=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос рождается -
славьте!
> <...> чем больше узнавали художники о реализме и перспективе, > тем труднее им становилось изобразить ангелов в небе, пастухов > на холмах, сияние в самом холме. Может быть, к этому ближе всего > подошли средневековые гильдии, которые возили по улицам вертеп в три > этажа, где наверху было небо, внизу — ад, а посредине — земля. > Но в вифлеемском парадоксе внизу было небо.
> В этом одном — дух мятежа, дух перевернутого мира. Трудно выразить > или описать заново, как изменила саму идею закона и отношение > к отверженным мысль о Боге, рожденном вне общества. Поистине > после этого не могло быть рабов. Могли быть и были люди, носящие > этот ярлык, пока Церковь не окрепла настолько, чтобы его снять, > но уже не могло быть язычески спокойного отношения к рабству.
> Личность стала ценной в том особом смысле, в каком не может быть > ценным орудие, и человек не мог более быть орудием, во всяком > случае — для человека. Эту народную, демократическую сторону > Рождества предание справедливо связывает с пастухами — крестьянами, > которые запросто беседовали с Владычицей небес. Но с пастухами > связано не только это, с ними связано и другое <...>.
> Люди из народа — такие, как пастухи, — везде и повсюду создавали > мифы. Это они испытывали прежде всех не тягу к философии > или сатанизму, а <...> потребность в образах, приключениях, > фантазии, в сказках, подобных поискам, в соблазнительном, > даже мучительном сходстве природы с человеком, в таинственной > значимости времен года и определенных мест. Они прекрасно поняли, > что луг или лес мертвы без повести, а повесть — без героя. Но сухая > разумность уже покушалась на неразумные сокровища крестьян, точно > так же как рабовладение покушалось на их дома и земли.
> Крестьянские сообщества заволакивал сумрак скорби, когда несколько > пастухов нашли то, что искали. Повсюду, кроме этого места, Аркадия > увядала. Умер великий Пан/*/, и пастухи разбрелись, как овцы. Но, > хотя никто об этом не ведал, близился час свершения. Хотя никто > об этом не слышал, далеко, в диких горах, кто-то закричал от радости > на неведомом языке. Пастухи обрели Пастыря. -------------------------------------------- /*/ см. www.bibliotekar.ru/encSlov/19/46.htm
> То, что они нашли, было очень похоже на то, что они искали. Народ > ошибался во многом, но он не ошибался, когда верил, что у святыни > есть дом, а божеству ведомы границы пространства и времени. Дикарь, > создавший нелепейшие мифы о спрятанном в коробочке солнце или > о спасенном боге, которого подменили камнем, ближе к тайне пещеры, > чем города Средиземноморья, примирившиеся с холодными > отвлеченностями.
> Он понял бы лучше, что случилось в мире, чем те, в чьих руках > становилась всё тоньше и тоньше нить Платонова идеализма > или Пифагоровой мистики. Пастухи нашли не Академию и не совершенную > республику. Они нашли наяву свой сон. С этого часа в мире не может > быть мифов; ведь мифотворчество — это поиски.
> Все мы знаем, что народ в рождественских мираклях и песнях одевал > пастухов в костюмы своей страны и представлял Вифлеем своей родной > деревней. Большинство из нас понимает, как это точно, мудро > и тонко, как много здесь христианского, католического чутья. Многие > видели грубый деревенский Вифлеем, но мало кто помнит, каким он был > у тех, чье искусство кажется нам искусственным. Боюсь, в наше время > не всем понравится, что во времена классицизма актеры и поэты > одевали пастухов пастушками Вергилия. Но и они были правы. > Превращая Рождество в латинскую эклогу, они нащупали одну из самых > важных связей человеческой истории.
> <...> Вергилий воплотил дух здорового язычества, победившего > нездоровое язычество человеческих жертв. Но даже его здравая > добродетель заболела тяжелой болезнью, и спасти ее могла только > находка пастухов. Если мир устал от безумия, его может спасти > лишь здравомыслие. Но он устал от здравомыслия; что же могло > излечить его, если не то, что излечило? Не так уж нелепо > представлять себе рождественскую радость аркадских пастушков.
> В одной из эклог Вергилия принято видеть пророчество о Рождестве. > Но и по другим эклогам, по самой интонации великого поэта > мы чувствуем: его бы обрадовало то, что случилось в Вифлееме. <...> > Аркадские пастушки нашли бы в этой пещере всё то, что было хорошего > в последних преданиях латинян; только вместо куклы, сторожащей > и скрепляющей семью, они обрели бы родившегося в семье Бога.
> И они, и все мифотворцы смело могли радоваться: здесь сбылось > не только всё мистическое, но и всё вещественное в мифах. > У мифологии много грехов, но она весома и телесна, как Воплощение. > Теперь она могла бы воскликнуть: "Мы видели Бога, и Бог нас видел!" > Античные пастушки могли плясать на холмах, посмеиваясь > над философами. <...>
[ Гилберт К. Честертон. Из кн. "Вечный человек" (II.1) www.krotov.info/library/24_ch/ches/terton_060.htm ]
* * *
> Евангелие от Луки сохранило слова, с которым в самый момент > Рождества Христова к пастухам обратился ангел. Скорее всего, именно > с этих слов во времена апостолов начиналось рождественское > богослужение. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет > всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, > Который есть Христос Господь». Радость, возвещенная ангелами > пастухам, именно в том и заключается, что Бог, оказывается, живет > не только в свете неприступном или «там в шатре лазурном > и за пределами бесчисленных миров», как говорит в одном из своих > стихотворений великий русский философ Владимир Соловьев, но «здесь > и теперь» или «в потоке мутном жизненных тревог»... Бог пребывает > среди нас и разделяет с нами все, что выпадает нам на долю.
> «И вот вам знак, - продолжает Евангелие, - вы найдете Младенца > в пеленах, лежащего в яслях». Бог собирает человечество вокруг > Младенца, таким образом вручая нам, людям разных поколений, рас, > народов и так далее заботу о Себе Самом. Так Бог являет себя > человечеству в абсолютно новом измерении. Не как Тот, Кто царствует > над миром и взирает на нас свысока. О таком Боге знали многие: > евреи из Ветхого Завета, а греческие философы благодаря > своим философским поискам.
[ cвященник Георгий Чистяков. из ст. "Се возвещаю вам великую радость" www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/esse/rozhdestvo.htm ]
+ свящ. Шмеман Александр: Богомладенец www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_276.html + "Толковая Библия Лопухина", комм. к Лк.2 www.mystudies.narod.ru/library/l/lopuhin/bible/luke/2.html
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус начал учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много страданий, и что старейшины, старшие священники и учител`я Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через три дня Он воскреснет. ... Тогда Петр отвел Его в сторону и стал Ему перечить. Но Он, обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра: "Прочь с глаз, Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском!" Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной".* (Мк.8:30-34/^/) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (арх. Иоанн Шаховской) *********************************************
/^/ - еванг. чтение среды. * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2756.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
!!!NEW!!! страничка сайта в facebook: www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |