=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 5 октября 2015 г. ст.ст., воскресенье 20-е по Пятидесятнице. литургические чтения: Гал.1:11-19; Лк.6:31-36 (19-го воскр.).
к апостольскому чтению: +++ Митрополит Сурожский Антоний: о чём можно говорить достоверно (+ ссылки)
> 6.27-36 ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ
> 35 ни на что не надеясь – в некоторых рукописях: «ни на кого не надеясь". > 27 Притч 25.21; Рим 12.20 28 Рим 12.14 29 Ин 18.22-23 31 Мф 7.12 35 Лев 25.35-36 <.....> > Ст. 31 – Здесь сформулирован главный принцип отношения людей друг к другу, получивший название Золотого Правила. Оно было известно задолго до Иисуса, но в отрицательной форме. Так, например, в Талмуде сохранился рассказ о двух знаменитых еврейских учителях Шаммае и Гиллеле, живших еще до времен Иисуса: «Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит: "Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге". Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, прогнал иноверца. Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав: "Не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Всё остальное есть толкование. Иди и учись"». {Агада, с. 343-344.} Похожие слова есть у греческого оратора Исократа, жившего в IV в. до н.э. Возможно, Иисус впервые высказал их в положительной форме, хотя знаменитая заповедь книги Левит 19.18 «Люби ближнего, как самого себя» говорит то же самое, только другими словами. И всё же отрицательная формула встречалась гораздо чаще. Вероятно, легче воздерживаться от зла, чем творить добро. Неделание злого может предполагать и пассивность, бездеятельность вообще, но положительная форма требует активной деятельности, помощи, милосердия. > Золотое Правило представляет собой сжатое изложение, суть всего того, чему учит Священное Писание. Хотя Иисус этими словами не отменял необходимость соблюдения культовых заповедей Закона Моисея (ср. 15.17), но указывал на их конечную цель, ранняя Церковь, особенно языческая, постепенно стала понимать их как отказ от следования отжившей религиозной традиции. > Ст. 32-34 представляют собой обоснование того, что если человек, желающий уподобиться Богу, любит лишь друзей, то его праведность не только не превосходит праведность фарисеев и учителей Закона, но находится на том же уровне, что и у людей, которых все считали грешниками. Иисус задает три простых вопроса, на которые человек, Его слушающий, должен дать честный ответ. > Людям приятно, когда их любят, и они обычно отвечают тем же, то есть уважают и делают добро тому, кто его любит. Но так поступают все, включая грешников. В чём же в таком случае разница между Божьими людьми и грешниками? > То же самое и с помощью. Мы обычно помогаем тем, кто нам приятен, и тем, кто сам помогает нам. Так есть ли разница? > Если мы даем взаймы, только будучи убеждены, что долг вернут, в чём разница? > В то время как Иисус у Луки сравнивает поведение христиан с поведением грешников, у Матфея грешники конкретизированы: это сборщики податей и язычники. С точки зрения благочестивых евреев и те, и другие – грешники. Но Лука старается избегать резких слов в адрес язычников, у него даже отсутствует рассказ о язычнице-финикиянке (Мк 7.24-30; Мф 15.21-28). Так чем нам в таком случае хвалиться? За что ждать Божьей награды? У нас нет никаких особых заслуг. > Ст. 35 – Иисус предлагает альтернативу обычному человеческому поведению. Он повторяет то, что уже сказал прежде, и это должно подчеркнуть важность Его слов. Его последователи должны любить, помогать и давать в долг всем, а не только симпатичным и хорошо относящимся к ним людям. <...> > Есть лишь единственная причина, по которой ученики Христа должны так себя вести: они должны уподобиться Богу. «Воздавать злом за добро есть путь дьявола, воздавать добром за добро есть путь человека, воздавать добром за зло есть путь Бога».{} Только те, кто подражают Отцу, могут стать Его сынами. У Матфея приводится замечательный пример такого доброго отношения: Бог всем посылает солнечный свет и дождь, без чего невозможна жизнь. > Если запереться в стенах своего маленького мирка, считать избранными только себя и своих и ненавидеть всех остальных, то нет никакого различия между последователями Христа и почитателями идолов, между теми, кто рожден заново для жизни будущего Века, и теми, кто живет по стандартам мира, который отверг Бога. > Ст. 36 – Любовь – это прежде всего милосердие, поэтому христиане должны уподобиться своему милосердному Отцу – Богу. В тексте Матфея Иисус призывает стать совершенными, как совершенен Отец. [ В.Н. Кузнецова. Из кн. "Евангелие
от Луки. Комментарий", М.: ОПУОПАМ,
2004;
+ + + В.Н. Кузнецова: Нагорная проповедь: отношение к злу и к врагам +
+ + прп. Силуан о любви к врагам: • Господи,
научи нас любить врагов! + + + о. Яков Кротов: милосердие-прощение + + + он же: Почему надо прощать гонителей? +
+ + он же: любить врагов (+ссылки!) + + + он же: Любовь к врагам: экономический аспект +
+ + поделиться силами с врагом & messia.ru/rasylka/010/2627.htm
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Так желаю вам, братья, радости в единении
с Христом! ... * * * *Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил: ********************************************* /*/ включает
стихи из апостольского чтения четверга и пятницы.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3351.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
||||||||||||||||||||||
|
| ![]() |