=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
|>(39) 12* Есть еще у меня что рассказать тебе, |> ведь я полон, словно луна в полнолуние. |> 13 Выслушайте меня, благочестивые сыновья, |> и цветите, словно у ручья роза, |> 14 словно ладан, издавайте благоухание, |> расцветайте цветами, как лилия, |> аромат испускайте и песнь пойте, |> благословляйте Господа всеми делами. |> 15 Имени Его придайте величие, |> благодарите Его, прославляя |> пением и арфы звуками. |> Так говорите, благодаря Его: |> 16* "Всё, что сделал Господь, прекрасно, |> всякое повеление исполнится вовремя". |> Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?" |> В свое время на все вопросы дадутся ответы. |> 17* По слову Его воды сгустились, |> по Его повеленью возникли для них хранилища. |> 18 Когда Он велит, воля Его совершается, |> не умалить никому Его спасительной силы. |> 19* Все дела смертных перед Ним проходят, |> невозможно от глаз Его укрыться. |> 20 От века до века Он на всё взирает, |> * нет для глаз Его ничего удивительного. |> 21 Пусть никто не спрашивает: "Что и зачем это?" |> Ведь всё создано для собственной цели. |> |> 22 Благословение Его словно река, |> щедро поящая иссохшую землю. |> 23 Но как воды Он сделал солеными, |> так и язычники гнев Его испытают. |> 24 Пути Его для набожных прямы, |> а для грешников — ухабы и рытвины. |> 25 Как для добрых добро сотворено изначально, |> так и зло — для грешников. |> 26 Главное из всех потребностей человека: |> вода, огонь, соль, железо, |> мука, молоко и мед, |> сок виноградный, масло, одежда — |> 27 всё это благочестивым на благо, |> но для грешных во зло обратится.
<...>
|> 32* В этом я убежден изначально, |> всё обдумав, изложил в письменном виде: |> 33 "Все дела Господни прекрасны, |> всякую нужду Он в свое время исполнит". |> 34 Пусть никто не говорит: "Это того хуже" — |> всё в свое время признают хорошим. |> 35 И теперь воспойте Его всем сердцем, |> восхвалите устами имя Господа! |> |> |> 40 1* Тяжкий труд — удел всякого человека, |> бремя тяжелое для сынов Адама |> со дня исхода из чрева матери |> до дня возвращения к всеобщей матери: |> 2* тревожные мысли и страх в сердце — |> ожидание дня кончины. |> 3 Сидит ли кто на роскошном троне, |> лежит ли повержен на землю, в прахе, |> 4* носит ли пурпур и корону |> или одет в мешковину, |> удел его — гнев и зависть, тревога и смута, |> страх смерти, негодование, распри. |> 5* Даже в час отдыха, в постели, |> ночью сон его разум смущает. |> 6 Да и мало, почти совсем не имеет покоя: |> он и во сне, как и днем, на страже: |> он смущен ночными видениями, |> он как будто бежит с поля битвы, |> 7 но, безопасного места достигнув, |> вдруг ото сна пробуждается, |> дивясь беспричинному страху. |> 8 Так бывает со всеми — с людьми и скотиной, |> но у грешников всемеро больше: |> 9* смерть, кровь, ссоры и меч, |> несчастья, голод, разрушенья, удары — |> 10 всё это создано для беззаконных, |> из-за них и потоп случился. |> 11* Всё, что есть на земле, возвратится в землю, |> что в воде — то в море почиет.
------------------------------------- > 39.12-35 =Деяния Господа.= Этот раздел состоит > из псалма, благословения и благодарения Богу за Его великие > благодеяния. И темы, и слова сходны с Пс 33(32) > (ср. также Иов 9; 38), они также присутствуют > в егип. литературе мудрости. (В Синодальном переводе это стихи 15-42 - Прим. редактора рассылки.)
> 39.12-16 <(15-22)> Призыв к ученикам воздать славу > и благодарение.
> 39.12 Образ +луны в полнолуние+ см. в 50.6.
> 39.16 <(21)> Бог творил мир и говорил "хорошо" (Быт 1.31). > Эти слова будут повторены в ст. 33. Так как Бог всемогущ > и всеведущ, не следует задавать преждевременные вопросы, > ответы на них будут даны, но в свое время.
> 39.16-31 <(21-38)> Это ответ Сираха скептикам своего времени. > Бог не сотворил ничего дурного, но люди превратили хорошие > вещи в дурные во вред себе. Сирах верит в рациональное > устройство мира, отчасти напоминающее греческие представления > о врожденной идее справедливости во вселенной.
> 39.17 <(23)> +сгустились+ — дословно: "стали как груды". > Вероятно, указание на разделение воды и тверди (Быт 1.6; > Пс 33(32).6-7), переход через Красное море (Исх 14.21-22) > и через Иордан (Нав 3.16). +Хранилища+ — вероятно, облака > (ср. Пс 104(103).6-13).
> 39.19 <(25)> Ср. 16.17; 17.15-19; 23.19.
> 39.20б <(26б)> Евр. текст: "Есть ли пределы Его знанию?" > там находятся д`ухи [вероятно, ветры] отмщения для наказания > людей".
> 39.32-35 <(39-42)> Эти стихи имеют большое сходство > с предыдущими: ст. 32 со ст. 12; ст. 33-34 со ст. 16; ст. 35 > со ст. 15.
> 40.1-11 =Страдания.= Здесь мысль Сираха контрастируете > предыдущей. Страдают не только грешники, но и праведные, > участь всех людей не только смерть, но и страдания. Но Сирах > не ставит вопрос о причине невинного страдания. Раньше > он говорил, что страдания посланы для испытания или > для воспитания, здесь же он лишь утверждает, что грешники > страдают гораздо больше остальных людей. Такой > пессимистический взгляд характерен также для егип., греч. > и позднейшей раввинистической литературы, особенно > для ветхозаветных апокрифов. Ср. также Иов 7.1-6; 14.1-6; > Пс 90(89).4-10.
> 40.1 +к всеобщей матери+ (дословно: "матери всех") — т. е. > в землю. Выражение "возвратиться к матери всех" было > и у греков, и у евреев и означает смерть. Под матерью-землей > понимается "материнская утроба", эвфемистическое описание > шеола.
> 40.2 Самое страшное для человека не сама смерть, но > ее ожидание. Стих отсутствует в евр. тексте.
> 40.4 +пурпур и корону+ — в евр. тексте: "кидар и эфод", т. е. > принадлежности первосвященника (см. Исх 28.36-37).
> 40.5 Ср. Екк 2.22-23; Пс 91 (90).5; Иов 4.13-14; 7.13-14.
> 40.9-10 Ср. 39.29-30; Ис 51.19; Иез 5.16-17. О +потопе+ > см. Быт 6-8.
> 40.11 Ср. 41.10; Быт 3.19; Иов 34.15; Пс 146 (145).4. В евр. > тексте: "что сверху — наверх возвращается", т. е. дыхание > жизни, дарованное Богом, возвратится к Богу (ср. Екк 12.7).
* * *
|>44 1* Так восхвалим мужей прославленных, |> отцов народа в их поколениях. |> 2* Господь сотворил много славного, |> издревле Его величие. |> 3 Одни правили в своих царствах, |> мужи, именитые силою, |> дававшие советы разумные, |> пророчества возвещавшие, |> 4 народа правители, в совещаниях |> наставлявшие знанием и разумом: |> мудрые слова в их наставлении. |> 5 Одни сочиняли музыку, |> слова стихами слагали. |> 6 Были люди богатые, одаренные силою, |> мирно жившие в своих жилищах. |> 7 Все они славны, каждый в своем поколении, |> и ими гордились в их время. |> 8 Одни из них после себя имя оставили, |> и его восхваляют в рассказах. |> 9* Есть и такие, что не оставили памяти, |> исчезли, как будто и не было, |> как будто они никогда не рождались. |> Так и с детьми их позже случилось. |> 10* Но другие были мужами милости, |> не забыты их праведные деяния. |> 11 К детям перешло их процветание, |> к их потомству — наследие доброе. |> 12 Потомство их твердо в заветах, |> такими же будут и их дети. |> 13 До скончания века будет жить их потомство, |> добрая слава о них не изгладится. |> 14 Их тела похоронены были в мире, |> имя их будет жить в поколениях. |> 15 О мудрости их расскажут народы, |> возвестят похвалу им в собрании. |> |> 16* Енох по нраву был Господу и взят на небо, |> образец раскаяния для всех поколений. |> 17* Ной был признан совершенным праведником, |> умилостивил Господа в дни гнева. |> Вот почему выжил остаток, |> когда на землю потоп обрушился. |> 18* С ним заключен договор навеки: |> впредь всё живое не истребится потопом.
------------------------------------- > 44.1-50.29 =Слава Божья в истории.= Похвала великим мужам > Израиля — от Еноха до первосвященника Симона. Жанр хвалы > известен издавна; ср. Неем 9; Пс 78(77); 105(104); 135(134); > 136(135); Прем 10-12; ср. также Деян 7; Евр 11. Как природа > восхваляла своего Создателя послушанием Ему, так и Израиль > восхваляет Его своей жизнью, он — вершина Божьего творения.
> 44.1-15 Введение.
> 44.1 Прославленные мужи в евр. тексте названы «мужами > милости», это значит, что Бог излил на них Свою милость > (ср. ст. 10). Милость по-еврейски — «х`есед»: от этого слова > возникнет название благочестивых людей времен Маккавейского > восстания — хасидов. К этим мужам была обращена милость Бога. > +В их поколениях+ — т. е. в хронологической > последовательности.
> 44.2 Величие этих людей — тоже дар от Господа.
> 44.9 То ли потому, что они были неверны Богу, то ли не всех > людей помнят.
> 44.10 +мужи милости+ — см. прим. к 44.1.
> 44.16 =Енох= — его имя упомянуто дважды (см. 49.14). В евр. > тексте и сир. пер. стих опущен и список начинается с Ноя. > Енох — фигура, окруженная легендами. В Быт 5.24 сказано, что > не нашли его, потому что Бог взял его. Обычно так говорилось > о смерти, но эти слова были поняты как указание на то, > что Енох был взят живым на небо. +Раскаяния+ — вероятно, > ошибка переводчика или переписчика, так как в евр. тексте: > «знания», т. е.мудрости. Считалось, что Енох удостоился > лицезрения Божественных тайн; под его именем написаны > апокрифические книги, самой известной из которых является > 1 Книга Еноха; она даже цитируется в Новом Завете как Писание > (см. Иуд 14). Енох пользовался большой популярностью > в евр. апокалиптической и раннехристианской литературе > (см. Евр 11.5).
> 44.17-18 =Ной.= См. Быт 6.9-8.19; Евр 11.7; 1Петр 3.20.
> 44.17 Он назван +праведником+ в Быт 6.9. См. также Евр 11.7 > где говорится, что он был спасен за веру и праведность. > +Дни гнева+ — Бог разгневался на грешников и уничтожил их > потопом. +Остаток+ — о «святом остатке» см. Ис 4.3.
> 44.18 О +договоре+ с Ноем см. Быт 8.20-22; 9.8-17.
[ Мудрость Иисуса Сираха. Перевод и комментарии В.Н. Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006. ]
* * *
|> Величайте ГОспода, Божьи сыны, |> величайте Господню славу и мощь! |> 2 Величайте славу Господнего Имени! |> Падите ниц пред ним во славе Его святой! |> 3 Голос Господа - над водами, |> Бог славы громом гремит, |> Господь - над просторами вод! |> 4 Голос Господа - сама мощь, |> Голос Господа - величье само, |> 5 Голос Господа валит кедры, |> Господь валит кедры Ливанские! |> 6 Заставляет горы скакать! |> Скачут горы Ливана словно бычок, |> Сирионские горы - как юный тур. |> 7 Голос Господа высек искры огня. |> 8 Голос Господа пустыню заставил дрожать, |> Господь дрожать заставил пустыню Кадеш. |> 9 Голос Господа сотрясает дубы, |> обнажает леса. |> Пусть скажут все в Его Храме: |> "Слава!" |> 10 Над бескрайними водами восседает Господь, |> Господь на престоле, Он царь навек. |> 11 Господь даст силу народу Своему - |> благословением Свой народ одарит!
[ Псалом 28. // Новый Завет. Псалтирь. Притчи: Современный русский перевод - М.: РБО, 2011. ]
К теме потопа (Быт.7:11-8:21): - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - + "Что может праведник? И чего стоит праведность?" www.bible-center.ru/note/20110324/orth + свящ. Александр Мень: Почему Бог терпит зло? www.messia.ru/rasylka/004/731.htm#0 + "Зло", "Страдание" в тематич. указателе "Библиотеки Якова Кротова": www.krotov.info/spravki/temy/z/zlo.html www.krotov.info/spravki/temy/s/stradanie.html + Н.Бердяев: "Отношение христианства к страданию двойственно и парадоксально..." а) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_05.html#5 б) www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_08.html#страд + Виктор Франкл: О смысле страдания www.krotov.info/library/f/frankl/sm_strad.html - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * - * -
К чтению четверга - Ис.11:10-12:2: + митрополит Сурожский Антоний: сострадание. "Я слеп, Господи!" www.messia.ru/rasylka/007/1787.htm#0
К паремии пятницы - Ис.13:2-13: + свт. Григорий Богослов: Лучше уступить над собой победу с пользою... www.messia.ru/rasylka/007/1788.htm#0
К паремии четверга из Притч - 10:1-22 (www.messia.ru/r3/pr/10-13.htm#10:1): + Томас Мертон: Чтобы речь стала осмысленной... www.messia.ru/rasylka/008/2147.htm#0
+ Протопр. Александр Шмеман: ВЕЛИКИЙ ПОСТ - возвращение к библейским корням www.messia.ru/rasylka/005/1108.htm#0
Эти дни в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=24; www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=3&day=25;
www.mospat.ru/calendar/2011/03/24; www.mospat.ru/calendar/2011/03/25
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе. Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти. Не оставит Господь праведника голодным, но отвергнет алчущего нечестивца. От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство. Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор. Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие. Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет. В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды. Кто идет прямой дорогой, тот спокоен, а кто петляет - тот и попадется. Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды. Уста праведника - живительный родник, а на устах нечестивых - насилие. Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи. На устах разумных обретается премудрость, а для спины несмышленых найдется розга. Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению. Для богатого достаток - словно крепость, а для бедных нищета - как пепелище. Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха. Следовать наставлениям - вот путь жизни, а если презираешь упреки - заблудишься. Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп. При многословии не миновать греха, а кто скуп на слова, тот разумен. Язык праведника - что отборное серебро, а много ль ст`оит сердце нечестивца? Слов`а праведного оберегают многих, а глупцов губит собственная дурость. Благословение Господне тебя обогатит, ты с ним горя знать уже не будешь.* (Пр.10:1-22, пер. РБО - чтение четверга) *********************************************
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2665.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |