=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> Многим этот отрывок кажется самым трудным в Послании к Галатам. Во-первых, он предполагает знание Ветхого Завета, которым обладают сегодня немногие; здесь упоминаются Авраам, Сарра, Агарь, Измаил, Исаак, гора Синай и Иерусалим. Во-вторых, аргумент Павла является своего рода техническим приемом; такой аргумент, несомненно, был бы привычным для учеников еврейских школ раввинов. Он аллегоричен, хотя и не является единственно возможным. > Тем не менее мысль этого отрывка как нельзя более современна и особенно важна для религиозных людей. Согласно стиху 21, она адресована «желающим быть под Законом». Таких сейчас много. Таких сейчас много. Конечно, это не иудеи или иудаисты, о которых писал Павел, но такие люди, чья религия привязана к Закону, кто воображает, что путь к Богу заключается в соблюдении определенных правил. Есть даже люди, которые, исповедуя христианство, превращают Евангелие в закон. Им кажется, что взаимоотношения с Богом зависят от строгого соблюдения правил, традиций и церемоний. Они находятся в плену у этих правил. > Таким людям Павел говорит: «Скажите мне вы, желающие быть под Законом: разве вы не слушаете Закона?» (ст. 21). В обращении к иудаистам он использует argumenlum ad hominem. То есть, он встречает и сокрушает своих оппонентов на их собственной территории. Он обнажает несостоятельность, нелогичность их позиции. «Вы хотите быть под Законом? – спрашивает он. – Тогда просто послушайте, что говорит Закон. Ибо тот самый Закон, чьими слугами вы хотите быть, будет судьей и осудит вас». > Этот аргумент состоит из трех ступеней. Первая – историческая, вторая – аллегорическая, а третья – личная. В исторических стихах (22-23) Павел напоминает читателям, что у Авраама было два сына – Измаил, сын рабы, и Исаак, сын свободной женщины. В аллегорических стихах (24-27) он доказывает, что две эти женщины с их сыновьями представляют две религии, религию плена (иудаизм) и религию свободы (христианство). В личном обращении к читателям (ст. 28-31) он применяет эту аллегорию к нам. Являясь христианами, мы не похожи на Измаила (не рабы), но подобны Исааку (свободны). Наконец, он показывает, что нас ожидает, если мы последуем за Исааком. > Ступень первая: историческая основа (ст. 22, 23)> Стих 22: «<Ибо написано, что у Авраама было два сына>». Одним из самых громких и гордых заявлений евреев было то, что они произошли от Авраама, отца и основателя их народа. После веков смуты, последовавшей за падением человека. Бог, наконец, явно открыл Себя именно Аврааму. Он обещал дать Аврааму и землю ханаанскую, и потомство, многочисленное, как звёзды на небесах и песчинки на берегу моря. Из-за этого священного завета с Авраамом евреи считали, что они в безопасности, – вечно и нерушимо в безопасности. Поэтому Иоанну Крестителю пришлось сказать своим современникам: «И не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9). Точно так же, когда Иисус говорил евреям, что если они последуют Его слову, то воистину будут Его учениками, познают истину, и истина сделает их свободными, те ответили: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?» Иисус сказал им: «Если бы вы были дети Авраамовы [то есть по духу, как и по плоти], то дела Авраамовы делали бы; а теперь вы ищете убить Меня... Авраам этого не делал». Они ответили Ему: «...одного Отца имеем, Бога». Иисус сказал на это: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня... Ваш отец диавол» (Ин.8:31-44). > Теперь Апостол Павел разъясняет то, что подразумевал Иоанн Креститель и чему открыто учил Иисус Христос. Истинные потомки Авраама – потомки не по плоти, а по духу. Истинные дети Авраамовы – это не люди с безупречной еврейской генеалогией, а те, кто верит, как верил Авраам, и повинуются, как повиновался Авраам. Об этом шла речь в третьей главе Послания к Галатам, а именно: обещанное Аврааму благословение нисходит не на евреев как таковых, не на потомков Авраама по плоти, но на верующих, будь то евреи или язычники (см. Гал.3:14). И снова: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово, по обетованию наследники» (Гал.3:29; ср. Рим.4:16). Нельзя говорить о принадлежности к Аврааму, не принадлежа Христу. > Отражение этого двойного происхождения от Авраама, подлинного и ложного (причем, ложное является буквальным и физическим, а подлинное – иносказательным и духовным), Павел видит в двух сыновьях Авраама, Измаиле и Исааке. Отцом обоих был Авраам, но между ними существовали два важных различия. > Первое различие состояло в том, что они родились от разных матерей. Стих 22: «<у Авраама было два сына: один от рабы и один от свободной>». Мать Измаила Агарь была рабыней, служанкой Авраама. Мать Исаака Сарра была свободной, женой Авраама. И оба ребенка походили на своих матерей. Так, Измаил был рожден в рабство, а Исаак – для свободы. > Второе различие заключается в том, что они родились по-разному. Здесь, конечно, речь идет не о биологическом процессе зачатия и родов; но их рождению предшествовали разные обстоятельства. Стих 23: «<тот, который от рабы, рожден по плоти [«как все дети»], а тот, который от свободной, – по обещанию>». Исаак родился не согласно законам природы, а, скорее, вопреки им. Его отцу было сто лет, а матери, бывшей до этого неплодной, больше девяноста. Вот как об этом говорится в Послании к Евреям 11:11: «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший». Обратите внимание на слово «Обещавший». Измаил родился по законам природы, а Исаак – против этих законов, сверхъестественным образом, исключительно по обетованию Божьему. > Эти два различия между сыновьями Авраама (Измаил был рожден рабом по законам природы, а Исаак – свободным по обетованию) Павел считает «иносказанием». Каждый по природе своей является рабом до тех пор, пока не получит свободу в исполнении Божьего обетования. Итак, каждый из нас – либо Измаил, либо Исаак – либо остался тем, кем был по природе, т.е. рабом, либо освобожден благодатью Божьей. <.....> > Этот отрывок раскрывает нам, <сколь величественно звание христианина>. Кроме всего прочего, в этом заключены две привилегии. > Во-первых, мы наследуем обетования Ветхого Завета. Истинное исполнение ветхозаветных обетовании не буквальное, а духовное. Сегодня они исполняются не в еврейском народе, как считают некоторые приверженцы учения «о промысле Божьем», не в британцах или англо-саксах, как учат британские израильтяне, но во Христе и в верующем народе Христовом. Мы, христиане, суть семя Авраамово, наследующее благословение, обещанное его потомству (3:29). Подобно Исааку, мы «<дети обещания>» (ст. 28) и «дети свободной» (ст. 31). Мы жители истинного Иерусалима, «вышнего Иерусалима» (ст. 26; ср. Евр.12:22; Отк.3:12; 21:2). Мы – «Израиль Божий» (Гал.6:16) и истинное «обрезание» (Флп.3:3). Без сомнения, нас будут преследовать, но все обетования Бога Его народу, данные в Ветхом Завете, становятся нашими, если мы принадлежим Христу. > Во-вторых, мы испытываем на себе благодать Божью – Его милостивое решение спасти нас. Мы выяснили, что два сына Авраама и две их матери представляют два завета, Ветхий и Новый, и два Иерусалима, земной и небесный. Мы также увидели, что, в то время как Ветхий Завет оперирует категориями естества, закона и рабства, категориями Нового Завета являются обетование, Дух и свобода. В чём же коренное различие между ними? Вот в чём: религия Измаила – это религия естественного, того, что может сделать человек без какого-то особого вмешательства Бога. Но религия Исаака – это религия благодати, того, что Бог сделал и делает, религия Божьей инициативы и вмешательства, ибо Исаак был рожден сверхъестественно, по обетованию свыше. Вот что такое христианство, – это не «естественная», а «сверхъестественная» религия. Измаилы этого мира рассчитывают на себя и свою праведность. Исааки полагаются только на Бога через Иисуса Христа. Измаилы заключены в рабство, потому что именно туда ведет надежда только на самого себя. > Исааки радуются свободе, потому что люди становятся свободными по вере в Христа. > Итак, нам нужно стремиться походить на Исаака, не на Измаила. Мы должны довериться Богу через Иисуса Христа. Ибо только во Христе мы можем унаследовать обетования, получить благодать и наслаждаться Божьей свободой. [ Джон Стотт. Из комментания
к Посланию галатам.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Смотри́те,
братья мои, чтобы у вас, ********************************************* /*/ ряд. апост. чтение пятницы (в этом году не читается). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3892.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |