=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
14 сентября после тяжелой продолжительной болезни в Санкт-Петербурге скончался игумен Вениамин (Новик) – выдающийся церковный публицист и правозащитник. www.newsru.com/arch/religy/14sep2010/novik.html
см. также: + автобиография www.veniamin.spb.ru/biogr.htm
+ http://hgr.livejournal.com/1792401.html?mode=reply
некрологи: + www.risu.org.ua/ua/index/blog/~cherenkoff/37960/
> Христианская основа либерализма
> К великому сожалению, для построения правового демократического > государства падения коммунизма явно недостаточно. В основе > современного демократического мироощущения лежит уважение к свободе > и достоинству человеческой личности. Оказалось, что именно в этом-то > у нас и загвоздка. Коллективистское самоощущение у нас явно > преобладает над персоналистическим. А что религия здесь может дать? > Чему она более способствует: коллективизму или персонализму? > Вроде бы альтруизм, предписываемый религией, более способствует > коллективизму, но должна быть граница в человеке, наделенном > свободой, которую пересекать имеет право только Бог. Защита человека > от посягательств (как других личностей, так и коллективов) является > необходимым условием его творческого развития.
> Попытаемся взглянуть на эту проблему с христианской точки зрения.
> Вспомним, что все люди без исключения повреждены первородным грехом. > Одного этого фактора уже достаточно, чтобы прийти к мысли > о недопустимости сосредоточения власти в одних, даже очень уважаемых > руках. Равно как и в руках многих, которые тоже не застрахованы > от ошибок. Тирания коллективов может быть даже страшнее тирании > одного. Это - с одной стороны.
> С другой - вера и памятование о том, что каждый человек сотворен > по образу и подобию Бога, должны приводить к пониманию места > человека в обществе, к его правам. Перед Богом у человека нет прав, > но перед другими людьми - есть. Человек имеет богоданное право > на то, чтобы быть взрослым, самому свободно определять себе образ > жизни и мировоззрение. Единственное здесь условие - не мешать другим > и требовать, чтобы и тебе не мешали. К тем, кто с этим не согласен > и нарушает свободу других людей, правовое государство применяет > силу, так что никакой анархии не возникает. Такой социальный режим > назвали неудачным словом "либерализм" и почему-то решили, что > он может быть только безрелигиозным. Но ведь в основе либерализма > лежит уважение к человеческой личности, которое в наиболее полной > форме дается именно христианством. Требования христианского > максимализма можно применять только к себе, но не к другим. > Можно раздавать свое имение, а не чужое. От других можно > лишь требовать, чтобы они на наши права не покушались. В отношении > других людей, таким образом, мы просто обязаны быть либералами. > Конечно, речь здесь идет в первую очередь об этическом и правовом > либерализме, который к анархии никакого отношения не имеет.
> У либерализма была и есть, если не прямая, то косвенная связь > с христианством. Позже в XIX в. либерализм стал действительно > безрелигиозным; но людям вообще свойственно путать причины > со следствиями, отрываться от корней явлений и считать эпифеномены > феноменами, строить безрелигиозную этику. Либерализм подвергся > такой же секуляризации, как и все социальные институты. Он и сам > активно способствовал этой секуляризации в эпоху, когда Церковь > сакрализовала архаические социальные формы. История взаимоотношений > Церкви и либерализма очень драматична.
> "Но где же здесь место для любви, для соборности (столь важных > для православия)? - могут спросить. - Да разве людям можно такую > свободу давать? Это же вы какой-то формализм предлагаете!" Кстати > говоря, упрек в формализме либерализма - один из самых популярных > в России. Здесь сказывается непонимание того, что любой закон > формален, т.к. он не может (и не должен!) предусмотреть всего. > Правовое государство запрещает (и довольно жестко) делать только > явное зло. Оно не "воспитывает" людей, полагая их совершеннолетними > и способными к самоопределению в соответствии с требованиями > их совести (свобода совести). В основе либеральной концепции права > и вообще либерального социального устройства лежит принцип свободы > как необходимого условия всего доброго и той же любви, воспетой > славянофилами. А законы нужны для охранения свободы индивидуумов. > Вспоминается четкое определение права В.С. Соловьева (1853-1900): > "Право есть свобода, обусловленная равенством". Принципом > ограничения свободы индивидов является, в первую очередь, свобода > других индивидуумов.
> Это - совершенно непривычная модель для российского менталитета, > но это не значит, что ее надо отбрасывать как что-то совершенно > чуждое. Сострадание к другим людям ставит вопрос и о правах > человека. Напомню, что ключевым понятием в православии является > "послушание", а не "свобода". Свобода же понимается, прежде всего, > как свобода от греха, а не для творчества. Человеческие страдания же > понимаются как наказание от Бога. Это создает большие трудности > для признания либерально-правовой модели.
> Известно, что в основе коммунистического понимания права лежало > понятие порядка, а не свободы. (См. любую советскую и даже > постсоветскую энциклопедию.) Отрицание же богоданного дара свободы, > отказ от первородства под предлогом поврежденности человеческой > природы вначале вроде бы увеличивает столь желанный в России > социальный порядок, но затем приводит к социальным катастрофам. > Именно поэтому при коммунизме у нас не было ни свободы, ни порядка. > А единственная модель развития - через мобилизацию населения > на "великие стройки". Но на генсека и его окружение первородный грех > не распространялся. Фактически они были как бы непогрешимыми. То же > самое ранее произошло (путь был более долгим и извилистым) > и с российским самодержавием. Никто, как известно, кроме полиции, > не встал на его защиту в феврале 1917-го. А Святейший Синод > через неделю после отречения царя призвал Божие благословение > (09.03.1917) на Временное правительство. В состав того Синода > входило два архиерея, недавно причисленных к лику святых: Владимир > (Богоявленский), Тихон (Беллавин), а также известные архиереи > Сергий (Страгородский), Макарий (Невский), Арсений (Стадницкий), > Антоний (Храповицкий). Это полезно помнить нашим монархистам.
> Интересно отметить, что из одной и той же предпосылки о греховности > всех людей и необходимости ограничить эту греховность делаются > два различных вывода.
> При либеральном подходе обеспечивается верховенство закона, > перед которым все равны, и сама верховная власть разделяется > и ограничивается Конституцией и системой "сдержек и противовесов" > во избежание чрезмерной централизации власти в одних и тех же руках; > а при патерналистском подходе неограниченные властные функции > отдаются одному лицу, которое при этом фактически наделяется > свойством непогрешимости. В качестве гаранта непогрешимости выступал > церковный чин помазания на царство. Но если даже таинство крещения > ничего не гарантирует, а лишь открывает определенные возможности, то > тем более ничего не гарантирует помазание на царство, которое даже > не является таинством (ритуально - это повторение миропомазания). > Никаких гарантий непогрешимости не дает и следование любым > "единственно верным учениям".
> Основатель христианского социализма католический священник Ламенне > (ум. в 1854) пытался развить христианское понимание общественного > служения, считал, что либерализм следует воцерковить. Христианское > понимание либерализма, декларирующего духовную автономию > человеческой личности, ограниченной законом, не совсем чуждо > и русской религиозной традиции. Христианскими либералами были: > В.С. Соловьев, прот. С. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, > Г.П. Федотов, Н.О. Лосский, А.В. Карташев, большинство > представителей русского религиозно-философского ренессанса > XIX-XX вв. Именно дехристианизация социальной проблематики привела > к тому, что социальными реформами занялись большевики-атеисты. > Церкви же еще при самодержавии была отведена роль торжественной > позолоченной богадельни, а что сделали с ней большевики - > хорошо известно.
> Мне могут возразить: все эти рассуждения слишком умозрительны > и формальны (это одно из возражений против права вообще) и не имеют > никакого отношения не только к духу православия, но и к Евангелию. > Но так ли это? Св. Афанасий Великий писал, обращая внимание > на уважение к свободе человека Самим Христом: "Сам Спаситель > так кроток, что учит: 'Если кто хочет идти за Мною...' (Мф.16,24), > и приходя ко всякому, не вторгается с насилием, а только стучит > (Откр.3,20), и когда отворяют, входит, а когда медлят и не желают > принять, уходит"./1/
--------------------- > /1/ Цит. по кн.: Болотов В.В. Лекции по истории древней > церкви. М., 1994. Т.3. С.55.
> Женщину, взятую в прелюбодеянии, Христос, вопреки закону Моисея, > прощает. Хотя любому обывателю, не то что социологу, ясно, что > для повышения общественной нравственности периодические экзекуции > (показательные процессы) над нарушителями законов очень даже были > полезны ("чтобы другим не повадно было").
> Христос через притчу о пшенице и плевелах призвал людей > к терпимости: не следует заниматься прополками (чистками), дабы > вместе с сорняками не выдернуть злаки (Мф.13,24-30). В притче > о милосердном самарянине ближний обнаруживается в неожиданном месте. > Им оказывается инородец и еретик - самарянин (Лк.10,29-37). Разве > такое поведение Христа на современном языке не называется > либеральным?
> Либерализм часто упрекают в равнодушии к истине. Само понятие истины > очень непростое. Сам Христос промолчал на вопрос Понтия Пилата > об истине (Ин.18,38). Есть истина как смысл, и истина > как достоверная информация о разных сферах бытия. В католическом > богословии говорится об иерархии истин. Высшая истина не может быть > принудительна, как не может быть ни у кого на земле монополии > на Истину. Отсюда с математической четкостью следует необходимость > взаимоуважения при различных мировоззренческих установках, > веротерпимость, деидеологизация государства, отделение религии > от государства. За нелюбовью к либерализму, как правило, не кроется > никакой социальной философии, а имеется лишь элементарный страх > перед анархией, которому либерализм якобы способствует. > Но для борьбы с анархией существуют законы и правоохранительные > структуры. Для исполнения этих законов вовсе не обязательно > установление диктатуры. Должна быть даже не диктатура закона, > а верховенство правового закона.
> Слова имеют свою судьбу. Термину "либерализм" явно не повезло. Его > не любят и церковные люди, и светские. Его резко осуждала > католическая Церковь в прошлом веке. А ведь в основе термина лежит > liberalis (свободный, благородный, вежливый). Но нет, не лежит > к нему душа русского человека и все тут. Да и на самом Западе этот > термин, кажется, тоже не в чести. Ведь столько всяческих > злоупотреблений свободой было, что лучше не вспоминать! Но не будем > спешить согласно кивать головами, когда западные люди сами критикуют > либерализм. Они в социальном смысле намного старше нас. После Канта > они стали самокритичными, и даже очень. Нам до их кризиса еще расти > и расти. После ужасов Второй мировой войны католическая Церковь > включила демократию и права человека в свою социальную доктрину.
> И вот тут-то в который раз выясняется, насколько трудны > для понимания некоторые вещи - свобода, например. Достоевский, > почувствовавший весь драматизм свободы, этой теме философскую притчу > посвятил, вложив ее в уста Ивана Карамазова (Легенда о Великом > инквизиторе). Ну да кто у нас это читал! Решили, что это, мол, > фантазия писателя. "Вообще-то не нужна нам свобода независимого > индивидуума, нас как-то больше тепло соборности привлекает. Хоть > без свободы, но тепло и душевно! А мы большие любители душевности". > Свобода у нас не кажется формальностью только тем, кто ее самым > натуральным образом лишен. Почти никому не приходит в голову > бороться за свободу других.
> Но надо быть последовательными. В таком случае надо отказаться > не только от либеральной демократии, но и от гражданского общества, > правового государства и даже от Конституции, ведь это чисто западное > изобретение. Основная цель Конституции - ограничение верховной > власти. А зачем ее ограничивать, если она хорошая? - могут спросить. > На это можно ответить: а что вы будете делать, если она > по какой-либо причине испортится? За идеей необходимого ограничения > любой власти стоит определенная социальная философия, презумпция > виновности власти как таковой. Власть должна быть всегда > под подозрением. Она, как известно, обладает наркотическим эффектом, > развращает ее носителей в прямо пропорциональной зависимости > от степени своей неограниченности. "Абсолютная власть развращает > абсолютно". Поэтому власть должна быть ограничена и разделена на три > основные ветви (законодательная, исполнительная, судебная), > чтобы исключить возможные властные злоупотребления со стороны > носителей власти - людей, поврежденных первородным грехом > (на светском языке - несовершенных). Власть при этом неизбежно > ослабевает, но это компенсируется четким разграничением властных > полномочий различных ветвей власти. Четвертая власть - пресса - > выполняет роль общественного санитара, заглядывая и освещая > всяческие темные углы, где могут заводиться тоталитарные монстры. > Всё это, конечно, возможно лишь при уважении к закону, т.е. > при относительно высоком уровне развития общественного сознания.
> К сожалению, Конституция у нас в большой степени импортный продукт, > под собственным названием впервые принятый большевиками, и то лишь > для обмана западной общественности и отчасти своей/2/. Это была > попытка соединить несоединимое: западный "формально-правовой > легализм" с коллективистски (социалистически) и совсем "неформально" > понимаемой целесообразностью. Право на понимание и толкование > этой целесообразности - "дела социалистического строительства" - > было монополизировано небольшой группой новых "посвященных" в тайны > истмата. Правда, большевики и не собирались как-то следовать > своей же Конституции. Этот каинов грех убийства свободы лежит > и доныне на нас. Мы же, вместо того, чтобы осмыслить связь > между христианской антропологией и социологией, которая тоже может > быть христианской, продолжаем цинически глумиться над свободой, > всячески понося демократию, не предлагая ничего взамен/3/. > Но с таким же успехом можно отрицать и сам принцип добра, указав > при этом на повсеместное торжество зла; упрекать людей, призывающих > к добру, в "идеализме". В российской печати стала популярной этакая > конспирология, когда за любыми событиями намеренно ищется какой-либо > материальный интерес (кому выгодно?). А потом говорится: вот видите, > всё гораздо проще! Но даже если это и так, то надо не только > с восторгом заниматься разоблачениями, а все же на концептуальном > уровне противостоять этому методологическому материализму. > Мне кажется, что отсутствие волевого противостояния злу на всех > уровнях и есть главная причина наших бедствий.
--------------------- > /2/ Некоторые исследователи полагают, что начало > конституционализму было положено несколько ранее. > После принятия Основных законов Российской Империи > (23.04.1906), признающих наличие Государственной Думы > как парламентского органа, ограничивающего верховную > власть, Россия стала похожей на конституционную монархию > западного типа. При этом самодержавие не отменялось, > а император имел право распускать Думу до истечения > 5-летнего срока ее полномочий. Знаменательно всё же, что > само слово "Конституция" так и не вошло > в законодательство. > /3/ В религиозных кругах очень популярна мысль о внутреннем > совершенствовании и духовном возрастании человека. Но весь > вопрос в том, как это совместить с ответственностью > перед обществом здесь и сейчас.
> Повторим еще раз, что правовое государство - это не только > государство с законами для наведения порядка, а нечто большее. > В таком государстве закон стоит не на страже сильного, а на страже > справедливости и свободы, т.е. прав всех, в том числе и слабых. > В этом смысле правовое государство совершенно не "естественно", > но это именно та неестественность, которая и делает нас людьми. Пока > мы находимся в нигилистически самодовольном скифском состоянии, > мы этого не понимаем. Сейчас настало время понимания, а не просто > оптимистических взбадриваний типа "все будет хорошо". Русский > "авось", как и показ по телевидению старых душевных фильмов > коммунистической эпохи вперемежку с западными ужастиками, как > и воспевание державности, нам уже не поможет.
> А может быть и здесь все обстоит проще? Заметим, что там, где больше > говорят об идентичности, больше на ней настаивают, там больше > и политзаключенных (тех, кто в нее не вписывается), короче почему-то > и средняя продолжительность жизни. Странная, казалось бы, > закономерность. Но так бывает всегда, когда в обществе преобладает > коллективистский архетип сознания. Коллектив охотно жертвует > особями, отличающимися от среднего уровня.
> Первому президенту Чехословацкой Республики Т.Г. Масарику > принадлежат замечательные слова: "Самый глубокий аргумент в пользу > демократии - это вера в человека, в его ценность, в его духовность > и в его бессмертную душу. Этически демократия является политической > реализацией любви к ближнему"/4/.
--------------------- > /4/ К.Чапек. Беседы с Т.Г. Масариком. М., 2000. С.237-238.
> Здесь, конечно, имеется в виду не архаическая (прямая) демократия, > а либерально-правовая. [ Вениамин Новик. Христианская основа либерализма www.index.org.ru/journal/11/novik.html ]
видео: Библейские принципы христианской демократии www.youtube.com/watch?v=ofijSgF_V9Y
Игумен Вениамин (Новик): его сайт - www.veniamin.spb.ru
тексты: + www.veniamin.spb.ru/text.htm + + + "Нельзя безнаказанно душить чью-то свободу" (интервью) www.sova-center.ru/religion/publications/2006/04/d8033/ + + + «Правый либерализм –это свобода в истине» (интервью) www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=3409 + + + "Ленин? Здесь, похоже, нужен крепкий осиновый кол" (интервью) www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=267
+ + + ПРАВОСЛАВИЕ. ХРИСТИАНСТВО. ДЕМОКРАТИЯ. (сб. статей) www.mnemosyne.ru/library/novik-1.html (фрагмент: власти от Бога? www.messia.ru/rasylka/002/156.htm) + + + Христианство и демократия www.philosophy.ru/library/novik/vnovik.html + + + Христианство и демократия (другая статья с тем же заглавием) www.doroga-vmeste.ru/2007/2007_4_Hristianstvo_i_demokratia.shtml + + + Духовный смысл толерантности www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_1_novik.shtml + + + Антислово. взгляд на сквернословие с религиозной точки зрения http://magazines.russ.ru/neva/2003/2/novik.html + + + Конституционное право на погибель вечную и физическую www.sova-center.ru/religion/publications/religion-human-rights/2007/09/d11512/ + + + Бог, закон, право www.comenius8.narod.ru/trudy/veniamin_pravo.htm + + + Библия спасла Запад от коммунизма www.comenius8.narod.ru/trudy/veniamin_biblia.htm www.istina.religare.ru/article291.html (др. версия) + + + Веришь в Бога - стой за правду! www.reshma.nov.ru/texts/ig_veniam_stoi_pravdu.htm
+ + + Мужество человека, публициста, философа (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева) www.humanities.edu.ru/db/msg/31736 + + + Особенности просветительского проекта Л.Н. Толстого http://magazines.russ.ru/neva/2008/2/no21.html + + + Причины неприятия В.С. Соловьёва в России www.bg-znanie.ru/article.php?nid=32586 + + + Христианский социализм прот.Сергия Булгакова www.vehi.net/bulgakov/novik.html + + + Русский Леонардо (об о. Павле Флоренском) cerkov.by/page/russkij-leonardo-odna-iz-samyh-tragicheskih-figur-serebrjanogo-veka
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы, дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его. Пусть просветит Он очи вашего сердца, чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал, каково богатство и великолепие наследия, которое вы разделите с Его народом, и сколь неизмеримо велика Его сила, что действует в нас, верующих в Него. Это те же сила и могущество, которыми Бог поднял из мертвых Христа и усадил Его по правую руку на небе - выше Начал и Властей, Сил и Господств; а имя Его сделал превыше имен всех не только в нынешнем веке, но и в будущем. И Он всё покорил Ему под ноги и поставил Его, Владыку всего, главой Церкви. Она же есть Его тело, в ней вся полнота Того, кто наполняет Собой всё творение. И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов, из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира, покоряясь владыке поднебесного мира, духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу. Ведь мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума, и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева. Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом. По доброте Его вы спасены! Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним, чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам через Христа Иисуса. Вы спасены - через веру - Его великой добротой! Не за ваши заслуги - это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится! Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить. Поэтому помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли "необрезанными" так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, - помните, что в то время вы жили без Христа. Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля. Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились. Вы жили в этом мире без надежды и без Бога! А теперь - в единении с Христом Иисусом - вы, некогда далекие, стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа. Ведь это Он - наш мир, Он, соединивший евреев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас; отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с собой из двух человек одного нового и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду. И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним. Так что благодаря Ему мы оба - и евреи, и язычники - имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого - Христос Иисус. Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. ... Мне в откровении дано было узнать Его тайну, как я вкратце писал выше. ... В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны, но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам. Она в том, что и язычники получают то же наследие, и они - часть единого тела, и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести, служителем которой я стал благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы. Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан этот дар: возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа, а также просветить всех, какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне, от века сокрытой Богом, Творцом всего, чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах - через Церковь - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии. Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе. В единении с Ним, через веру в Него мы смело и уверенно приближаемся к Богу. ... И потому я преклоняю колени перед Отцом, от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на земле, и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей славы, даровав Дух, чтобы внутренний человек в вас становился крепче и чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце. Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом! И тогда вы будете достаточно сильны, чтобы вместе со всем святым народом Божьим постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание. И тогда вы станете столь совершенны, что достигнете полноты совершенства Бога! Слава Тому, чья сила, действуя в нас, способна совершить неизмеримо больше, чем всё то, о чём мы можем попросить или даже помыслить. Слава Ему во всех поколениях через Церковь и Иисуса Христа во веки веков. Аминь. ... Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана. И наоборот, если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему. Он же, Христос, есть Глава. Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело, части которого связаны тесными узами: каждый его орган исполняет свое предназначение, и всё Тело растет и созидается любовью.* (Еф.1:17-2:22; 3:3,5-12,14-21; 4:14-16/*/) * * * "Заповедь — это молитва Бога к человеку". (Я.К.) *********************************************
/*/ Содержит части апостольских чтений вторника, среды и четверга. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2616.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |