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное > употребление противоестественным; подобно и мужчины... разжигались > похотью друг на друга" (Рим.1.25-27). Это холистическое понимание > греха в значительной степени спровоцировало тот пагубный и глубоко > укоренившийся в христианском сознании предрассудок, благодаря > которому всю сферу половых отношений стало возможным рассматривать > как "языческое служение плоти". Сам Павел не раз предостерегал > от этого манихейского соблазна: "Наша брань не против крови и плоти" > (Еф.6.12), - но богословская сложность и запутанность темы создала > столь богатую почву для кривотолков и разночтений, что отдельных > призывов оказалось мало. > Несмотря на то, что христианская апостольская традиция ставит блуд > в один ряд с прелюбодеянием, лихоимством и хищничеством, чаще всего > для обычного нравственного сознания этот грех всё же принципиально > отличается от злодеяний против ближнего и пребывает в ряду > тех религиозных табу, смысл которых остается закрытым. Эти табу > можно, конечно же, исполнять и не понимая их. Честертон в своей > "Ортодоксии" признается, что в юности, в отличие от своих > сверстников, никогда не роптал на Бога за то, что тот установил > столь странные правила поведения в отношении к женщинам. > Эти правила, считал он, не более странные, чем дар жизни... > "Золушка, конечно, имела все основания возмутиться, с какой стати > ей покидать бал ровно в полночь, но фея с не меньшим основанием > могла бы ее спросить в ответ: а с какой стати она решила, что вообще > должна была на этот бал попасть". Этому учили и иезуиты: послушание > само по себе является благом для человека, и нет причин искать > для него смысловых обоснований. Вероятно, при определенном уровне > веры и духовной восприимчивости указанная дисциплина > благоприятствует стяжанию такого "количества" благодати, которой > оказывается достаточно для угашения любострастного пламени. Но это > скорее исключение, чем правило. Вот почему апостол посоветовал > безбрачным и вдовам "лучше вступить в брак, нежели разжигаться" > (1Кор.7.9). > Интересно, что сам апостол признает и подчеркивает особое положение > блуда в ряду прочих грехов: "Бегайте блуда; всякий грех, какой > делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного > тела" (1Кор.6.18). Эта фраза, вызывающая большое недоумение > у толкователей,/**/ вносит всё же некоторое разъяснение этического > порядка. Блуд, в отличие от других грехов, причиняющих зло ближнему, > плох тем, что наносит вред самому грешнику, вернее даже - его телу. > О том, почему телу в данном случае придается такое важное > религиозное значение,/***/ говорит предыдущий текст: "Разве > не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены > у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или > не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело > с нею?.. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом". > Этическая оценка в данном случае дается через призму религиозной > мистики, и это очень важное свидетельство тому, что > во внерелигиозной морали осуждение блуда всегда беспочвенно. Оно, > как следует из постановления Апостольского Собора, имеет не более > оснований, чем осуждение человека за употребление в пищу гуся, > запеченного с собственной кровью. Грех этот может быть обоснован > только ревностью Божией к человеку (ср.: Исх.20.1-5). Эта ревность, > составляющая величайшую тайну мироздания, последовательно выражается > в Библии брачной символикой, в которой Бог как Жених, Грядущий > соединиться с невестою-Церковью, или Муж, взлелеявший > Свою возлюбленную, ревнует ее к другим богам, > притязающим на господство над нею. <...> > Текст о блуднице из Послания к Коринфянам вновь возвращает нас > к двойственно-символическому пониманию слова блуд. Бог создает нас > для Себя, чтобы обитать в нас: "Не знаете ли, что тела ваши > суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, > и вы не свои?". И поэтому соединение с блудницей есть та самая > измена Богу-Ревнителю, о которой говорил Иезекииль <Иез.16.2-33>. > Ложное манихейское толкование апостольского текста может привести > к выводу о том, что Богу неугодно всякое плотское соитие мужчины > с женщиной. И в этом отношении очень важен другой текст из Послания > Павла к Ефесянам, приоткрывающий христологическую тайну брака. > "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть > глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен, > как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, /.../ > чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, > или порока... но дабы она была свята и непорочна... Ибо никто > никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, > как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его > и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать, > и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия > велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5.21-32). > Мы испытываем любовь к собственной плоти и к своим женам, потому что > мы плоть от плоти Христа! Эта поразительная логическая связка > обосновывается двояко: со стороны субъекта и объекта любви. Мы любим > в силу богоподобия своего духа - так, как Бог возлюбил тварь > и Христос - Свою Церковь. Но мы любим и потому, что плоть, которую > мы любим, в силу принадлежности к телу Христову свята. Церковь, > построенная на принципах не механической, а органической связи, > сохраняет в каждой из своих частей подобие целому. И потому > на брачной тайне основано как метафизическое единство Вселенской > Церкви, так и существование составляющих ее элементов - брачных пар, > соединенных по образу Христа и Церкви, и монахов, хранящих в себе > имманентную брач-ность духа. Соединение мужа с женой не "отнимает > членов" у Христа, если это происходит "в Господе" (1Кор.7.39), > внутри тела Христова, в лоне Его любви. Тогда, напротив, > один освящает другого (1Кор.7.14). Соединение же с блудницей, > посвященной враждебным Христу богам, открывает доступ в тело > грешащего человеконенавистнической энергии, "яростного вина" > идолослужения (Откр.14.8). Его члены переходят в распоряжение > блудницы и отрываются от тела Христа. > Богодухновенные слова Адама о первостепенной значимости брачных уз, > упоминавшиеся прежде Спасителем в связи с обоснованием брачного > права, упоминаются ап. Павлом для обозначения великой тайны Церкви. > Половое влечение, стремление прилепиться к жене, вложенное > в человека Творцом, становится у Павла силой, скрепляющей Церковь > в единое тело. Брачная символика, пронизывающая Ветхий Завет, > обретает таким образом новое духовное измерение, в котором > совершенно уничтожается правомочность манихейского > противопоставления духа и плоти. В новозаветном понимании греха, как > оно раскрывается в посланиях Павла, различие между двумя скрижалями > Завета, перечисляющими преступления против Бога и против человека, > снимаются, и это делает христианскую этику, и так очень тяжело > совместимую с каким-либо представлением о норме, еще менее сводимой > к формальным запретам и категорическим оценкам. > Из сказанного следует очень важный практический вывод: грех блуда, > как одна из разновидностей идолослужения, в христианстве не может > определяться по внешним критериям, поскольку для человека, > освобожденного от буквы Закона, идолослужение из системы внешних > формальных действий становится фактом внутренней жизни - > той религиозной глубины в человеке, где теряется грань > между субъективностью и объективной реальностью Духа. "Я знаю > и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; > только почи-тающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14.14). > Так учил Павел, и именно этот пункт его учения, фактически > разрушающий всю систему религиозно-нравственных установлений > иудаизма, стал причиной гонений на него со стороны иудеев, и, > в конечном итоге, ареста и казни (Деян.21.28; 24.6). Именно на этой > почве у Павла возникали разногласия и споры с другими апостолами, > даже с Петром (Гал.2.11-14), несмотря на то, что Петру было прежде > прямым откровением Божиим указано на правоту Павла, когда > в спустившемся с неба сосуде он увидел кишащих гадов, и глас с неба > предложил ему есть это с увещеванием: "Что Бог очистил, того ты > не почитай нечистым" (Деян.10.9-17). > Предупреждая возможные упреки в субъективизме, Павел с присущей ему > блестящей диалектичностью развил свое учение о грехе идолослужения > в Послании к Коринфянам (1Кор.8; 10). Не отрицая того, что языческие > боги, а следовательно, и возможность осквернения, реально > существуют, "ибо... есть так называемые боги, или на небе, > или на земле, - так как есть много богов и господ много" (8.5), > он указывает на то, что существование этой духовной реальности > не совсем подобно тому, как существует материальный мир, но зависимо > от воли и сознания воспринимающего субъекта. "Что же я говорю? > то ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит > что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, > а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" > (10.19-20). На человека, знающего, что "идол в мире ничто, и что > нет иного Бога, кроме Единого" (8.4), посещение капищ (8.10) > и участие в языческих трапезах не может оказать вреда, так что "если > кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти - то всё, > предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия > совести" (10.27). "Но не у всех такое знание: некоторые и доныне > с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы > идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется" (8.7). Именно > из снисхождения к этим немощным апостол призывает тех, кто понял, > что во Христе "всё мне позволительно" (10.23), не злоупотреблять > своей свободой, дабы она "не послужила соблазном для немощных" > (8.9), и, по возможности, отказываться от языческих трапез > и от знания об их безвредности: "Знание надмевает, а любовь > назидает" (8.1). > Сказанное апостолом в отношении идоложертвенных яств имеет общее > методологическое значение при решении вопросов, связанных с другими > формами идолослужения. Апостол избегает подробного рассмотрения > вопроса о чистом и нечистом в половой жизни, ограничиваясь > осуждением явных извращений (Рим.10), поскольку, видимо, эта тема > могла бы послужить еще большим соблазном для немощных, чем вопрос > о яствах. Бог есть любовь, и в даре любовных наслаждений > Он присутствует более непосредственно, чем в даре земных плодов > или животной пищи. Но и связь с противными Богу силами в том случае, > когда человек посвящает им этот божественный дар и начинает служить > им этим даром, оказывается сильнее, почему и осквернение наносится > не только совести идолослужителя, как в случае с яствами, но и его > бессмертному телу. Это область интимных отношений, и не только > между людьми, но и между человеком и Богом, человеком и демонами, > демонами и Богом. Из этого и должно исходить по-настоящему > религиозное отношение к вопросам половой морали. Оно тоже > сформулировано апостолом Павлом: "Блудников же и прелюбодеев судит > Бог" (Евр.13.4). > Сказанное апостолом в отношении идоложертвенных яств имеет общее > методологическое значение при решении вопросов, связанных с другими > формами идолослужения. Апостол избегает подробного рассмотрения > вопроса о чистом и нечистом в половой жизни, ограничиваясь > осуждением явных извращений (Рим.10), поскольку, видимо, эта тема > могла бы послужить еще большим соблазном для немощных, чем вопрос > о яствах. Бог есть любовь, и в даре любовных наслаждений > Он присутствует более непосредственно, чем в даре земных плодов > или животной пищи. Но и связь с противными Богу силами в том случае, > когда человек посвящает им этот божественный дар и начинает служить > им этим даром, оказывается сильнее, почему и осквернение наносится > не только совести идолослу-жителя, как в случае с яствами, но и его > бессмертному телу. Это область интимных отношений, и не только > между людьми, но и между человеком и Богом, человеком и демонами, > демонами и Богом. Из этого и должно исходить по-настоящему > религиозное отношение к вопросам половой морали. Оно тоже > сформулировано апостолом Павлом: "Блудников же и прелюбодеев судит > Бог" (Евр.13.4). ------------------------------------- * Т.е. в Синодальном переводе (прим. ред. рассылки). > ** Почему, к примеру, не считать грехом против собственного > тела не раз упоминаемое ап. Павлом пьянство? > *** Вспомним слова Христа: "Не бойтесь убивающих тело, души же > не могущих убить" (Мф.10.28). [ Федор Николаевич Козырев. из статьи "Церковь и пол. Размышление второе: О седьмой заповеди" www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/ ] к 1Кор.8:1 - 9:1: + свящ. Александр Мень: Природа Церкви и ее жизнь: идоложертвенная пища www.messia.ru/rasylka/007/1918.htm#0 к 1Кор.9:2-12: + митр. Сурожский Антоний: печать апостольства www.messia.ru/rasylka/004/881.htm#0 + Общество друзей Священного Писания: Любовь не обременяет своими правами www.messia.ru/rasylka/007/1920.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье. Редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Азии. Это были такие безмерные и невыносимые беды, что мы не надеялись остаться в живых. Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен, и на себя мы больше не полагались, а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает. Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти! Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит, если вы тоже будете нам помогать своими молитвами. И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!* (2Кор.1:8-11) * * * *Любить себя - значит быть требовательным к себе.* (В.Леви) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2472.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |