=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 13 марта 2011 г. ст.ст., суббота {3-ьей седмицы Великого Поста}. литургические чтения: Евр.10:32-38; Мк.2:14-17.
к евангельскому чтению: + Филипп Янси: шокирующая доступность Бога www.messia.ru//rasylka/007/1789.htm#0 (+ссылки!) + Что так возмутило фарисеев? www.bible-center.ru/note/20110326/orth
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=26; www.mospat.ru/calendar/2011/03/26
* 14 марта 2011 г. ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1 *.
к апостольскому чтению: + "Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости" www.messia.ru/rasylka/010/2533.htm#0 (+ссылки)
к евангельскому чтению: + священник Яков Кротов: уметь умирать www.messia.ru/rasylka/010/2534.htm#0 (+ссылки)
*а* о проведении Великого Поста
Третье воскресенье Поста и следующая за ним (четвертая) седмица "посвящается размышлению о Кресте и о значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее "с согласия", если не добровольно" (о. Александр Мень, см. www.alexandrmen.ru/books/gpost/gpost.html#g12, www.alexandrmen.ru/books/smertusm/provedvp.html).
> Мы не говорим о силе в Кресте отличной от той, благодаря которой > миры пришли в бытие, силы вечной и безначальной, ведущей творение > во все времена и непрерывно, божественно и превыше всякого знания, > в соответствии с волей Божества Его.
> Что же? Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как > она жила непостижимым образом в том ковчеге,{} которому Народ/6/ > поклонялся с великим благоговением и страхом, - жила, совершая в нём > чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его > даже Богом,/7/ то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы > на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нём. > Не только Народ почитал Его под этим именем, но и иные вражеские > народы: +Г`оре нам, ибо Бог Народа пришел сегодня в стан+./8/ > Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом > поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом > сознании присутствия Божия.
> --------------------------- > /6/ Т.е. народ израильский. > /7/ Ср. Числ.10:35-36. > /8/ Ср. 1 Цар.4:7.
> Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным > и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, > скрижалей Завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? > Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе > и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, > простершись на лице?/10/ Не были ли страшные откровения Божии/11/ > явлены в нём, вызывавшие почитание его? Ибо Шехина/*/ Божия жила > в нём - та самая, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда > и таинственно вселилась в Крест.
> --------------------------- > 10 Ср. Ис.Нав.7:6. > 11 Или "откровения страха Божия". * Шехина (евр.) - присутствие Божие, слава Божия (www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g06.htm#22)
> Не в меньшей степени явлена сила этой Шехины в знамениях и силах > Креста, чем в тех предметах, но даже в большей степени. Не были ли > все чудеса, описанные в Деяниях, совершавшиеся руками апостолов, > более великими, чем те, что совершались в древности? Кто > не принимает последних, тот не поверит и в первые./13/
> --------------------------- > 13 Иными словами, без веры в события, описанные в новом > Завете, невозможно полноценно воспринять и то, о чём говорит > Ветхий Завет; эта мысль является отголоском анти-иудейской > полемики
> Ибо многие силою Креста укрощали диких зверей, показывали > дерзновение перед лицом огня, ходили по водам, воскрешали мертвых, > останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой > местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек > течь в обратную сторону, обращали реки вспять.
> Да что говорить об этом? Даже сам сатана со всей его властью > страшится образа Креста,/15/ когда он начертывается нами против > него. Но и о том, что важнее <этого>, послушай. Предметы, которые > имели место в том служении,/16/ со всеми знамениями и силами, > происходившими в их присутствии, не могли искоренить даже малый > вид греха, тогда как в служении Креста грех сделался подобен > паутине, на которой висит нечто тяжелое, не могущее удержаться > на ней. И если смерть была столь страшна для человеческого > естества, то сейчас даже женщины и дети смеются над ней. Смерть, > которая царствует над всем, не только оказалась теперь легче для чад > веры, но и у язычников весьма уменьшился страх перед ней > по сравнению с тем, что было прежде./17/
> --------------------------- > 15 Или "крестного знамения". > 16 Т.е. вышеупомянутые предметы ветхозаветного богослужебного > обихода (ковчег, скрижали завета и пр.). > 17 Иными словами, религия Креста принесла миру иное отношение > к смерти: ее больше не боятся, как боялись в дохристианской > древности. Содержит ли этот текст Исаака ссылку на времена > мученичества, когда женщины и дети оказывались перед лицом > смерти? Христианское спокойствие перед лицом смерти, согласно > Исааку, оказало влияние и на языческий мир: отношение к смерти > стало менее драматичным.
> Почитаем Тот, Кто отменил Свой приговор нам через примирение, > совершенное Им ради нас. Благословен Тот, Кто восхотел открыто > явить в наши времена вечную любовь Свою, которую имеет Он > по отношению к твари.
> Ибо перед той деревянной конструкцией, о которой говорится, что > в ней жила Шехина Божия, поклонение, полное ужаса, было постоянно > воздаваемо Богу Моисеем и всем Народом.
> Как это так, что Бог сказал в Законе Народу через Моисея: > +Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу > или подобию+,/18/ - и однако же ковчег рукою плотников был построен, > и эти скрижали были высечены руками Моисея из горы и его перстом > надписаны? Но поскольку люди употребляли имя идолов по отношению > к тем предметам, они получали наказание, тогда как в <этом случае>, > поскольку славное и поклоняемое имя Божие было помещено на них, > сила Божия была явлена в них открыто./19/ Помощь и спасение через > них получали люди, и страшные знамения совершались в них > сверхъестественно.
> --------------------------- > 18 Ср. Исх.20:4-5. > 19 Преп. Исаак проводит различие между идолами как изделиями > рук человеческих и теми произведениями культового искусства, > которые создавались руками человеческими во славу имени > единого Бога. Иными словами, значение имеет не сам факт > создания того или иного предмета культа людьми, но то, кому > он посвящен.
> Такими же свойствами обладает Крест. Ибо сразу, как только > этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется > из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, > или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, > которая некогда обитала там,/21/ и наполняется ею и становится > местом божественной Шехины - даже в большей степени, чем ковчег./22/ > Как служение Нового Завета более досточестно перед Богом, чем то, > что имело место в Ветхом Завете, и как есть разница между Моисеем > и Христом, и как служение, которое получил Иисус, лучше того, > которое было дано через Моисея, и как слава человека более велика > и более прекрасна в творении, чем слава бессловесных предметов, > так же и этот образ,/24/ который теперь существует, намного более > досточтим по причине чести Того Человека, Которого от нас взяло > Божество в жилище Себе, и по причине того божественного > благоволения, которое есть в этом Человеке, ставшем полностью храмом > Его,/25/ - благоволения, отличного от того прообразовательного > благоволения, которое в древности было в бессловесных предметах, > прообразовавших, словно тень, будущие блага во Христе.
> --------------------------- > 21 Т.е. в ковчеге завета. > 22 Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей > специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, > как только он изготовлен, становится источником освящения > людей и местом божественного присутствия. > 24 Образ Креста. > 25 Ср. Ин.2:19-21. Христологический язык этого и следующего > абзацев соответствует традиционной восточно-сирийской > терминологии.
> Подобным образом если бы мы употребили другое имя по отношению > к изготовлению этой формы, мы получали бы наказание, когда бы > ни поклонялись ему, как те, которые тогда подменили поклонение Богу > идолопоклонством. Ныне же, поскольку это - во имя Человека, > в Котором живет Божество, о Котором постоянно говорится в Ветхом > Завете <...>, мы <верно воспринимаем всё это>./27/ Когда мы смотрим > на Крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое > есть образ того Человека, что был распят на нём, божественную силу > получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом > мире и в мире грядущем удостаиваемся - и всё это через Крест.
> --------------------------- > 27 Т.е. если бы христиане поклонялись Кресту как идолу, > они были бы наказаны; поклоняясь же ему как знаку присутствия > Божия, они понимают истинный смысл почитания Креста.
> Ибо и на крышку <ковчега>,/28/ которая была изготовлена из золота > и в которой сила Божия была явлена открыто, не дерзал священник, > когда только входил туда, поднять глаза свои и рассматривать ее, > так как страшная Шехина Божества была на ней, и более страшным > и досточестным был вид у нее, чем у всех прочих предметов, > составлявших часть этого служения./29/
> --------------------------- > 28 Ср. Исх.25:17; 21-22. > 29 Т.е. чем у прочих принадлежностей Скинии.
> Ибо говорят православные отцы,/30/ что тайну человечества Господа > нашего изображала эта крышка. Если же образ был так страшен, > насколько более страшно исполнение этих образов и тот самый > Первообраз,{} Которому принадлежат тайны и образы. Но там была > строгость и великий страх, которые требовались в том служении, > здесь же - милость. Ибо там всякий, кто проявлял дерзновение, > действуя беспечно по отношению к тем тайнам, образам и символам, > немедленно получал наказание, подобно тем, которые были сожжены > огнем своих кадильниц./32/
> --------------------------- > 30 Имеются в виду восточно-сирийские писатели Нарсай и Бабай > Великий, у которых встречается подобная интерпретация. > 32 Ср. Числ.16:35.
> Но поскольку здесь излилась благодать без меры, строгость > была поглощена милостью, и появилось дерзновение{} и родилась некая > беспечность - не настоящая, конечно же! - но преизбыток > дерзновения; а дерзновение обычно прогоняет страх, благодаря великой > милости Божией, которая изливается на нас во все времена.
> Для истинно верующих зрение Креста - не малая вещь, ибо все тайны > понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза > и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так > выражают они почтение к нему: видение его драгоценно для них > и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также > являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети > обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой > любви.
> И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к телу > Христову приближаемся <...>.
> И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу > сознательно восходим умом <.> на небо. Как бы благодаря некоему > невидимому и сверхчувственному видению и почтению по отношению > к человечеству Господа нашего поглощено сокровенное видение наше > неким созерцанием таинства веры.
> Поэтому мы не стыдимся называть Его/36/ также Господом, Спасителем > и даже Богом, ибо должны мы приносить молитву Ему как Создателю./37/
> --------------------------- > 36 Т.е. Христа как Человека. > 37 В этом и следующих абзацах преп. Исаак говорит о том, что > в христианской традиции получило название communicatio > idiomatum (лат. "взаимообщение свойств"), т.е. о неотделимости > свойств божественной природы в Иисусе от свойств человеческой > природы. Говоря об этом, преп. Исаак пользуется традиционным > языком своей Церкви, проводя различие между Богом Словом > и Человеком Иисусом, однако показывая, насколько тонко > это различие, которое вовсе исчезает "в поклонении": христиане > молятся Христу как одновременно Богу и Человеку.
> Всё это, как мы веруем, принадлежит тому Человеку, чей Крест > благоговейно почитается нами во имя Его и из-за Него; и всё, > что относится ко Кресту, говорится о Нём. Мы также без опасения > называем человечество/38/ Господа нашего, Который поистине > есть Человек, Богом, Создателем и Господом, и слова о том, что +Его > руками были устроены миры и всё было сотворено+,/39/ мы божественным > образом относим к Нему./40/ Ибо Тот,/41/ Кому принадлежит всё это, > добровольно вселился в Него/43/ и дал Ему честь Своего Божества > и власть надо всем, по причине благодеяний, которые тварь через Него > должна была получить и начало которым было положено на Кресте. > Также и ангелам приказал Он служить Ему, по словам блаженного Павла: > +Вводя Первородного во вселенную, Он сказал: "И да поклонятся Ему > все ангелы Божии".+/44/ Ибо Он даровал Ему быть поклоняемым вместе > с Собою без различения, единым поклонением: Ему - Человеку, Который > стал Господом, и Божеству равным образом. Хотя естества сохраняются > с их свойствами, нет никакого различия в чести.
> --------------------------- > 38 Т.е. человеческую природу. > 39 Евр.11:3. > 40 Как к Человеку. > 41 Бог. > 43 Человека. > 44 Евр.1:6.
> Ибо мы веруем, что всё, что относится к Нему,/45/ поднято > до Того,/46/ Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он/47/ > участвовал в этой славе. Через Крест стало известным для нас > всё это, и точное знание о Создателе получили мы через этот предмет, > который столь презренным считают неверующие.
> --------------------------- > 45 Человеку Иисусу. > 46 Бога Слова. > 47 Иисус.
> Во Христе поистине удостоены любви Создателя и любви друг к другу > все <разумные> существа - ангелы и люди равным образом,{} > ради единого исповедания единого Бога, Господа всего.
> Ибо Крест - это одеяние Христа, точно так же, как человечество > Христа - одежда Божества Его. Так Крест служит образом, ожидая > времени, когда истинный Прообраз будет явлен: тогда те предметы > будут не нужны. Ибо Божество живет в человечестве неотделимо, > без конца и навеки, то есть без ограничения. Поэтому мы смотрим > на Крест как на место Шехины Всевышнего, святилище Господне, океан > тайн домостроительства Божия.
> Этот образ Креста являет нашему оку веры тайну двух Заветов, > как было показано выше в своем месте. Ибо это также печать > домостроительства Спасителя нашего.
> Когда бы ни смотрели мы на Крест таким образом,/49/ с утихшими > мыслями,/50/ собирается и встает перед внутренними очами нашими > воспоминание всецелого домостроительства Господа нашего.
> --------------------------- > 49 <...> т.е. понимая, что во Христе есть две природы - > божественная и человеческая. > 50 Букв. "движениями".
> Тот, в Ком +<воплотилась и обитает вся полнота Божества>+,/51/ > как человек входил в двери грешников, +презренный и умаленный+ > перед людьми, не имевший +ни величия, ни вида+, по словам > Исаии-пророка./52/
> --------------------------- > 51 Кол.2:9. > 52 Ис.53:2-3
> О чудо! Создатель в человеческом облике входил в дом мытарей > и блудниц, и когда они благодаря Ему{} обращались к Нему, Он убеждал > их, давая им уверенность в примирении с Ним посредством учения > Своего. И слово истины запечатлел Он истинными свидетельствами > в силах и знамениях. И красотою вида Его и любовью Его привлечена > была вся вселенная к единому исповеданию Бога, Господа всех, > и знание о едином Создателе было посеяно в каждом человеке.
> И наконец все, кто приняли учение Его, утвердились в надежде, > которую Он дал им, благодаря тому, что Своей собственной Кровью > запечатлел слова Свои, сказанные им. Смертью Своей и воскресением > Своим утвердил Он двенадцать мужей, которые из всего рода Адамова > для этого служения были избраны по предведению Господа. И среди > неизреченного великолепия Он/54/ поднял Его к Себе на небо - > на то место, куда не ступала ни одна тварь, но куда Он пригласил > Своим собственным действием все <разумные> существа, ангелов > и людей - к тому блаженному Входу, чтобы наслаждаться в божественном > свете, в который облачен Человек,/55/ исполненный святости и в чести > и сиянии неизреченном пребывающий теперь с Богом.
> --------------------------- > 54 Бог Отец. > 55 Синтаксис данного предложения позволяет понять его смысл > двояким образом: либо речь идет о "свете, в который облаче > человек (т.е. Христос-человек)", либо о "свете, в котором > (пребывает) Тот, Кто облачен в человека > (т.е. Христос-Богочеловек)". Последнее понимание > не противоречит словоупотреблению Исаака и восточно-сирийской > традиции; однако первое кажется нам более соответствующим > смыслу данного отрывка.
> Таковы тайны, которые несет в себе святой образ Креста: это причина > <чудес>, которые Создатель совершает через него для всего мира. > Таков образ, которому мы с радостью поклоняемся и который почитаем: > от вечности отмечен Он был в сознании Создателя, чтобы через этот > образ Он мог дать всякому познание славы Его и свободу, которую > намеревался Он прибрести через него для всего человечества.
> Благословен Бог, Который посредством материальных предметов > на всякое время таинственно приводит нас к знанию невидимости Своей; > Он сеет и напечатлевает в разуме нашем память о заботе Его о нас > во всех поколениях, посредством видимых форм связывая разум наш > любовью к сокровенности Его.
> Да возвеселятся сердца наши в тайнах веры, которыми мы обладаем; > возликуем о Боге, Который так много заботится о нас. Войдем > созерцанием разума нашего в это восхитительное дело, которое > Он предпринял ради нас. Возрадуемся в надежде, которая открылась > нам, чадам Христовым, в тайне Нового Завета, который мы получили > через Него.
> <Достоин поклонения> Бог, Который ради нашего спасения делает всё > в мире, чтобы приблизить нас к Себе прежде, чем откроется то будущее > состояние, в котором мы получим блага, достойные сынов Божиих.
> <Достойна поклонения> тайна силы Креста, даровавшего нам всё это. > Ангельского знания удостоились мы через него благодаря силе, > посредством которой всякая тварь была сотворена - как видимая, так > и невидимая.
> Всяких хвалений, прославлений и славословий достойно божественное > Естество, Которое сотворило нас, дало нам <всё это> и даст нам > другие: Ему да будет поклонение, честь и <слава> во веки веков. > Аминь.
[ Преподобный Исаак Сирин. О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. новооткрытые тексты (Перевод с сирийского, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)) Беседа 11 (О созерцании тайны Креста...) www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g12.htm (3-35) ]
+ + + преподобный Макарий Египетский. «Велико отличие между христианами и людьми мира сего» www.messia.ru/r2/5/d03_036.htm#0 (особенно с п. 7) + + + свящ. Александр Шмеман: Крест Христов. Грех как потребительство www.messia.ru/rasylka/007/1790.htm#0 (+ ссылки: В.Н. Кузнецова; прп. Макарий Великий; митр. Антоний (Блум); свящ. Г. Чистяков; Ж.-Р. Буше; Цезарий Арльский и др.) + + + М. Завалов: свой крест www.messia.ru/rasylka/009/2390.htm#0 (+ ссылки: свящ. А.Шмеман; С.С.Аверинцев; митр. Антоний (Блум); сщмч.Серафим (Чичагов)) + + + Савонарола. Об искусстве хорошо умирать krotov.info/library/18_s/av/savon.html
------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.16:24-28; Лк.9:23-27; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86 )
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=27; www.mospat.ru/calendar/2011/03/27
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Не теряйте мужества, оно приносит великую награду. Вам нужна стойкость, чтобы исполнить волю Бога и получить обещанное. 'Ведь осталось еще чуть-чуть, и придет Тот, кто должен прийти - Он не замедлит. Мой праведник будет жить, / потому что он верит, но тот, кто отступится, / не угоден душе Моей'.* (Евр.10:35-38/*/) * * * *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной воле - первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: 'Ты - Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты - Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10/**/) * * * «Не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, <...>, но время и случай для всех их».(Ек.9:11) *********************************************
/*/ из апостольского чтения субботы. /**/ включает апост. чтение воскресенья. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2666.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |