=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Выпуск посвящен стихам 10:11-42 Евангелия от Иоанна (www.messia/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#10:11).
> Первый антропологический тезис Библии гласит, что человек создан > по образу и подобию Божию. Этот тезис сформулирован в I главе Книги > Бытия. Нет оснований интерпретировать его в грубонатуралистическом > смысле, как делал Людвиг Келер, исходя из угаритских параллелей. > По мнению большинства библеистов, Шестоднев (Гексамерон) Кн. Бытия > представляет собой часть Священнической традиции Пятикнижия, > записанной сравнительно поздно, в эпоху Плена или близко к ней. > А в то время идея иноприродности и трансцендентности Бога > уже настолько укоренилась в сознании ветхозаветной общины, что > едва ли кто-нибудь мог понимать слова "целем" и "демут", образ > и подобие, в чувственно-осязаемом смысле. Но если и не принимать > поздней датировки Гексамерона, очевидно, что в качестве канонической > Книги Бытие было признано в период, когда мыслить Бога в виде > зримого Существа, с Которого можно сделать "слепок", считалось > кощунством.
> То же соображение следует отнести к образно-символическому сказанию > 2 главы Кн. Бытия, где изображено творение человека из двух начал: > "праха земного" (афар им хаадама) и "дыхания жизни" (нишмат хаийм) > от Бога. Суть сказания в том, что структура человека двуедина. > С одной стороны, он сопричастен миру природы, а с другой - > сверхприроден. "Дыхание жизни" взято не из окружающего Адама мира, > а вложено в него непосредственно Творцом. Действительно, только > при крайнем предубеждении можно отрицать наличие в человеческом > существе некоего стержневого элемента, который отличает его > от других созданий и который отсутствует в царствах неживого > и живого.
> Впрочем, двуединство человека не означает того радикального дуализма > тела и души, который был присущ античной антропологии. Собственно, > на древнееврейском языке нет даже слова "тело", аналогичного > греческому "сома"; вместо него мы находим термин "басар", плоть, > означающий психофизический континуум одушевленного живого существа > ("кол басар", всякая плоть, есть в Библии синоним живой твари > вообще). Отметим, что в Новом Завете понятия "жизнь" и "душа" часто > употребляются как эквиваленты.
> Психофизический континуум в Библии не трактуется как гробница души > (платонизм) или творение сатаны (гностицизм). Подобно всей природе, > одушевленная плоть есть создание божественной благости. Поляризация > возникает лишь в том случае, когда Писание говорит о "руах", духе. > Именно дух реализует "образ и подобие", являясь тем внутренним > пространством, где возможна встреча Творца и твари, Богопознание. > "Жизнь в духе" есть сверхприродная прерогатива человека. Поэтому > апостол Павел, противопоставляя "сарке" и "пневму", плоть и дух, > имеет в виду два состояния бытия: природное и высшее. Поэтому > и конечная судьба человека в библейской эсхатологии послепленного > периода не ограничивается "бессмертием души", а учит о преображении > плоти, воскресении мертвых.
> Итак, "руах", дух, есть тот самый аспект человеческого существа, > который несет на себе образ и подобие Божие. Каковы же основные > черты богоподобия?
> Прежде всего, оно проявляется в потенциальной власти человека > над остальным тварным миром. Эта власть, согласно некоторым > толкованиям, распространяется и на жизненные силы, заключенные > в самом человеке, и на силы природы, и даже на демонические стихии, > которые в Библии нередко символизировались образами зверей > и чудовищ. Вторая глава Кн. Бытия косвенным образом подчеркивает > царственность человека, повествуя, как он нарекал имена животным. > По восточному обычаю, господин давал имена своим слугам. > Но заметим, что именно Бог привел животных к человеку, > "чтобы видеть, как он назовет их". Иными словами, власть Адама > имеет своим источником волю Творца.
> Точно так же уникальный разум человека его "хокма", мудрость, > не самодовлеюща, а имеет первообраз в Божественной премудрости, как > то утверждает 28 глава Кн. Иова.
> О даре творчества Би6лия прямо не говорит. Однако уже само то, > что Творец есть Первообраз человека должно включать этот дар в сферу > богоподобия.
> И, наконец, одной из важнейших черт богоподобия является этическое > начало, неведомое природе неотделимое от свободы. Свобода > обуславливает ответственность человека перед Богом, открывающим > ему Свою волю. В этом даре сосредоточен своего рода "риск > творения". Будучи свободным соучастником деяний Божиих, человек > не должен быть жестко запрограммирован на добро. Его достоинство > как существа, подобного Творцу, позволяет ему свободно > самоопределяться, выбирать собственный путь, вплоть до негативного > отношения к высшей Воле.
> Именно это свойство и объясняет возможность Грехопадения, хотя > и не делает его фатальным.
> Среди современных библейских комментаторов принято считать, > что символическая картина вторжения в мир греха не исчерпывается > сказанием об Адаме Первочеловеке. Она включает в себя историю > первого братоубийства, растления земли перед Потопом и сооружение > Вавилонской башни. Таким образом, перед нами как бы драма в четырех > актах.
> Каков смысл первого сказания? Его интерпретация зависит от того, > как трактуется образ Древа познания добра и зла. Мы не будем > перечислять здесь всех концепций. Остановимся лишь на одной.
> Прежде всего, Древо - это широко распространенный в древней > эмблематике символ Вселенной, мироздания в целом. Когда Библия > называет Древо "эц хадаат тов вэра" , Древом познания добра и зла, > она имеет в виду не столько нравственные категории, сколько полярные > свойства природы: "полезное" и "вредное", "добротное" и "опасное" > (по типу Янь и Инь в китайской метакосмологии). Вот почему > словосочетание "тов вэра", добро и зло являются идиомой, > соответствующей выражению "всё на свете".
> Можно ли в таком случае интерпретировать образ Древа как символ > познания мира, чуть ли не науки? Не окажется ли тогда, что Бог, > наделив человека разумом, Сам же закрыл для него путь > к использованию этого дара? Недоумение разрешается, если учесть > полисемантичность слова "даат", познание. Современная мысль > привыкла отождествлять познание с интеллектуальной деятельностью, > с рациональным постижением природы вещей. Между тем в семитических > языках слово "познание" имеет иной оттенок. Оно означает обладание > и любовь, влечение и умение. Его прилагают и к супружеским > отношениям, и к владению мастерством.
> В свете такого понимания текста, посягательство человека на плоды > Древа познания добра и зла можно истолковать как его стремление > обладать, владеть миром.
> Но не вступает ли тогда запрет вкушать от Древа в противоречие > с царственным положением человека, с его достоинством? И как тогда > понять заповедь, данную Первочеловеку, который был поставлен > "охранять и возделывать" сад Эдема? Ведь подобная трудовая > деятельность есть тоже проявление власти над природой.
> Ответ, по-видимому, заключается в том, что запретное Древо > символизирует власть автономную, независимую от Творца, власть, > которую человек пытается реализовать вопреки Ему, только > в своекорыстных целях.
> Поучителен в связи с этим диалог между Женщиной и Змием. Искуситель > начинает с того, что осторожно и незаметно подрывает в ней доверие > к Богу, а затем говорит, что, если люди вкусят от Древа, они "будут > как боги" (элогим). Тонкость его лжи усугубляется еще и тем, > что человек вовсе не примитивная тварь, которая возмечтала > о неподобающем ей месте. Библейское учение признает не только > богоподобие человека, но и его "обОжение" ("теозис", если употребить > патристический термин). В 81 псалме Создатель говорит людям: "Вы - > боги (элогим) и сыны Всевышнего". На эти слова ссылается и Христос > (Ин 10,34 сл.). В 8 псалме сказано:
> "Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну > и звезды, которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь > его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил > его пред Ангелами (элогим), славою и честью увенчал его; поставил > его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его..."
> Чем же отличаются слова псалмопевца от посулов Змия? По-видимому, > тем, что Змий предлагал людям осуществить свои возможности помимо > Бога, превратив свое богоподобие в орудие мятежа. В результате > Первочеловек лишается близости с Творцом, покидает пределы > сада Божия.
> Можно сказать, что в Грехопадении проявилась та тенденция, которая > присуща психологии магизма. Ведь захватить в свои руки все силы > мира и автономно управлять ими и есть цель всякой магии. [ свящ. Александр Мень. из доклада ЧЕЛОВЕК В БИБЛЕЙСКОЙ АКСИОЛОГИИ www.krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_19.html ]
+ + + G. H. Twelfree: Обвинение Иисуса в богохульстве www.messia.ru/rasylka/010/2565.htm#0 (+ссылки)
+ + + Владимир Марцинковский: Бог назвал нас богами... (по теме Ин.10:34) www.messia.ru/rasylka/007/1836.htm#1 (+ссылки)
+ + + Ганс Урс фон Бальтазар: Сын как Отец (к Ин.10:30,38) www.messia.ru/rasylka/008/2192.htm#0 (+ ссылки)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *всё то, в чём я раньше видел свое приобретение, я счел – из-за Христа – потерей. Более того, я вообще всё считаю потерей, потому что нет ничего, что превзошло бы познание Иисуса Христа, моего Господа. Ради Него я потерял всё – и это всё для меня не дороже, чем мусор! – лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём. Я стремлюсь уже не к тому оправданию, которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона. Нет, я ищу оправдания через веру в Христа, оправдания, которое дается Богом через веру. Я хочу одного: знать Иисуса Христа, то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания, уподобляясь Ему соучастием в смерти, – в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых. *Это не значит, что я уже этой цели достиг, достиг совершенства. Я только рвусь вперед – завладеть призом, потому что Христос Иисус уже завладел мной. Братья, я не считаю, что уже победил. Одно скажу: забывая о том, что остается позади, и весь устремляясь к тому, что впереди, я стрелой лечу к цели – за призом. А приз этот – новая жизнь, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса. Значит, те из нас, кто достиг духовной зрелости, должны мыслить и чувствовать так! А если вы в чём-то не сходитесь с нами, Господь вам откроет и это. В любом случае, давайте продвигаться вперед, следуя тому, чего мы уже достигли. (Флп.3:7-16/*/) * * * *В один из тех дней Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им: — Давайте переправимся на другой берег. Они отплыли. И когда они плыли, Иисус уснул. Вдруг на озеро налетела буря, лодку стало заливать, и они были в опасности. Ученики подошли к Иисусу и разбудили Его: — Наставник, Наставник, погибаем! Он, проснувшись, усмирил ветер и бушующие волны. Они утихли, и наступило полное безветрие. — Где ваша вера? — сказал ученикам Иисус. Ученики, испуганные и изумленные, говорили друг другу: — Кто же Он, если даже ветру и воде приказывает и они Ему подчиняются?* (Лк.8:22-25/**/) * * * *Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Асии. Это были такие безмерные и невыносимые беды, что мы не надеялись остаться в живых. Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен, и на себя мы больше не полагались, а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает. Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти! Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит, если вы тоже будете нам помогать своими молитвами. И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!* (2Кор.1:8-11/*^/) * * * *Однажды в субботу Иисус проходил через поле. Его ученики срывали колосья, растирали их руками и ели зёрна. А некоторые из фарисеев сказали: "Вы зачем делаете то, чего нельзя делать в субботу!" Иисус ответил им: "А разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали? Он вошел в дом Божий и, взяв жертвенный хлеб, сам ел и дал своим людям, а этот хлеб никому нельзя есть, кроме одних только священников. - Иисус продолжал: Сын человеческий - господин над субботой". В другую субботу Иисус пришел в синагогу и учил. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Учител`я Закона и фарисеи следили, не станет ли Иисус лечить его в субботу, чтобы можно было Его обвинить. Но Иисус знал их мысли и сказал человеку с сухой рукой: "Встань и иди сюда, на середину". Тот встал. Иисус обратился к ним: "Я спрашиваю вас, что позволено делать в субботу: добро или зло? Спасти жизнь или погубить?" И, оглядев их всех, Иисус сказал человеку: "Протяни руку". Тот сделал это - и рука стала здоровой.* (Лк.6:1-10/***/) *********************************************
/*/ из апостольского чтения четверга и пятницы. /**/ из еванг. чтения среды (21 седм.). /***/ евангельское чтение субботы. /*^/ апостольское чтение субботы (21 седм.). * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2737.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |