=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 3
февраля 2020 г. ст.ст.,
воскресенье, посвященное притче о беспутном сыне.
> Седален по 3-й песни в Неделю о блудном сыне
{* В греч. тексте последняя фраза короче: "Согрешил, спаси меня!". Прим. ред. рассылки.} > Притча о блудном сыне (Лк 15:11-32) читается за две недели до начала Великого поста – и вся триодная часть соответствующей воскресной службы посвящена осмыслению этого евангельского сюжета. Надо сказать, что в Триоди Постной мы увидим далее еще один канон, посвященный истории беспутного сына, – он читается во второе воскресенье Поста (и, таким образом, расположен симметрично первому канону относительно Прощёного воскресенья). Как мы все знаем, во второе воскресенье Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского (1296–1359). Но это празднование довольно позднее, а на первом месте в этой службе стои́т канон на притчу о блудном сыне. Это – следы более древнего расположения евангельских чтений. Но вернемся в сегодняшний день. > Из триодной службы в Неделю о блудном сыне мы выбрали небольшой текст – седален по третьей песни канона на утрене «Объятия отча…». В качестве одного из тропарей этот седален (с незначительными разночтениями в тексте) помещен также в Следованной Псалтири после первой кафисмы. С пения тропаря «Объятия отча…» начинается чин монашеского пострижения. > Если мы откроем саму притчу о блудном сыне, то увидим, что она состоит из двух сюжетов: истории младшего сына (со счастливым концом) и эпизода, касающегося старшего сына (этот эпизод имеет открытый финал). Триодный седален сразу же вводит нас в середину евангельского повествования – мы оказываемся почти в финале истории младшего сына: после долгих странствий он возвращается к отцу – и тот встречает его с распростертыми объятиями. Впрочем, в седальне момент встречи еще не наступил, напротив, он-то как раз и является предметом нашей молитвы. Отождествляя себя с неразумным сыном, ушедшим из отчего дома в дальнюю страну, мы сознаём и тяжесть собственных грехов, проистекающих главным образом из забвения Бога, и вместе с тем (в отличие от героя евангельской притчи) недостаток покаяния – и потому молим милостивого Отца раскрыть нам отеческие объятия, хоть мы и недостойны этого, поскольку растратили впустую свою жизнь, с равнодушием и пренебрежением относясь к тем подлинным богатствам, которые дарованы каждому члену Церкви Христовой. Сокрушаясь о сделанном (и не сделанном!), мы сознаём собственную духовную нищету и обращаемся к нашему Господу и Спасителю с покаянной мольбой младшего сына: «Согрешил я, Отче, против Неба и пред Тобою!» >
В заключение хотелось бы обратить на два слова в церковнославянском
переводе седальна, которые часто неправильно понимаются [ священник Феодор Людоговский. Неделя о блудном сыне: седален «Объятия отча» ]
к евангельскому
чтению:
к апостольскому
и евангельскому чтениям:
+++ Д.Сивашенкова. Неделя о блудном сыне: особенности богослужения
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Вы
говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу! ********************************************* /&/ апостольское чтение воскресенья. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3908.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||||
|
| ![]() |