=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
Всяческих успехов и благословения Божьего в новом году!
+ Молитва в день Нового Года (православная) www.messia.ru/rasylka/009/2353.htm#0 (+сс.)
* * *
* 20 декабря 2010 г. ст.ст., воскресенье перед Рождеством Христовым. литургические чтения: Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25 *.
Христос рождается - славьте! Христос с Небес - встречайте! Христос на Земле - воспряньте! Пойте Господу по всей Земле!
к апостольскому чтению: +++ свящ. Александр Мень: Начало Ветхого Завета. Авраам www.messia.ru/rasylka/009/2354.htm#0 (+ссылки)
* * *
> "Салафииль родил Зоровавеля..." > /Зачем Христу нужны родословия?/
> В самом начале Евангелия от Матфея приведены длинные и для многих > наших современников непонятные, "скучные" списки земных предков > Иисуса Христа. Причем об одних почему-то сказано подробно, а другие > только названы по имени. Тот же список с небольшими отличиями > повторяется у евангелиста Луки… Но могут ли эти перечни имен давно > умерших людей быть интересны современному читателю Евангелия? > Имеет ли родословие Христа какое-то значение в наши дни, и если да, > то какое?
> Однажды мне довелось говорить с одной женщиной, которая решила > почитать Новый Завет. Естественно, она открыла его на первой > странице первой книги – Евангелия от Матфея. И начала читать: > "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам > родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; > Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…" Углубившись в этот перечень, > она… закрыла Новый Завет и больше не хотела его открывать. Правда, > она прежде всего обиделась на то, что, по ее мнению, в этом тексте > мужчины рожали друг друга – совершенная сказка, к тому же обидная > для женщин, ведь в этом родословии среди мужских имен > нам встречаются всего четыре женских.
> Конечно, "виновата" и некоторая двусмысленность Синодального > перевода – можно было бы сказать точнее: "Авраам стал отцом Исаака". > Но и с таким уточнением родословие кажется ненужным, скучным > списком, который хочется скорее пролистать, чтобы перейти к более > существенным вещам. Тем более что это родословие… Иосифа, который > вовсе не был отцом Иисуса Христа! Зачем вообще оно тогда нужно?
> Земные корни
> Мы живем в совершенно ином обществе, чем Палестина I века н. э. > Но даже и по сей день, и в больших современных городах можно найти > людей, для которых такие списки значимы. Помню, как взял я однажды > в руки башкирско-русский словарь. В качестве приложения к нему были > даны… списки башкирских родов и племен, совсем как в Ветхом Завете! > Оказывается, для создателей словаря – интеллигентов с высшим > образованием, живущих в Уфе, где давно перемешались все роды > и племена, а на улицах говорят в основном по-русски, – > было исключительно важно помнить, кто из них к какому роду > принадлежит (это определяется по фамилии) и с какими другими родами > его предки находились в близком родстве, а с какими – в дальнем.
> Что и говорить о Северном Кавказе! Первое, что узнают там > о соплеменнике – какого он рода, кто его предки, и это во многом > определяет дальнейшее отношение к нему. А у ингушей есть такой > обычай: если молодой парень, уехавший куда-то в город, далеко > от родных краев, сбился с пути: пьянствует, хулиганит, – к нему > приезжают старшие мужчины из родного села, привозят его домой, ведут > к могилам предков и заставляют там поклясться, что он будет отныне > вести себя иначе. Нарушишь такую клятву – и для родных ты всё равно > что умер. Иногда бывает жаль, что у русских уже нет таких обычаев.
> Сегодня, конечно, в Евангелии нас интересуют прежде всего жизнь, > смерть и воскресение Иисуса Христа, Его учение, проповеди и притчи. > Но для еврея I века первым вопросом, который он задал бы о Христе, > был бы вопрос о Его происхождении, о Его месте в социальной > структуре общества. Именно поэтому апостол Матфей, писавший > в основном для евреев, и начинает с самого для них существенного – > с родословия. Впрочем, и евангелист Лука тоже приводит список > предков Иисуса Христа, но несколько позднее, как вставку, в конце > третьей главы, где описывается выход Иисуса на общественное > служение.
> Род велся по отцу, а Иосиф, хоть и не был биологическим отцом > Иисуса, был Его отцом по Закону или, как мы сказали бы сегодня, > социальным, то есть воспринимался как отец всеми окружающими. > Биологическое отцовство вообще тогда было не безусловным критерием > принадлежности определенному роду и семье. В Библии мы читаем > об обычае левиратного брака: по смерти старшего брата младший должен > был жениться на его вдове, причем сын, родившийся от этого брака, > считался потомком умершего, хотя все помнили, кто его биологический > отец. В родословии Христа тоже есть такой пример: от левиратного > брака Вооза и Руфи – после смерти ее первого мужа – родился Овид… > Но в Ветхом Завете о Воозе сказано подробно, а вот первый муж Руфи > ничем не известен (мы даже точно не знаем, как его звали: Махлон > или Хилеон), поэтому в евангельском родословии и упомянут Вооз. > Возможно, такими же левиратными браками объясняются и небольшие > расхождения между двумя родословиями, у Матфея и Луки: один > упоминает биологического, а другой – социального отца. Впрочем, > могут быть и другие объяснения: евангелисты пользовались разными > источниками, в них могли вкрадываться мелкие неточности. В любом > случае, все главные моменты полностью совпадают. А вот женщин, > вообще говоря, в списке предков упоминать было не обязательно, > так что появление женских имен в родословии (а их в списке всего > четыре – Фамарь, Раав или Рахава, Руфь и Вирсавия) не случайно. > Автор наверняка хотел обратить наше внимание на библейскую историю, > связанную с каждым из них. Об этих женщинах подробно написано > в Ветхом Завете, и вовсе не потому, что они были какими-то особо > благочестивыми. Но для подробного разговора на эту тему требуется, > пожалуй, отдельная статья.
> "…по роду своему"
> Люди древнего Ближнего Востока вообще обожали списки. Самая древняя > ближневосточная письменность – шумерская, и от шумеров до нас дошли > в основном именно списки буквально всего на свете: от инвентаризации > храмового имущества до перечня профессий или полезных свойств того > или иного предмета, или просто "сущностей" (так в некотором > приближении переводится шумерское слово "ме"). Каждый такой список > свидетельствует о стремлении человека к упорядочению окружающего > мира.
> То же мы видим и в Ветхом Завете, где постоянно подчеркивается, что > всё совершалось размеренно, по порядку, системно. Это касается > и сотворения мира, когда солнце и луна призваны были отмерять > времена и сроки, а каждое дерево приносило плод не абы какой, > а именно "по роду своему". Нам все эти уточнения неинтересны, > но для древнего еврея они были чрезвычайно важны. Чтобы выжить > в мире, нужно его структурировать – распределить все явления > по классам и обращаться с каждым, учитывая его родовые свойства. > Те же, что не вписываются в свой класс, – например, рыба > без плавников и чешуи – подозрительны, их стоит избегать. Видимо, > именно на этом основываются многие пищевые ограничения Ветхого > Завета, а многие случаи ритуальной нечистоты связаны с переходом > человека из одного класса в другой (например, роды или смерть).
> Так был сотворен и избранный народ – Израиль. Он выходил из Египта > не толпой, а организованным войском, упорядоченно, в соответствии > с родовой структурой общества. И на обетованной земле люди селились > не хаотично, в духе Дикого Запада, а только на наделах, отведенных > каждому колену (то есть племени), каждому роду внутри своего колена, > каждой семье внутри своего рода.
> Разумеется, это касалось и богослужения: Ветхий Завет долго, > размеренно, подробно перечисляет все тонкости жертвоприношений, > все сосуды и предметы, находившиеся в скинии, а затем в храме. > Иногда эта подробность даже раздражает современного читателя. Так, > в книге Исход сначала Господь подробно объясняет Моисею, > как обустроить скинию: сделай пятьдесят крючков медных, и вложи > крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно… и сделай > покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний > из кож синих (Исх.26:11-14). А потом, вместо того, чтобы кратко > сообщить, что всё и было выполнено в точности, автор перечисляет > каждую деталь заново: …и сделал пятьдесят медных крючков > для соединения покрова… и сделал для скинии покров из красных > бараньих кож и покрышку сверху из кож синих (Исх.36:18-19).
> И уж тем более важны такие перечисления, когда речь идет > об избранном народе, стоящем перед своим Богом. Вот бросают жребий > священники, чтобы узнать, когда кому совершать служение… И вышел > первый жребий Асафу, для Иосифа; второй Гедалии с братьями его > и сыновьями его; их было двенадцать; третий Заккуру с сыновьями его > и братьями его; их – двенадцать; четвертый Ицрию с сыновьями его > и братьями его; их – двенадцать; пятый Нефании… (1Пар.25:9-12) > Всего 24 смены, и каждая введена одной и той же формулой – нет, > чтобы дать простой список из 24 имен и общую характеристику > для каждого из них! Но, хотя тогда у автора не было, как у меня > сейчас, компьютера, на котором можно копировать один и тот же текст > до бесконечности, он аккуратно переписывал важные слова. Ни одна > из священнических семей не должна пропасть, их перечень нельзя > сокращать, превращая живых людей в статистические единицы.
> Так звучат за православным богослужением списки имен – утомительных, > неведомых нам, но для кого-то дорогих и любимых, не сводимых > к статистике. Может быть, не случайно в концлагерях XX века > человека лишали имени прежде, чем жизни, делали его статистической > единицей, чтобы убить? И не такими уж и бессмысленными покажутся > нам тогда эти списки…
> "…доколе не придет Примиритель"
> Некоторые из перечисленных имен мы сегодня с трудом можем > вспомнить – например, "Салафииль родил Зоровавеля". Но другие имена > говорят читателю о многом. По сути, здесь перед нами проходит > вкратце вся история спасения до Христа, история избранного народа. > Не случайно родословие у Матфея начинается не с Адама и не с Ноя > (Лука позднее возведет список предков именно к ним), а с Авраама – > первого человека, которого Господь избрал, чтобы заключить с ним > завет, то есть союз. Этот союз возобновлялся с его сыном Исааком > и внуком Иаковом – Господь отбирал кого-то одного в каждом > поколении, чтобы передать ему особые благословения.
> Начиная с сыновей Иакова, отбор сменился приумножением: избран был > каждый из них, каждого отец благословил по-своему. И об одном > из своих сыновей, Иуде, он сказал загадочные слова, которые многие > толкователи относят именно ко Христу, происходившему из племени > Иуды: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе > не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт.49:10). > Это пророчество всегда понималось евреями как указание на то, > что Мессия придет из колена Иудина – и Евангелия подтверждают > исполнение пророчества: в списке предков Христа Иуда находится > на своем законном месте.
> Еще одно очень значимое имя – Давид. Это не просто второй царь > Израиля и основатель династии, это тот человек, про потомка которого > Господь сказал: Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном (2Цар.7:14). > В ближайшей исторической перспективе это было сказано о Соломоне, > которому предстояло построить Иерусалимский храм. Но с древнейших > времен это пророчество понималось и как указание на дальнего потомка > из рода царя Давида, которому предстояло стать самым подлинным Царем > Израиля, Мессией, Христом, который спасет свой народ и установит > Царство Божие. Именно поэтому те, кто признавал в Иисусе Мессию, > называли его "сыном Давидовым". Пророчество о том, что Христос > будет прямым потомком царя-псалмопевца, было всегда очень важно > для евреев, и поэтому в Евангелиях особо отмечено, что > оно исполнилось.
> Не случайны даже числа: четырнадцать поколений, как отмечает > евангелист, прошло от Авраама до Давида, то есть от первого > избранника до избранного Богом царя, и столько же еще – > до вавилонского плена. Царствование Давида и плен – словно зенит > и надир, высшая и низшая точки всей израильской истории. Наконец, > еще четырнадцать поколений – до самого Христа. Число это > не случайно, семерка означает полный срок (число дней в неделе), > а четырнадцать – удвоенная семерка. Не случайно и пророк Даниил, > отсчитывая срок пришествия Мессии, считал семерками… Словом, > история избранного народа исполнилась, настала "полнота времен" – > именно тогда и следовало родиться Мессии.
> Так что родословия приведены в Евангелии как свидетельство того, > что, во-первых, Христос несомненно был исторической личностью, > настоящим Человеком, а во-вторых, что все пророчества о Его > происхождении исполнились буквально. Евангелисты словно бы > показывают в немногих именах предков Спасителя историю страдающего, > мятущегося человечества, которое всё же не одиноко. Бог > не оставляет его и направляет к заранее намеченной цели, к той > великой Встрече, которую мы переживаем в Евангелии. Именно поэтому > Православная Церковь посвящает две последних недели Рождественского > поста воспоминанию земных предков Спасителя – не только знаменитых > Авраама или Давида, но и всех, кто жил, страдал, надеялся и верил, > что всё это не зря. Так оно и вышло, ведь история Христа – это > и их история тоже. [ Андрей Десницкий. "Салафииль родил Зоровавеля..." www.k-istine.ru/base_faith/exegetika/exegetika_desnickii-2.htm; www.ruskline.ru/monitoring_smi/2007/12/04/salafiil_rodil_zorovavelya/ ]
------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Лк.3:23b-38;2:1-7; эпизоды NN 3,9~,10 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#3 )
+ + + ...божественную память Христовых праотцев совершая... (из православного богослужения + о. Я. К.) www.messia.ru/rasylka/010/2501.htm#0 + + + митрополит Сурожский Антоний: исполнилось обетование - Бог пришел www.messia.ru/rasylka/009/2355.htm#0 (+ссылки!)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110102/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=1&day=02
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. ... Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра: "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!" Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34/^/) * * * *Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им: "Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем". Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам: "Кто одного из таких детей примет ради Меня, тот примет Меня. А кто примет Меня, тот не только Меня примет, но и Того, кто Меня послал". Иоанн сказал Ему: "Учитель, мы видели одного человека, который Твоим именем изгонял бесов, и мы ему запретили, раз он с нами не ходит". Иисус ответил: "Не мешайте ему! Кто совершит чудо, призвав Мое имя, не сможет сразу же начать Меня чернить. Кто не против нас, тот за нас! Кто вас кружкой воды напоит, потому что вы - ученики Помазанника, верьте Мне: не останется он без награды!"* (Мк.9:35-41/**/) * * * *Иисус наблюдал за тем, как гости выбирали себе лучшие места, и рассказал им притчу: 'Если тебя позвали на пир, не занимай лучшее место, потому что может оказаться, что приглашен кто-то более важный, чем ты. И хозяин, пригласивший тебя и его, войдет и скажет тебе: "Уступи это место ему". Тогда тебе придется со стыдом перейти на самое последнее место. Наоборот, когда тебя приглашают, ты иди и садись на нижнее место, и, когда пригласивший тебя человек выйдет к гостям, он скажет тебе: "Друг, садись сюда, повыше!" И будет тогда тебе почет среди остальных гостей. Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится'.* (Лк.14:7-11/***/) * * * *Иисус сказал: 'Чему подобно Царство Бога? С чем Мне его сравнить? Представьте себе: вот горчичное зернышко, его взял человек и посадил у себя в огороде, и оно выросло высотою с дерево, и птицы в его ветвях свили гнёзда'. И еще сказал Иисус: 'С чем сравнить Мне Царство Бога? Представьте себе: вот горстка дрожжей, их взяла женщина и положила в целых три пуда муки - и поднялось всё тесто'. ... Какой-то человек спросил Его: 'Господь, неужели будут спасены только немногие?' Иисус им сказал: 'Постарайтесь пройти через узкую дверь, потому что, поверьте, многие будут пытаться войти, но не сумеют. А когда встанет хозяин дома и дверь закроет, вы окажетесь снаружи, будете стучаться в дверь, говоря: "Господин наш, открой нам!" А он вам скажет в ответ: "Я не знаю, кто вы и откуда". Станете вы тогда говорить: "Мы с тобой вместе ели и пили. Ты учил у нас на площадях". А он вам ответит: "Я не знаю, кто вы и откуда. Уйдите от меня, все творящие зло!" И заплачете вы и заскрипите зубами, когда увидите Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Царстве Бога, а вы - изгнаны вон! Придут с востока и с запада, с севера и с юга и усядутся за пиршественный стол в Царстве Бога. Тогда те, кто сейчас последние, станут первыми, а первые станут последними'.* (Лк.13:18-21,23-30/*^/) * * * *Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом - им было обещано то же наследие. Ведь он дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города, архитектором и строителем которого является сам Бог. ... Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан, о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака". Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых, он и получил его из мертвых. ... У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради нас, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее.* (Евр.11:8-10,17-19,32-40/*/) * * * "Тот, кто обращается к Христу, слышит голос Безмолвия, видит лик Невидимого. Тот, кто обращается к Христу, может любовью соединиться с Ним". (А.М.) *********************************************
/*/ из апост. чтения воскресенья. /**/ из еванг. чтения пятницы. /***/ из рядового еванг. чтения за субботу. /*^/ из еванг. чтения субботы перед Рождеством. /^/ - еванг. чтение среды. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2637.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |