=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
Выпуск посвящен стихам 10:11-42 и 11:47-57 Евангелия от Иоанна.
(Стихи 11:1-48 читаются в православной Церкви в 6-ю субботу Великого Поста, Лазареву.)
> И в Ветхом, и в Новом Завете БОГОХУЛЬСТВО, по сути, является словом > или действием, умаляющим силу или славу Бога.
<....>
> ~1.2. Ветхий Завет.~ В каноническом В.З. и апокрифах БОГОХУЛЬСТВОМ > называются презрительные и позорящие речи или действия, направленные > против Бога и отрицающие Его могущество (4Цар 19:4,6,22; Пс 74:18; > Ис 37:6), угнетение Его народа (Ис 52:5), злорадство по поводу > его падения (Иез 35:12), убийство израильтян (Тов 1:18 [S]), речи > против Бога (Дан 3:29), поклонение идолам > (Ис 66:3 <...>), оскорбление Храма (1Макк 7:38) или приверженцев > Бога (2Макк 12:14). Однако ключ к пониманию Б. можно найти > в Лев 24:15-16: «Кто будет злословить Бога своего, тот понесет > грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть» (ср. Лев 24:11; > Исх 20:7).
<...>
> ~1.4. Раввинистический иудаизм.~ Раввины <.> считали, что > в Лев 24:15-16 речь идет о двух прегрешениях. Они понимали первое > предложение в том смысле, что за хулу на Бога единственным > наказанием может быть изгнание, ибо Бог сам выберет наказание > (В.Т. Керитот 7b). Истолковывая второе предложение, Мишна дает > единственное в раввинистических текстах определение Б., и это > определение схоже с Филоновым: «В богохульстве виновен только тот, > кто произнес само Имя» (М. Санхедрин 7:5).
<.....>
> 3. Обвинение Иисуса в богохульстве
> Все Евангелия едины в том, что Иисус объявил или признал себя равным > Богу - или объявил себя Сыном Божьим (), - что было расценено > иудеями как БОГОХУЛЬСТВО, достойное смертного приговора > (Мф 26:63-66; Мк 14:61-65; Лк 22:66-71; Ин 10:31-39; 19:7).
> ~3.1. Богохульство и принадлежащее Богу право прощать.~ В Мк 2:5 > сообщается, что Иисус сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» > (пар. Мф 9:3 и Лк 5:21). Использование грамматической формы > пассивного залога можно понять, как попытку избежать произнесения > имени Бога: «Бог прощает тебя». Эта неопределенность утверждения > «прощаются тебе грехи твои» может означать, что сам Иисус > лишь заверяет человека (ср. Мф 9:2, tharsei, «дерзай»), сообщая > о прощении Богом его грехов (ср. 2Цар 12:13). Однако арамейское > выражение, в котором употреблен пассивный залог настоящего времени > изъявительного наклонения, «прощаются» (<переданное греческим> > aphientai), означает «твои грехи прощаются в данный момент». > Действительно, книжники, по свидетельству Евангелия, поняли из этого > высказывания, что Иисус сам прощает грехи: «Что Он так > богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2:7 > пар. Мф 9:3 и Лк 5:21). Иисус, в свою очередь, подтверждает, > что простил грехи Он; т.е. Он сделал то, что книжники считали правом > одного только Бога (Мк 2:10 пар. Мф 9:6 и Лк 5:24).
> Как было показано выше, во времена Иисуса Б. понималось достаточно > широко. С одной стороны, в соответствии с узким раввинистическим > определением Б., Иисус не был виновен перед Законом. В кумранском > тексте, известном как Молитва Набонида (4QPrNab), говорится, > что изгоняющий бесов простил грехи больному. С другой стороны, более > общее определение Б., известное Филону (Vit.Mos. 2.206), показывает, > что свидетели деяний Иисуса могли расценить их как посягательство > на права Бога. Более того, как в В.З. (Исх 34:6-7; Пс 102:3; 129:4; > Ис 43:25; 44:22; Дан 9:9), так и в свитках Мертвого моря (1QS 2:9; > CD 3:18; 20:34) прослеживается традиция, в которой Бог определенно > назван Тем, Кто прощает. Даже от Мессии () не ждали прощения грехов, > а считали Его лишь тем, через кого Бог будет прощать грехи в конце > времен (Ис 53; Иер 31; ср.). Виной в таком случае считалось умаление > величия и чести Бога, узурпация Его власти, принадлежащей > исключительно Ему.
> ~3.2. Иисус приравнял себя к Богу.~ В Ин есть фрагменты, > где говорится, что заявления Иисуса привели к тому, что иудеи > обвинили Его в БОГОХУЛЬСТВЕ и даже попытались исполнить смертный > приговор.
> 3.2.1. Ин 5:16:18 является завершением рассказа об исцелении Иисусом > хромого у купальни в Вифезде и содержит два обвинения. Первое: иудеи > гонят Иисуса «за то, что Он делает такие дела» (hoti tauta epoiei) > в субботу (ср. Ин 9:14; 20:30). Второе обвинение вытекает из ответа > Иисуса на первое и заключается в том, что Он приравнял себя к Богу. > Заявление Иисуса, что Он может работать в субботу, основано > на утверждении за собой такого же, как у Отца, права действовать > постоянно, включая субботу (2Макк 9:12; Посл. Арист. 210; Филон > Leg. All. 1.5-6; Cher. 87-88; Сorp. Herm. 11.5, 14; Шемот Рабба > 30:6; Берешит Рабба 11:10). Иудеи видели в этом Его вину не только > из-за объявления Бога своим Отцом (patera idion), но также из-за > того, что, объявляя себя способным на те же дела, что и Бог, Иисус > заявлял о своем равенстве с Богом. Как и в Мк 2:7 (см. 3.1 выше), > Б. состояло в посягательстве на права Бога или Его уникальность.
> 3.2.2. В Ин 8:58 Иисус говорит: «Прежде нежели был (genestai) > Авраам, Я еcмь (ego eimi)». В Ин ego eimi - это имя Бога. Таким > образом, в изложении Иоанна, иудеи пытаются вынести смертный > приговор за Б. на основе установления в Лев 24:16. Некоторые > исследователи Н.З. сомневались в подлинности этого заявления Иисуса. > Тем не менее Иоанн, вероятно, прав, указывая на то, что, прежде чем > осудить Его за Б. перед синедрионом, иудейские власти получили > свидетельство о Б. в действиях Иисуса и в Его оценке самого себя.
> 3.2.3. В четвертом Евангелии впервые официальное обвинение в Б. > встречается в Ин 10:33. Это не было бы Б., если бы кто-то назвал > Иисуса божественным. Согласно Писаниям, помазанник Божий будет > назван Сыном Божьим (2Цар 7:14; 1Пар 17:13). Согласно Иоанну, > Б. состояло в том, что Иисус сам утверждал за собой > этот божественный статус; Б. заключалось в «самообожествлении». > Иисус, отвечая на обвинение, цитирует Пс 81:6, показывая тем самым, > что не является Б. называть людей в роли судей «богами», которые > несут слово Божье. Иисус говорит также, что, поскольку Ему > был дарован этот статус (hagiazein) и Он был послан в мир Отцом, > для Него не может быть Б. сказать «Я Сын Божий» (10:36). Но иудеи > не удовлетворены таким ответом. Видимо, в Его словах они чувствуют, > что Иисус претендует на большее, чем быть сыном Божьим в обычном > смысле, так как Иоанн сообщает о попытке иудеев арестовать Иисуса > (Ин 10:39). Хотя сначала им это не удалось, в конечном счете > они привели Его на суд (Ин 19:7).
> ~3.3. Иисус осужден за богохульство.~ Матфей и Марк свидетельствуют, > что на суде Иисусу предъявлено обвинение в Б. (Мф 26:57-75 пар. > Мк 14:53-72; ср. Лк 22:54-71; см. Суд над Иисусом). Иисуса > спрашивают, является ли Он Мессией (sy ei ho Christos; Мф 26:63 пар. > Мк 14:61 и Лк 22:67). Ответ Иисуса, состоящий из двух частей, > и приводит Его к обвинению в БОГОХУЛЬСТВЕ.
> В Мк первой частью ответа Иисуса было, возможно, «Я еcмь» (ego eimi, > 14:62, ср. Codex Coridenthianus [Q]; Мф 26:63). Тот факт, что Иисус > присвоил себе титул Мессии, который может быть дарован лишь Богом > и подтвержден Его благословением, сам по себе мог быть расценен как > Б. (ср. Ин 19:7; Деян 5:34-39). Это могло побудить Матфея переложить > ответственность на первосвященника, вложив в уста Иисуса: > «Ты сказал» (Мф 26:64), а Луку - вообще не приводить ответа Иисуса. > И в Мф, и в Лк Иисус в результате говорит, что Бог подтвердит > Его мессианство.
> По поводу второй части ответа Иисуса - о Сыне Человеческом, сидящем > одесную Силы (Лк 22:69; ср. Пс 109:1) - существует единое мнение > о его подлинности. В своей изначальной древнееврейской формулировке > это речение должно было свидетельствовать об особом благословении > Бога. Поэтому эти слова Иисуса усугубили первоначальное обвинение > в Б., заключающееся в присвоении себе мессианского титула. В Мф > и в Мк ответ Иисуса завершается аллюзией на Дан 7:13, который > еще больше усиливает Его заявление об уникальных отношениях с Богом. > Согласно Мишне, достойный ответ первосвященника на Б. - разорвать > на себе одежды (ср. М. Санхедрин 7:5). [ G. H. Twelfree. Из статьи БОГОХУЛЬСТВО в словаре ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ // М.: ББИ, 2003 www.krotov.info/libr_min/s/stragoro/b.htm#15 ]
+++ БОГОХУЛЬСТВО в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.krotov.info/spravki/temy/b/bogohul.htm
+++ свящ. Яков Кротов. КОЩУНСТВО www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_4_koschunstvo.htm
к Ин.8:58; 10:30: + + + Филип Янси: Богочеловек www.messia.ru/rasylka/008/2191.htm#0
к Ин.10:30,38: + + + Ганс Урс фон Бальтазар: Сын как Отец www.messia.ru/rasylka/008/2192.htm#0 (+ ссылки по темам 10:17 - 11:57!)
к Ин.10:31-39: +++ Х. Яннарас: цель любовного стремления в человеке www.messia.ru/rasylka/009/2417.htm#0
по теме Ин.10:34: +> Владимир Марцинковский: Бог назвал нас богами... www.messia.ru/rasylka/007/1836.htm#1 (+ссылки)
(Ин.10:9-16 читается на литургии в память апостолов и святителей; стихи 10:17–28,27-38 читаются в пятницу и субботу 5-ой седмицы по Пасхе; 11:47–57 — в понедельник 6-ой седмицы)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Фарисеи говорили друг другу: - Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ пошел за Ним! Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки. Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее, и обратились к нему с просьбой: - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса. Филипп идет и говорит об этом Андрею, а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу. Иисус отвечает: - Час настал - Сын Человеческий облекается в славу Божью! Говорю вам истинную правду: ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ, ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ, А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ. Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит, а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни ее сохранит. Тот, кто Мне служит, пусть идет за Мной следом! И где Я, будет там и слуга Мой. И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец. ... Иисус сказал: - Совсем недолго свету осталось быть с вами. Так ходите, пока светло, чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется. А пока еще светит вам свет, верьте в свет - и станете сынами света! И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них. Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними, в Него не верили. Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал: "Господь, кто поверил тому, что услышал от нас? Кому открылось могущество Господа?" И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя: "Бог ослепил их глаза / и отупил их ум, так что глазами не видят, / не понимают умом. А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил". Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём. Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса, только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев, чтобы те не отлучили их от синагоги. Славе от Бога они предпочли славу среди людей. Иисус громко воскликнул: - Тот, кто верит в Меня, не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит. Тот, кто видит Меня, видит Того, кто послал Меня. Я - свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме. А кто слова Мои слушает, но не исполняет, не Я тому буду судьей; ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, - Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47/*/) * * * *Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: "Афиняне, я вижу по всему, что вы люди в высшей степени почитающие богов. Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ". Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам. Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него руками людей. Он не нуждается ни в чём из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание. От одного-единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания. Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти. "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем". То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов: "Ибо мы все Его род". И раз мы Божий род, не пристало нам думать, что Бог таков, каким Его изображают - в золоте, в серебре или в камне - человеческое искусство по человеческим представлениям. Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться, потому что Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".* (Деян.17:22-31/**/) * * * "Веровать - значит так относиться к Христу, чтобы Он стал основой нашего существования, началом и Целью жизни, мерилом и стимулом". (Р.Гвардини) *********************************************
/*/ — из еванг. чтений вторника и среды. /**/ — частично содержит апост. чтение вторника. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2565.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |