=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Выпуск посвящен паремиям (богослужебным чтениям из Ветхого Завета) 5-й и 6-й седмиц Великого Поста.
К Ис.37:33-38:6 (пн 5й седм.) + Болезнь, посылаемая Богом www.bible-center.ru/book/isaiah/004/000
* * *
к паремиям вт 5-й седм.: * свящ. Александр Мень: Завет Бога с Аврамом. Обетование www.messia.ru/rasylka/003/395.htm#0 * Луи Буйе: Завет Божий. Пророки www.messia.ru/rasylka/004/742.htm#0
* * *
> 1 Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему > и сказал:
> — Я Бог Всесильный. Живи пред лицом Моим и будь непорочен. > 2 Я заключу с тобою договор и дарую тебе множество потомков.
> 3 Аврам пал ниц, и Бог сказал:
> 4 — Ныне Я заключаю с тобой договор. Ты станешь прародителем многих > народов. 5 И имя тебе будет не Аврам, но Авраам, ибо Я сделаю тебя > прародителем многих народов.
> 6 Многочисленным сделаю Я твой род: > целые народы произойдут от тебя > и царями будут твои потомки!
> 7 У Меня будет договор с тобой и с твоими потомками — договор > навеки, из рода в род: Я буду твоим Богом и Богом твоих потомков. > 8 Я отдам тебе и твоим потомкам эту землю, в которой ты сейчас > переселенец, — всю землю ханаанскую Я отдам твоим потомкам в вечное > владение и буду их Богом.
> 9 Бог сказал Аврааму:
> — Но и ты должен соблюдать договор со Мною, а после тебя > твои потомки, из рода в род.
(Быт.17/&&/, паремия среды 5-й седмицы)
> В чём же сила завета? Буду, говорит, > Богом твоим и потомков твоих после тебя. > Св. Иоанн Златоуст
> О завете Библия говорит часто и много. И это естественно: > ведь завет как союз с Богом — это не одномоментный акт, это процесс, > развивающийся и углубляющийся, который ведёт ко всё более тесным > и интимным отношениям между Богом и человеком. Можно было бы > сказать, что вся библейская история — это история углубления завета. > Но что означает здесь это «углубление»? Очевидно, что понимание > союза с Богом как взаимообязывающего соглашения, действительно > напоминающего отношения правового порядка, характерно > для религиозного сознания во все времена. Связано это, вероятно, > с тем, что вовсе времена находилось немало людей, которых > такие отношения вполне устраивали. И Бог, приближаясь к человеку, > начинает тоже с чего-то похожего — будь то отдельный человек, > как Авраам, которому Он обещает новую родину и великое будущее > в неведомой земле, или целый народ, как бежавшие из Египта евреи, > которым Он обещает «землю, текущую молоком и мёдом» при заключении > завета на Синае. При таком союзе вопрос о том, что Бог даст Своим > людям в обмен на верность Себе, оказывается вполне естественным. > Более того, в известном смысле дары Божии оказываются здесь своего > рода знаком того, что договор действительно заключён и исполняется. > Но в дальнейшем, когда понятие союза с Богом углубляется, становится > понятно, что такое внешнее понимание завета — лишь начало. > А в конце — то, что открывает Бог Аврааму: залог союза между Мною > и тобою — Я Сам. Я Сам буду с тобой, — говорит Бог Аврааму, — > с тобой и с твоими потомками, с твоим народом, и это будет лучшим > Моим даром тебе. И это действительно так: пока Бог не оставил > человека, всё действительно нужное ему у него будет. Много позже > Иисус скажет Своим ученикам: «Ищите прежде Царства Божия и правды > его, и это всё (т.е. то, чего ищет мир) приложится вам».
[ Общество друзей Священного Писания Бытие (в помощь изучающим Священное Писание) www.bible-center.ru/book/genesis/004/002 ]
к паремии ср 5-й седм. - Ис.41:4-14: www.messia.ru/rasylka/007/1799.htm (перевод библейского текста и комментарии А. Э. Графова)
* * *
К чтениям из книги Бытия, предусмотренным православным календарем для пятой седмицы Великого Поста свящ. Яков Кротов: религия, вера, любовь www.messia.ru/rasylka/008/2160.htm#0 (+ссылки) митр. Антоний Блум: Разве у Авраама больше сострадания к грешникам, чем у Бога? (Быт.18:20-33) www.messia.ru/rasylka/003/397.htm#0
К чтениям из книги Притч, предусмотренным православным календарем для пятой седмицы Великого Поста 'Страх перед Господом – прибежище сынам' www.messia.ru/rasylka/008/2161.htm#0
К чтениям из книги пророка Исаии, предусмотренным православным календарем для 5-ой седмицы Великого Поста + Болезнь, как знак свыше * что же привлекает людей в их богах? * Новая песнь * Тайна Его любви к нам www.messia.ru/rasylka/008/2162.htm#0 (+ссылки)
* * *
К паремии пн 6-й седмицы из Бытия: + "При чтении рассказа о благословении Иакова естественным образом возникает целый ряд вопросов" www.bible-center.ru/book/genesis/005/000
* * *
> 1 — Кричи во весь голос, не сдерживай крика, > пусть он будет громким, как звук трубы! > Возвести Моему народу его грех, > возвести сынам Иакова их вину!
> 2 Каждый день они взывают ко Мне, > хотят постичь Мои пути — > словно народ, что поступает по правде, > не забывает законов Бога своего. > Просят они у Меня справедливых решений, > хотят, чтобы Бог был ближе. > 3 "Мы постимся — а Ты и не смотришь, > мы смиряем себя — а Ты и знать не желаешь?!"
> Вы и в день поста творите, что хотите, > угнетаете работников своих. > 4 Вы поститесь — и множатся раздоры и распри, > вы жестоко бьете людей кулаками. > Пока вы поститесь так, > не будет голос ваш услышан на высотах! > 5 Разве таков пост, которого Я хочу, > день, когда человек смиряет себя? > Склонять голову, словно тростник, > лежать на дерюге, в пыли, — > вы зовете это постом, > днем, что угоден Господу?
> 6 Пост, которого Я хочу, таков: > снимите узы несправедливости с человека, > с его шеи снимите ярмо! > Порабощенным даруйте свободу, > всякое ярмо уничтожьте! > 7 С голодным поделись едой, > бедняков бездомных к себе домой приведи. > Увидишь нагого — одень его; > не отворачивайся от своих родных. > 8 Тогда воссияет твой свет, как заря, > и быстро наступит твое исцеленье. > Перед тобою пойдет избавленье твое, > а позади — слава Господа, как защита. > 9 Тогда ты к Господу воззовешь — и Он ответит, > позовешь на помощь — и Он скажет: "Я здесь!"
> Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь, > перестанешь показывать пальцем и клеветать, > 10 и ради голодного пожертвуешь всем, > и дашь угнетенным всё, что им нужно, — > вот тогда вспыхнет во тьме твой свет > и твой мрак превратится в яркий полдень. > 11 Будет Господь вести тебя всегда, > даже на землях сухих Он даст тебе всё, > укрепит Он тело твое. > Ты станешь как орошенный сад, > как неиссякающий источник.
(Ис.58/&/, паремия среды 6-й седмицы)
> Избранные Всевышнего
> Если Бог кажется настолько чуждым грешному человеку, которого > Он снова берет в Свои руки, если узы, соединяющие этого человека > с Богом, кажутся ему столь тяжкими и если человек, впавший > в тревогу, считает себя столь быстро покинутым Своим Спасителем, > то это не потому, что:
> +рука Господа слишком коротка, чтобы спасать, а ухо Его слишком > туго, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение > между вами и Богом вашим, и грехи ваши скрывают лицо Его > и мешают Ему услышать вас+(*) (Ис 59,1-2). > +Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но, > как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли > Мои выше мыслей ваших+ (Ис 55,8-9).
> Но каковы же эти высшие пути и запредельные замыслы?
> +Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – > Святый имя Его: 'Я живу на высоте небес и во святилище, > и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять > дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных'+ (Ис 57,15). > +'Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же > построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо > всё это соделала рука Моя и дала ему быть, – говорит Ягве. – > А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом > и на трепещущего пред словом Моим+ (Ис 66,1-2).
> Именно потому, что Бог всемогущ, Он не принимает никакого > возвеличивания человеков.{} Если человек чуть поднимается над стадом > и его окружают льстивыми хвалами, на Бога это не производит никакого > впечатления. Такие люди получают на земле награду свою, > {См. Лк 6,24; 16,25; Пс 16.14; 72,12.17-20} а сердце Бога остается > чуждым их радостям. Но если некоторые люди попираются {См. Ам 5,11; > Пс 35,12} теми, кто стремится возвыситься, и отбрасываются далеко > прочь от источников жизни {См. Иез 34,17-21} теми, кто хочет > упиваться ею, то сердце Бога исполняется жалостью к Своим угнетенным > детям, и Он требует вернуть им право на жизнь, потому что > Его сердце – это сердце Отца.
> Он скажет: "Вот Я"
> Где же можно встретить этого Бога Всевышнего, недоступного человеку? > У изголовья Его умирающих сыновей, растоптанных своими собратьями, > в темнице для рабов, всеми покинутых в одиночестве. Тот, кто > с братской любовью приблизится ко всем этим неузнанным детям Отца, > с удивлением обнаружит Того, Кого он напрасно искал всюду, начиная > от неба гнозиса и кончая безднами аскезы. В самом деле:
> +Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи > узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое > ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных > введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, > и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, > как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, > и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Ягве будет > сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Ягве услышит; > возопиешь, и Он скажет: "Вот Я!" (Ис 58,6-9).
> Тогда ты откроешь, что:
> +всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот > не познал Бога; потому что Бог есть любовь+ (1 Ин 4,7-8).
> Теперь мы понимаем, что хочет сказать Осия, когда свидетельствует, что:
> +Суд у Господа с жителями земли этой, потому что нет > ни верности, ни милосердия, ни Богопознания в стране, и клятвы > лживы. Совершаются убийства, кражи и прелюбодеяния; царит > насилие, и кровопролитие следует за кровопролитием. Вся страна > в трауре, и все жители ее изнемогают; звери полевые и птицы > небесные и даже рыбы морские гибнут... Народ Мой погибает > из-за недостатка вЕдения+(*) (Ос 4,1-3 и 6)
[ Доминик Бартелеми. Из книги: Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. www.messia.ru/r2/5/b16_142.htm (Цитаты из Библии, отмеченные (*), отличаются от Синодального перевода.) ]
+ "Прежде всего, конечно же, речь идёт о посте" www.bible-center.ru/book/isaiah/005/002
к чтению среды 6-й седмицы чтению из кн. Притчей www.messia.ru/rasylka/007/1806.htm (Перевод и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной)
к чтению этого дня из Бытия: + "История Иосифа нередко представляется читателю красивой восточной сказкой..." www.bible-center.ru/book/genesis/005/002 + "Прощение Иосифа – значительная веха в восхождении человеческого духа из бездн первородного падения" www.bible-center.ru/note/20050420/orth
* * *
> 33 Дав сыновьям такой наказ, Иаков лег на постель и скончался, > и отошел к праотцам.
> 50 1 Иосиф припал к телу отца и, рыдая, целовал лицо усопшего. > 2 Своим слугам-врачам он велел набальзамировать тело Израиля. > 3 Сорок дней, как положено, врачи бальзамировали тело, и семьдесят > дней египтяне оплакивали усопшего. 4 Когда время траура кончилось, > Иосиф попросил приближенных фараона:
> — Сделайте милость, скажите фараону, 5 что мой отец взял с меня > клятву: когда он умрет, я должен похоронить его в Ханаане, > в усыпальнице, которую он заранее приготовил для себя. Я прошу > позволения пойти и похоронить отца — а потом вернусь.
> 6 И фараон разрешил:
> — Иди и похорони отца. Выполни клятву.
> 7 Иосиф отправился хоронить отца, и с ним пошли все вельможи > фараона, и все старшие сановники, и все старейшины земли египетской, > 8 и вся семья Иосифа, и все его братья, и весь его род — в земле > Гошен остались только их дети и скот. 9 И колесницы сопровождали > его, и конница, и великое множество народа.
> 10 Дойдя до Г`орен-Ат`ада, что за Иорданом, они подняли там великий > и горький плач — семь дней оплакивали они Иосифова отца. > 11 Ханаанеи, жившие в той земле, увидели траур в Горен-Атаде > и воскликнули:
> — Как горько плачут египтяне!
> (Потому-то и называется это место за Иорданом Ав`ел-Мицр`аим.)
> 12 Сыновья выполнили волю отца: 13 принесли его тело в Ханаан > и похоронили в пещере на поле Махпела, что некогда было куплено > Авраамом у Эфрона-хетта как место для погребения — неподалеку > от Мамре. 14 После похорон Иосиф, его братья и все сопровождавшие > вернулись в Египет.
> 15 Теперь, после смерти отца, братья Иосифа задумались: "А что если > Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое > мы ему причинили?" 16 И они велели передать Иосифу:
> — Перед смертью отец завещал 17 сказать тебе: "Прошу тебя, прости > братьям их грех, их вину — то зло, которое они тебе причинили". > Так прости же нас, ведь мы рабы твоего `отчего Бога!
> Иосиф плакал, слушая эти слова.
> 18 Братья пришли, простерлись перед ним на земле и сказали:
> — Отныне мы твои рабы!
> 19 — Не бойтесь, — ответил Иосиф. — Разве я Бог? 20 Вы замышляли > против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: > сколько людей спасено из-за этого! 21 Не бойтесь. Я буду > заботиться и о вас и о ваших детях.
> Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.
(Быт.49-50/&&/, из паремии пятницы 6-й седмицы)
> Вот, человек, столько пострадавший, теперь > господствует, а те, которые так поступали с братом, > просятся в рабство к тому, кого прежде они сами > продали в рабство. > Св. Иоанн Златоуст
> И снова перед нами — тайна промысла Божия. Бог обращает зло > во благо — это чудо; но ещё большее чудо — сердце праведника, > не помнящего зла. В сущности, Иосиф, не знавший Евангелия, > поступает с братьями так, как призывает Иисус христиан поступать > с теми, кто делает им зло. И если даже сегодня для нас это далеко > не просто, можно лишь догадываться, насколько сложно и странно > это было тогда. Мир жил по другим законам, и по этим законам > братьям Иосифа не приходилось ожидать от него ничего хорошего > после того, что они с ним сделали. Но Иосиф делает нечто совершенно > неожиданное: он прощает своих братьев, прощает совершенно > по-христиански, от сердца, а не так, как прощали порой победители > побеждённых, заставив их предварительно поползать перед собой > на коленях и бросая им пощаду, как собаке кость. Так простить может > лишь тот, кто действительно знает Бога и знает, что такое человек > перед Богом. У такого действительно в голове не появится никаких > идей по поводу собственного величия, как не усмотрит величия в капле > воды тот, кто видел океан. И тогда уже не остаётся той мнимой > высоты, с которой можно было бы снизойти до ближнего, а потому > и прощение даётся этому ближнему как равному, от всего сердца.
[ Общество друзей Священного Писания Бытие (в помощь изучающим Священное Писание) www.bible-center.ru/book/genesis/005/004 ]
* * *
к чтениям из книги Бытия, предусмотренным православным календарем для шестой седмицы Великого Поста (из глав 27-46) + свящ. Александр Мень: Иосиф. Сыны Израиля переселяются в Египет www.messia.ru/rasylka/008/2167.htm#0 (+ссылки)
к чтениям из книги Притч, предусмотренным православным календарем для шестой седмицы Великого Поста (из глав 19,21-23,31) + Хранящий заповедь сохраняет жизнь www.messia.ru/rasylka/008/2168.htm#0 + "Кто сбился с пути разумения, в царстве теней успокоится" (другие избранные стихи) www.messia.ru/rasylka/007/1806.htm
к чтениям из книги пророка Исаии, предусмотренным православным календарем для 6-ой седмицы Великого Поста + пост, угодный Богу и др. темы www.messia.ru/rasylka/008/2169.htm#0
* * *
+ + + песнопения из богослужений пятницы (последнего дня Великого Поста) в русском переводе www.messia.ru/rasylka/005/1126.htm#0
-------------------- /&/ Текст из Книги пророки Исайи - в переводе А.Э. Графова. /&&/ Тексты из Кн. Бытия - в переводе М.Г. Селезнева.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца. Люди живы страхом Господним - / кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24, новый перевод РБО - из чтения понед.) * * * *На свой взгляд человек всегда прав, / но Господь испытывает сердца. Поступающий праведно и справедливо угодней Господу, чем приносящий жертвы. ... Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде. Кто добивается богатства ложью - гонится за пустотой, стремится к смерти. Злодеяния нечестивцев их же и погубят: ведь они отказались поступать справедливо. ... Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят. ... Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится. Кто любит веселье, не знает достатка, кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ... Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает. Кто стремится к праведности и верности, найдет и жизнь, и праведность, и почет.* (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, нов. пер. РБО - частично вкл. чт-е вт) * * * *И теперь говорит Господь (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова и собрался бы к Нему весь Израиль; я славен в очах Господа, мой Бог стал моей силой) - говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля, - Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!' *Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт, кто в презрении у народов, рабу владык: - Увидев тебя, цари будут вставать, владыки будут падать ниц, ради Господа (верен Он!), ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!). *Так говорит Господь: - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья, в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню, ты - Мой договор с народом: ты возродишь землю, раздашь запустевшие владенья, скажешь узникам: 'Выходите!' - скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!' *Вдоль дорог они пастбища себе найдут, все голые холмы станут пажитями для них.* (Ис.49:5-9, перевод: А.Графов - частично вкл. чт-е вторн.) * * * *"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул; но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"* *Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря, и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"* *Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим, и Царю Христу, верные, воскликнем: благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!* *В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей. И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня, дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя, крича: "осанна Богу!"!"* *В гробнице Лазарь второй день сегодня, и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные; Христос же идет к нему со святыми апостолами, дабя явить великое чудо.* *На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый, Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть, ведь живешь на земле подбно нам, людям. Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе; Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять; смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых. А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости, воспеваем могущество благости Твоей, Господи.* (из Постной Триоди, рус.пер.) * * * *Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче, чтобы прославить в ней величие Твое и неизреченное нас ради промышление Твое, единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!* (Триодь) * * * 'Нам обещано Царство, и ради него мы должны разжать пальцы!' (С.Тагуэлл) *********************************************
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2672.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |