=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 23 августа 2010 г. ст.ст., воскресенье 15-ое по Пятидесятнице. литургические чтения: 2Кор.4:6-15; Мф.22:35-46.
к апост. чтению: * горшки www.messia.ru/rasylka/008/2304.htm#0
> 22.34-40 ВОПРОС О САМОЙ ВЕЛИКОЙ ЗАПОВЕДИ > (Мк 12.28-34; Лк 10.25-28)
> 34 Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев, > собрались все вместе. (35) Один из них, учитель Закона, > решив поймать Его на слове, спросил:
> 36 - Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?
> 37 - +«Полюби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей > душой и всеми своими помыслами»,+ - ответил Иисус. > (38) - Вот первая и величайшая заповедь. (39) И вторая > такая же: +«Люби ближнего, как самого себя».+ (40) Весь > Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях.
> *37 Втор 6.4-5; Ис Нав 22.5 > *39 Лев 19.18; Мф 5.43; 19.19; Рим 13.9; Гал 5.14; Иак 2.8 > *40 Мф 7.12; Рим 13.10
> Ст. 34-36 – В отличие от Марка, где вопрос задается учителем Закона, > которому очень понравился ответ Иисуса и который хотел бы знать, > что Иисус думает по другому поводу, рассказы у Матфея и у Луки > отличаются: согласно им, фарисеи снова пытаются испытать Иисуса. > Вероятно, здесь Марк ближе к истине.
> Вопрос о том, =какая заповедь самая великая=, широко обсуждался > богословами того времени. Они подсчитали, что в Законе Моисея > содержится 365 запрещающих и 248 предписывающих заповедей. > Было множество попыток свести эти сотни заповедей к одному > или нескольким положениям или основным принципам, > найти заповедь-первоисточник, из которой проистекали бы все > остальные. Это вовсе не значило, что учителя и богословы > рассматривали одни заповеди как обязательные для исполнения, > а другие как несущественные, которыми можно пренебречь. Все заповеди > важны, и соблюдать их нужно все. Такие попытки не преследовали > практических целей, а были, так сказать, упражнением ума, чистым > теоретизированием. Талмуд говорит, что Давид сводил все > 613 заповедей к одиннадцати, Исайя - к шести, Михей - к трем, Амос > и Аввакум - к одной. Всем известны и знаменитые слова рабби Гиллеля. > (<В Талмуде сохранился рассказ о двух знаменитых еврейских учителях > Шаммае и Гиллеле, живших еще до времен Иисуса: «Приходит некий > иноверец к Шаммаю и говорит: “Я приму вашу веру, если ты научишь > меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге”. > Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, > прогнал иноверца. Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, > сказав: “Не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом > заключается вся суть Торы. Всё остальное есть толкование. Иди > и учись”. - Комментарий на 7.12>).
> Ст. 37 – Иисус ответил учителю Закона начальными словами молитвы, > которой всегда начиналась служба в синагоге и которую всякий > благочестивый еврей читал каждый день, потому что она представляет > собой символ библейской веры в Единого Бога. Это «Шем`а»: «Слушай, > Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. =Люби Господа, > Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами=» > (Втор 6.4-5; 11.13-21). Первая заповедь – любовь к Богу, любовь > всем существом человеческим. Под любовью всегда понимается прежде > всего исполнение воли Божьей, а не эмоции.
> Ст. 38-40 – Но хотя учитель Закона спрашивал об одной первейшей > заповеди, Иисус сразу же добавляет еще одну: =«Люби ближнего, > как самого себя»= (Лев 19.18). Для Иисуса любовь к Богу > и к ближнему – это двуединая заповедь, разъединить которую > невозможно. Он отказывается противопоставить заповедь любить Бога > заповеди любить людей. Этому есть множество примеров в учении > Иисуса. В 19.21 Он предложил богачу, любящему Бога, отдать > свое имущество нуждающимся ближним. Он исцеляет больных в субботу, > хотя предания людей запрещают делать это якобы из любви к Богу. > Он негодует, когда корбан оказывается выше, чем обязанность сына > помогать родителям (15.3-6). Надо отметить еще одну важную вещь: > в Книге Левит ближним называется сородич, соплеменник, но Иисус > расширил это понятие, включив в него всех людей (ср. Лк 10.29-37). > Иисус не был первым, кто соединил эти две заповеди в одну. > В Завещаниях Двенадцати Патриархов (II век до н. э.) сущность Закона > также определена как любовь к Богу и к человеку, во II веке до н. э. > рабби Акива отвечал на подобный вопрос словами Лев 19.18. > Кроме того, в варианте Луки их соединил учитель Закона. Но только > Иисус всей Своей жизнью и смертью исполнил их до конца.
> Человечество всегда стремилось разделить двуединую заповедь. > Теократически настроенное общество поступалось интересами людей > во имя любви к Богу. Об этом лучше всего говорит Иоанн: «Если > кто говорит: “Я люблю Бога”, и при этом ненавидит своего брата, > тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видел, то не может > любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую > мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего > брата» (1Ин 4.20-21). Строились роскошные храмы, а люди умирали > с голоду. Агностики же довольствуются в религии лишь нравственным > учением, отбрасывая Бога. Часто можно услышать, как современные люди > говорят, что они верят во что-то: в добро, справедливость, истину. > Не в кого-то, а во что-то. «Что-то такое есть…» – говорят они. > Но они не верят в Бога как личность, не испытывают к Нему > благодарности за великий дар жизни.
> Слова Иисуса не отменяли Закон, ведь было сказано: «пока не исчезли > земля и небо, даже самая малая буква не исчезнет в Законе» (5.18). > Но они послужили причиной того, что Церковь, выйдя за пределы > Палестины, постепенно отказалась от большинства заповедей, > касающихся ритуала (Рим 13.9; Гал 5.14).
> 22.41-46 САМ ИИСУС ЗАДАЕТ ВОПРОС > (Мк 12.35-37; Лк 20.41-44)
> 41 Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:
> 42 - Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?
> - Давида, - отвечают они.
> 43 - Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет > Его Господином?
> 44 +«Сказал Господь моему Господину: > "Сиди по правую руку Мою, > пока не повергну Твоих врагов к Твоим ногам"».+
> 45 Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же > Он ему потомок?
> 46 И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор > ни один человек не решался задавать Ему вопросы.
> *42 Ин 7.42 *43 2Цар 23.2 > *44 Пс 110(109).1; Деян 2.34-35; 1Кор 15.25; Евр 1.13 > *46 Мк 12.34; Лк 20.40
> Ст. 41-42 – Сейчас Иисус сам задает вопрос фарисеям: чьим =потомком= > (буквально: «сыном») должен быть Мессия. Ответ был заранее известен: > фарисеи были убеждены в том, что Мессия будет сыном Давида, > и их убеждение основывалось на таких текстах Писания, > как 2Цар 7.12-16; Пс 89.19-37 (88.20-38); Ис 9.2-7; Иер 23.5-6; > 33.14-18; Иез 34.23-24; 37.24-25, не говоря уже о более поздней > еврейской литературе, не вошедшей в канон, но имевшей огромное > влияние на умы людей той поры.
> Ст. 43 – Но как быть, если в другом месте Писания сам Давид называет > Его своим Господином? Противоречие заключается в том, что по древним > представлениям тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, > а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его > потомок должен был бы называть своего предка господином.
> Ст. 44-45 – Процитировав отрывок из Пс 110(109), Иисус в конце > задает риторический вопрос, на который предполагается отрицательный > ответ: нет, конечно, Мессия не может быть сыном Давида.
> В те времена все были уверены в том, что Пс 110(109) принадлежит > самому Давиду, и многие исследователи полагают, что, вероятно, уже > во времена Иисуса псалом считался мессианским.
> Как же понимать слова Иисуса? Отвергает ли Он Свое происхождение > от царя Давида? Но христианская Церковь никогда не сомневалась > в том, что Он является прямым потомком Давида. Об этом > свидетельствуют и генеалогии у Матфея и Луки, и другие тексты Нового > Завета (Лк 1.69; Рим 1.3; Деян 2.30; 2Тим 2.8; Откр 3.7; 5.5; > 22.16).
> Этот отрывок вызвал и продолжает вызывать споры в научной среде. > Многие склоняются к мысли, что Иисус не отвергает Свое происхождение > от Давида, а скорее всего, выступает против широко распространенных > в народе взглядов на Мессию как на земного победоносного царя, > который восстановит империю Давида, разгромит иностранных > захватчиков, восстановит национальное могущество Израиля. Иисус, > вероятно, переключает внимание слушателей с вопроса о физическом > происхождении на гораздо более важный – каким должен быть Божий > Помазанник, что именно повелел Ему исполнить Бог. Будучи > Сыном Давида, Иисус не будет продолжателем дела Давида – в том > смысле, в каком его понимали националистически настроенные > современники Иисуса.
> Некоторые ученые указывают также на то, что вопрос Иисуса > сформулирован как типично раввинистический, когда учителя пытались > разрешить противоречащие друг другу высказывания в Священном > Писании. В таких случаях обычно давался ответ, что противоречия > только внешне кажутся такими, а на деле нет, потому что в текстах > говорится о разных вещах. Так и здесь: тексты Писаний о Мессии > как Сыне Давида вступают в видимое противоречие с текстом о Мессии > как Господине Давида. В таком случае предполагаемый ответ должен > быть, вероятно, таков: в Своей земной жизни Иисус – Сын Давида, > но воскресший, вознесенный и прославленный Сын человеческий, > восседающий по правую руку Бога и судящий мир, является Господином > Давида.
> Ст. 46 – Иисус не получил ответа на Свой вопрос, потому что > Его противники были поставлены в тупик. На этом споры закончились, > потому что враги поняли свою несостоятельность в вопросах понимания > Писания. [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002; стр. 430-5]
к еванг. чтению: &&& Ю.А.Шрейдер - Евангелие - учебник реалистического отношения к жизни www.bible-center.ru/article/gospel
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100905/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=9&day=05
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Бог этого века ослепил разум неверующих, и они не видят света Радостной Вести о славе Христа, который есть образ Бога. Ведь мы не самих себя возвещаем, а Иисуса Христа как Господа, а себя - лишь как ваших слуг ради Иисуса. Потому что Бог, сказавший: "Из тьмы да воссияет свет", - воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей славы на лице Иисуса Христа. Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии. Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти. Итак, в нас действует смерть, а в вас - жизнь. А так как в нас тот же дух веры, о котором сказано в Писании: "Я поверил и поэтому стал говорить", мы верим, а потому и говорим. Мы знаем: Тот, кто поднял Господа Иисуса из мертвых, и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит перед Собою, рядом с вами. Ведь всё это делается ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь, достигла множества сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога. (2Кор.4:4-15/*/) * * * 'Бог видит, что всё "хорошо весьма", и "всё хорошо" не само по себе, а потому что Бог его видит'. (С.Тагуэлл) *********************************************
/*/ содержит апостольское чтение воскресенья. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2612.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |