=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
* 25 декабря 2010 г. ст.ст., пятница. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12.
С ПРАЗДНИКОМ!
к апостольскому чтению: + + + сыновья, а не рабы! www.messia.ru/rasylka/010/2502.htm#0
* * *
> <.> пусть радуются праведные о Господе (Пс.32,1) и во славу Божию > ликуют сердца верующих, и пусть исповедают сыны человеческие чудные > дела Его (Пс.106,8), ибо именно в этом деянии [Рождестве] Бога > наша природа познаёт, как велико оценил ее Создатель. Многое > дал Господь человеческому роду, создав нас по Своему образу, > но для нашего восстановления дал много больше, уподобив Сам Себя > рабскому образу (Флп.2,7). И хотя одна и та же любовь порождает > всё, что даровал Создатель творению, однако восхождение > к Божественному есть меньшее чудо, чем нисхождение Бога > к человеческому. Если бы Всемогущий Бог не почитался за то, > что свершает, то никакая справедливость и никакая мудрость > не смогли бы освободить хоть кого-нибудь от диавольского плена > и из пропасти вечной смерти. Ведь осуждение, перешедшее с грехом > от одного на всех, сохранялось бы (Рим.5,12; 5,18), и природа, > пораженная смертельной раной, не получила бы никакого лекарства, > ибо свое состояние она не может изменить собственными силами.
> Первый человек принял сущность плоти от земли и был одушевлен > разумным духом, который вдунул в него Творец (Быт.2,7), чтобы, живя > по образу и подобию своего Творца, сохранял он в блеске подражания > (словно в зеркальном отражении) образ Божественной доброты > и справедливости. И если через твердое соблюдение данного закона > он мог прославить такое величайшее достоинство своей природы, > то и природу земной плоти неповрежденный разум мог приводить > к Небесной славе. Но так как опрометчиво и несчастливо поверил > он завистливому обманщику и, следуя наущениям гордости, предпочел > захватить, а не заслужить положенную прибавку в чести, то не только > тот человек, но и всё его потомство услышало: +Прах ты и в прах > возвратишься+ (Быт.3,19). +Каков перстный, таковы и перстные+ > (1Кор.15,48), и никто не бессмертен, раз нет никого небесного. [ свт. Лев Великий. Из Слова 4 (2) www.krotov.info/acts/05/2/leo_vel.html#4 ]
* * *
> <.....> И Христос не нашел себе места в Святая святых, где блещет > золото и драгоценные каменья, переливается шелк и серебро; нет, > не золото и роскошь окружали Его, Он родился на гноище/*/, ибо > так видятся мне ясли (где ясли, там и гноище), в смраде грехов > наших. Он родился в яслях, дабы вознести рожденных во прахе: > «Из праха поднимает бедного» (Пс 112,7). Он родился на гноище, > где пребывал Иов и откуда он был возвеличен. «Потому что не было > им мЕста в гостинице». Все бедняки да обретут утешение: > <у Иосифа и Марии, матери Господа, не было ни раба, ни> слугИ; > из Галилеи, из города Назарета пришли они пешие и несли на себе > поклажу; сами были господа и служители. И чудное дело: приютились > в стойле, а в город не пошли. Нищета их была робкая, и они > держались подальше от роскоши.
> А об их нищете рассудите сами: зашли они в стойло, и не сказано, что > оно было на пути; нет, к нему вела сторонняя тропка: они <сошли> > с <широкого> пути на евангельскую тропу. И вступили на отдаленную > тропку. И не было другого места, дабы родиться Господу, помимо > стойла; стойла с волами и ослами! О, если б мне дано было увидеть > это стойло отдохновения Божия! И ведь по-нашему мы чтим Христа, > изымая Его ясли из грязи и заменяя их серебряными. А по мне, > так прежние были драгоценнее: это язычникам надобно золото > и серебро. Вера же христианская превыше ставит ясли в помете. > А Тот, Кто родился в сем стойле, воспрезрел золото и серебро. > Не тех я осуждаю, кто думает почтить Христа таковой роскошью > (не след мне тех осуждать, кто украсил храм золотыми чашами): > но дивен мне Господь, Творец мира, рожденный не в золоте и серебре, > а на гноище.
> Сквозь долгие речи свои услышали мы, как плачет Младенец в яслях, > и поклонились Ему: поклонимся же миром и ныне. Поднимем Его > на руках воздетых и поклонимся Сыну Божьему. От Бога всемогущего > с давних пор был гром в небесах, и не спасал; раздался плач, > и спасает. Зачем я вам всё это говорю? Затем, что гордыня > не спасает, а спасает смирение. Сын Божий <пребывал > на небесах>, и почтен не был; нисшел на землю, и поклонились Ему. > Держал под рукой Солнце, Луну и ангельское воинство, и всё не был > почтен; и родился на земле человеком, вочеловечился сполна > и нераздельно, дабы искупить всю землю. [ блаж. Иероним Стридонтский. из проповеди на Рождество Христово www.krotov.info/history/04/kern/page21.htm#33 ]
-------------------------- /*/ Гноище - место для гниения отбросов, свалочное место для нечистот; навозная куча; гнилая куча чего-либо (Даль, Ушаков). В слав. переводе кн. Иова о персонаже сказано, что он "седяше на гноищи" (8:2). В Синодальном переводе, переводах А.С. Десницкого и С.С. Аверинцев сказано "сел в пепел", "на кучу пепла" и "среди пепла" соответственно (Прим. ред. рассылки).
* * *
> Благословленно Чадо, Возрадовавшее Вифлеем днесь! > <Благословлен Ребенок, соделавший> человечество сегодня вновь юным! > Благословлен Плод, Который снизошел до нашего рабского состояния! > Благословлен Благий, Который внезапно обогатил наши нужды > и восполнил наши недостачи! > Благословлен Тот, Чье благоутробное милосердие > заставило Его снизойти, чтобы посетить наши немощи!
> Хвала Источнику, нашему Ходатаю, > хвала <упразднившему> субботу исполнением ее, > хвала отразившему проказу и уничтожившему ее, > <Тому, Кого> болезнь увидела и бежала. > Хвала милосердному, подъявшему наше бремя. > Слава пришествию Твоему, оживотворившему сынов человеческих. > Хвала пришедшему к нам как первородный Его. > Хвала Молчанию, сказавшему голосом Его. > Хвала Единому на высоте, явившемуся дневным светом Его. > Хвала Духовному, удостоившему принять тело, > для того, чтобы в нём ощутилась добродетель Его > и Он мог <бы> этим телом явить милосердие телам служителей Своих. > Слава Сокровенному, Чей Сын пришел въяве. > Слава Живому, чей Сын был умерщвлен. > Слава Великому, чей Сын снизошел и умалился. > Слава Силе, умалившей величие Свое до образа, > а <Свою> невидимую природу до зрака! > Взором и разумом мы увидели Его, увидели Его ими. > Слава Сокрытому, который открывается разуму тех, кто молится Ему.
<.....>
> В <ночь> сию да не будет ни один <человек ни гневен, ни> мрачен! > В <ночь> сию, <всё> миротворящую, > <никто да не угрожает, и не> досаждает! > Сия ночь принадлежит Сладчайшему: да не <удручается> в Нём <никто>! > В <ночь> сию, принадлежащую Смиреннейшему, > никто да не надмевается и не возносится! > В сей день прощения не станем взыскивать за досаждения! > В сей день радости да не распространим печали! > В день сей, столь сладкий, да не будем горькими! > В сей день мирного отдыха, да не станем яростны!
> В сей день, когда Господь пришел ко грешникам, > да не возносится <умом своим праведный> над грешником. > В сей день, когда снизошел Владыка всяческих к служителям Своим, > пусть господин положит милость снисхождения на раба своего! > В день сей, когда Богатый стал Нищим нас ради, > да разделит богатый стол свой с убогим! > В сей день пришел к нам Дар, хотя мы не просили Его! > Посему да одарим тех, кто просит слезно от нас.
> Сей день растворил врата вышние для молитв наших. > Да растворим и мы врата прегрешившим против нас > и просящих у нас извинения! > В сей день Владыка естества изменился преестественно, > да не раздражимся, и да изменим нашу злую волю. > Тело првязано к естеству, не может оно стать больше или меньше, > воля же власть имеет стать больше или меньше. > Днесь Божество напечатлелось на Человечестве, > да украсится Человечество отпечатком Божества! [ прп. Ефрем Сирин. из Гимна первого на Рождество Спасово. Перевод с сирийского: А.В. Муравьев www.krotov.info/acts/04/socrat/sirin_rozhdest.htm ]
+ + + свт. Иоанн Златоуст о праздновании именно 25 декабря (387 г.) www.krotov.info/library/i/zlatoust/02_01_09.html + + + свт. Григорий Назианзин. Слово 38 - На Богоявление или на Рождество Спасителя www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_014.htm + + + свт. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Слово на Рождество Христово www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/December/25-01.htm + + + ...вдруг невероятное оказывается невероятным в квадрате... (Я.К.; А.Ш.) www.messia.ru/rasylka/010/2503.htm#0 (+ссылки) +++ В.Н.Кузнецова: Иисус, Вифлеем, Ирод, звездочеты, звезда и дары www.messia.ru/rasylka/009/2357.htm#0 (+ссылки) +++ священник Владимир Зелинский: История Рождества www.messia.ru/rasylka/007/1729.htm#0 (+ссылки) +++ материалы о Рождестве на сайте о. Якова Кротова www.krotov.info/spravki/temy/r/rozhdest.html
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110107/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=1&day=7
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звёздам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!* (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота)) * * * *... пока наследник в детском возрасте, он, хотя и владеет всем, ничем не отличается от раба и до наступления срока, указанного отцом, находится под присмотром опекунов и управляющих. *Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира. Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас. И в подтверждение того, что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: "Абба! Отец!" Значит, ты больше не раб, ты - сын. А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Галатам, 4:1-7) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2638.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |