=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
9 сентября 1990 года был убит священник Александр Мень. Ему мы посвятим следующий выпуск рассылки.
* * *
* 29 августа 2011 г. ст.ст., воскресенье 13-е по Пятидесятнице, Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. литургические чтения: 1Кор.16:13-23; Мф.21:33-42 (рядовые); Деян.13:25-35; Мк.6:14-30 (праздника).
к рядовому апостольскому чтению: + + + В.Н.Кузнецова: Анафема! Марана та! www.messia.ru/rasylka/008/2297.htm#0
к рядовому евангельскому чтению: +++ Marc-Francois Lacan: виноградник www.messia.ru/rasylka/010/2606.htm#0 + + + священник Александр Мень: ...а мы стоим к Нему спиной... www.messia.ru/rasylka/009/2459.htm#0 + + + священник Яков Кротов: притча о злых арендаторах: Евангелие - не дурная весть... www.messia.ru/rasylka/008/2298.htm#0 + + + В.Н.Кузнецова: притча о виноградарях-злодеях www.messia.ru/rasylka/006/1612.htm (+ссылки!)
* * *
> «Народ пребывал, замерев в ожидании» — эти слова евангелиста Луки > кратко и точно передают состояние умов в первые годы правления > Пилата.{} Израиль, действительно, был подобен натянутой струне. > Вот почему, когда на берегах Иордана появился молодой отшельник > +Иоханан бар-Захария+, говоривший, что Царство Божие при дверях, > к нему немедленно потекли толпы людей.
> В Евангельской истории человек этот известен под именем > +Иоанна Крестителя+.
> Новое мессианское движение встревожило Ирода Антипу. Западная > сторона реки, где поселился проповедник, входила во владения > тетрарха. По словам Иосифа Флавия, он стал опасаться, «как бы > огромное влияние Иоанна на массу не привело к какому-нибудь > возмущению». Чтобы, как пишет Флавий, «не раскаиваться, когда будет > поздно», Ирод послал на Иордан солдат. Креститель был закован > в цепи и переправлен в Махерон.{} Выбор пал на эту крепость, > по-видимому, не случайно: она находилась километрах в двадцати > от места, где Иоанна взяли под стражу. Антипа мог опасаться, что, > если узника перевозить дальше, за него вступятся его многочисленные > приверженцы.
> В намерение тетрарха не входило предать пророка казни. «Страх > перед народом, — поясняет евангелист, — остановил его». {Мф 14,5.} > Ирод ограничился тем, что положил конец деятельности Иоанна, оставив > его в почетном заточении.
> Но Антипа опоздал. «Человек, посланный от Бога», уже выполнил > свою историческую миссию — возвестил людям о наступлении новой эры.
> Правитель имел все основания удивляться молниеносному успеху Иоанна. > За какие-нибудь несколько месяцев он сумел вызвать покаянную волну > по всей стране. К нему шли не только из Иорданского округа, > но также из Иудеи и Галилеи. Среди кающихся были представители > самых разных профессий и сословий: от книжников и солдат до мытарей.
> Народ почтительно называл Иоанна «рабби», но он не походил > на обычных учителей. Все чувствовали, что Израилю послан наконец > настоящий пророк, словно бы сам Илия явился из глубины веков. > Даже внешний вид Крестителя был необыкновенным. Евангелия описывают > его одежду и пищу, хотя, как правило, в них редко говорится > о подобных деталях. На пустыннике была грубая бедуинская власяница > из верблюжьей шерсти и кожаная повязка вокруг бедер. По обычаю > назореев он носил длинные волосы. Предание запомнило, что Иоанн > не пил вина и не ел хлеба. Его кормила скудная природа пустыни, где > он находил мед и съедобную саранчу.{Мф 3,4; Мк 1,6; Лк 1,15; 7,33; > Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88,7. .....}
> Всё это, конечно, могло действовать на воображение людей, однако > аскеты уже перестали быть редкостью в Палестине; поэтому разгадку > «огромного влияния» Иоанна, о котором пишет Флавий, следует искать > в чём-то другом. Но в чём? Креститель не совершал чудес, его > не поддерживал авторитет раввинских академий; фарисеи называли его > бесноватым, хотя и не решались бороться с ним открыто. > Будучи священником по рождению, пророк не связал свою судьбу > с Храмом и не примкнул к саддукеям. Он вообще не являлся > последователем какой-либо школы или секты. Наконец, Иоанн был молод > и проповедовал лишь короткое время.
> Трудно объяснить популярность Крестителя и просто тем, что > его проповедь оказалась созвучна кризисному моменту. В этом смысле > он не составлял исключения. Но интересно, что Флавий, который > с презрением говорит о большинстве религиозных вождей тех лет, > называет Иоанна праведником*. Даже такое ничтожество, как Антипа, > и тот невольно подпал под обаяние Крестителя. По словам > евангелиста, тетрарх «выслушивал его, и смущался сильно, и охотно > слушал его». {Мк 6,20.} Позднее, обезглавив Иоанна, Ирод мучился > страхом и угрызениями совести. Когда до него дошел слух об Иисусе, > он решил, что это воскрес убитый им пророк. > -------------------------------------------------------- > * .......... ........ - достойный (или совершенный) муж.
> Почитатели готовы были видеть в Иоанне самого Мессию, хотя ни он, > ни его дела не указывали на это. Одним словом, в самой личности > Крестителя была заключена та неодолимая духовная сила, которая > покоряла людей и влекла их к нему.
> Есть свидетельство о пустыннике, драгоценное и решающее, — > свидетельство Иисуса Христа:
> Говорю вам: > среди рожденных женами > нет ни одного большего, чем Иоанн. > {Лк 7,28. Слова «среди рожденных женами» не относятся к Богоматери, > поскольку в речи Христа употреблен мужской род. См.: С.Булгаков. > Друг Жениха. Париж, 1927, с. 149.}
> Если бы мы и не знали о пророке ничего, кроме этих слов, > следовало бы считать его явлением исключительным.
<.....>
> <..> скопление людей у Иордана само по себе казалось тревожным > симптомом. Тетрарх мог бояться, что проповедь Крестителя примет > политическое направление. Тем более что проповедник, по примеру > других пророков, не колеблясь говорил правду о сильных мира сего. > Согласно Луке, Иоанн «обличал» правителя +«за всё, что он сделал > дурного»+, в частности за женитьбу на Иродиаде. {Лк 3,19. Ирод > Антипа был женат на дочери набатейского царя Ареты IV и развелся > с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой > Ирода Великого, дочерью казненного в 7 г. до н.э. Аристобула. > Ее выдали за Ирода, прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное > лицо (И. Флавий. Арх. XVIII,5,4; этого Ирода не следует > смешивать с тетрархом Филиппом). Таким образом, она приходилась > Антипе одновременно свояченицей и племянницей. Антипа женился > на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. Упреки Иоанна > вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка.}
<.....>
> Уже из Махеронской темницы, накануне смерти, Креститель отправил > учеников спросить Иисуса: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам другого?» > {Мф 11,2-6; Лк 7,18-23. .....} В томительные, последние дни жизни > он был всё тем же скромным привратником.
> Призванный возвестить Избавление, Иоанн, подобно Моисею, остановился > на рубеже Земли Обетованной, на границе Нового Завета, не перейдя > ее. В силу этого Христос и назвал его меньшим самого малого > в Царстве. {Мф 11,11;Лк 7,28. Эти слова содержат недвусмысленное > указание на то, что Иоанн принадлежал еще к ветхозаветному миру.} > Но трагическая судьба пророка делает его еще более прекрасным. > Последний праведник Ветхого Завета, он пребывает отныне в вечной > радости небесного Жениха. Недаром на старинных иконах мы видим > Предтечу рядом с Девой Марией, ближе всех ко Христу... [ свящ. Александр Мень. из кн. НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя (Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", том 6) (из главы 33 "Предтеча") www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_33.html ]
+ + + Митрополит Сурожский Антоний: Сегодня мы празднуем день усекновения его главы www.messia.ru/rasylka/010/2614.htm#0 + + + свящ. Яков Кротов: обезглавленный Предтеча - живее нас с вами www.messia.ru/rasylka/007/1958.htm#0 (+ссылки) + + + Влад Головин: этот день вполне мог бы стать днем прессы или днем журналиста www.mycityua.com/articles/view/2010/09/10/031824.html
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20110911/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2011&month=9&day=11; www.mospat.ru/calendar/2011/09/11
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Бодрствуйте, твердо стойте в вере, будьте мужественны, будьте сильны! Пусть всё у вас делается с любовью!* (1Кор.16:13-14/*/) *********************************************
/*/ из апостольского чтения воскресенья. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2722.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |