=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 11 июня 2018 г. ст.ст., воскресенье
4-е по Пятидесятнице.
> "Религия порабощает человека". Боже мой, сколько раз мы слышали это утверждение, лежащее в основе всей антирелигиозной пропаганды. > И вот, стои́т теперь только поглядеть на мiровоззрение, на общество, которое, как они непрестанно утверждают, наконец, от религии освободилось, сбросило с себя средневековое бремя, как очевидным стало, что именно с этим освобождением, с этим изгнанием религии в узкую категорию частного дела и началось порабощение человека, подобного которому еще, пожалуй, не было в человеческой истории. > И началось порабощение потому, <...> что общество, отказавшееся от религиозного понимания человека, само себя неизбежно, рано или поздно, провозглашает высшей и абсолютной ценностью. Провозглашает единственной целью и историей всего в мiре, то есть, фактически, заменяет собой Бога. > И потому не только требует от человека, чтобы он этому обществу служил, но требует, чтобы он, человек, обществу безраздельно принадлежал и чтобы ему сверх того еще и поклонялся. Однако поскольку общество – понятие еще слишком расплывчатое и отвлеченное, то говорит от его имени партия или государство. > Таким образом, мы видим, что некая часть общества безапелляционно, своей волей, как нечто <самоочевидное решает>, что она и только она представляет собой целое, то есть человеческое общество. > Мы говорим за вас, от вас и вам, потому что мы и есть вы. Мы, потому что мы и есть вы, знаем, что хорошо и что плохо для вас, мы знаем, куда вас вести, мы знаем, в чём ваша цель, и мы одни можем вас к этой цели привести. Безраздельно подчиняясь нам, вы всего лишь исполняете свое желание. Ибо не забудьте, мы – это и есть вы. > Вот – страшная логика общества, до конца и безраздельно отождествившего себя с Абсолютом. И вот почему это общество неизбежно приводит к порабощению человека. > Мне скажут: а разве раньше, в эпоху, когда общество опиралось на религию, разве не было рабства, крепостного права, преследования инакомыслящих, инквизиции, сжигания еретиков на кострах, принудительной веры, принудительной религии? > Отвечаю: да, были. Но вот мы и судим, и осуждаем всё это во имя той самой религии, которую это общество признавало своим. И, главное, мы утверждаем, и это не трудно доказать исторически, что только внутри того общества, сколь бы ни было оно несовершенным, уродливым, сколь бы ни нарушало само своих принципов и основ – только внутри него родилась и выросла та идея свободы, та идея свободной человеческой личности, во имя которой сегодня в окружающей нас тьме мы можем сказать обществу, государству, партии: нет, ты не абсолют, нет, ты не всё, не единственная ценность и не единственная цель. > Только потому, что веками возвышался над мiром как идеал, как вдохновение, как прекрасная и самая возвышенная из всех истина – образ распятого на кресте Человека, распятого за любовь, за свободу, за правду, за высшее божественное призвание человека – только потому и сегодня мы можем сказать обществу, требующему от нас абсолютного подчинения, можем сказать ему: самый маленький, самый слабый и по человеческому рассуждению самый ничтожный человек ценнее и важнее всех обществ, всех государств, всех партий, всех программ и всех идеологий. > Вот сейчас в мiре много говорят о правах человека <и об их защите. Но> откуда бы взялись эти права, и во имя чего можно было их защищать, если бы не возникло постепенно, именно из религиозного источника, убеждение, что человек и только человек, только его единственная и неповторимая личность является в мiре абсолютной ценностью. > Тогда как все остальные ценности: государство, общество, культура и так далее – именно потому, что они безличны, суть ценности вторичные и ценности относительные. Они призваны только к тому, чтобы ограждать абсолютную ценность и подлинную свободу человека. > Я говорю: из религиозного источника возникло убеждение об абсолютной ценности человеческой личности. Да, ибо иначе этих прав, этого признания человека абсолютной ценностью вывести неоткуда. В природе, в мiре, в науке, в истории – часть всегда меньше целого и этому целому подчинена. От него получает жизнь и ему служит. > Если человек – только от природы, тогда он – только часть и тогда действительно всецело подчинен целому, то есть обществу. Только если <и> над мiром, и над природой есть нечто высшее, чему они сами подчинены, только тогда возможно увидеть в человеке носителя и отсвет этого высшего, и утверждать его права, и защищать его свободу. > И, может быть, теперь ясным становится, почему стремится <это> обожествившее себя общество вытолкнуть религию в темный и затхлый угол частного дела, запереть ее в немногих храмах, свести ее к культу, запретить ей саму себя относить к мiру, обществу, истории и культуре. Ибо знает оно, это, ставшее до конца идолом, общество, что пока будут звучать в мiре слова о Боге, <пока> будет жить вера в Него, окончательное порабощение человека, окончательное растворение его в обществе останется невозможным. Ибо и слова эти, и вера <эта> являют нам реальность души, о которой раз и навсегда, на все века сказано в Евангелии: «Итак, не бойтесь убивающих тело, души́ же немогущих убить». > Поэтому все мелкие <.> споры о вине, ошибках, <прегрешениях> религиозных людей в истории, все мелочные обвинения, предъявляемые к прошлому – всё это кажется почти ничтожным по сравнению с тем, что происходит в мiре, когда отрицается в нём реальность души, то есть того высшего, что возвышает человека над всем и не дает возможности ему быть порабощенным мiром сим.
см.
по теме апостольского чтения:
см.
к евангельскому чтению:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Если
мы умерли такой же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним, * * * *Если корень посвящен Богу, то и ветви. * * * *И сказал тогда Иисус: ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3676.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |