=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2) * 31 марта 2020 г.
ст.ст., понедельник Страстной
седмицы. церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43;
на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35. *
1 апреля 2020 г. ст.ст., вторник Страстной седмицы.
церковные чтения: на утрене: Мф.22:15-23:39;
на преждеосв. лит.: Мф.24:36-26:2. +
Маркус Борг: вынесение обвинения
Храму (+ссылки) + продолжение: споры
Иисуса с властями. Что принадлежит кесарю, а что – Богу? (пн) +
священник Яков Кротов: Иисус
гневался & бесплодие Израиля и нас & дела без веры
(Мф.21:18-43 – на утрене)
messia.ru/rasylka/009/2401.htm (+ссылки) к чтениям
вторника: +
+ + о. Яков Кротов: Сын человеческий
как вор (+ссылки) +
+ + он же: тому, у
кого есть, дастся еще, и наоборот +
+ + митр. Сурожский Антоний: доверие и "таланты"
messia.ru/rasylka/004/916.htm#0
(+ссылки) +
+ + он же: Притчи о Суде
+ +
+ В.Н.Кузнецова: Плач над Иерусалимом messia.ru/rasylka/006/1472.htm
(+ссылки!) >
В православной ленте <Фейсбука> уже появляются традиционные (хотя
и ослабленные актуальными болезненно-карантинными событиями) умилительные
посты: «Се, мы входим в самые важные дни года, когда мы приобщаемся
Христовым страстям и воскресению...» и т.п. > Знаете, есть
всё же какая-то фальшь во всём этом. Особенно в нынешнем году при постоянном
клиросном чтении Постной Триоди меня не оставляло это чувство. Условно
говоря, вся Триодь состоит из двух мыслей. До Страстной седмицы —
«Господи, дай нам пощением и прочим воздержанием подготовиться к тому,
чтобы поучаствовать в Твоих страстях и воскресении». Это звучит
каждый день неопустительно, особенно в трипеснцах и стихирах на вечерни.
Вот пример — экзапостиларий
Недели крестопоклонной: >
«Крест Христо́в честны́й днесь предложе́нный ви́девше,
поклони́мся и ве́рно возвесели́мся, облобыза́юще
любо́вию, на сем во́лею распе́ншагося прося́ще Го́спода,
сподо́бити всех нас и Кресту́ честно́му поклони́тися,
и дости́гнути Воскресе́ние неосужде́нно».
>
То есть: мы сейчас, Господи, промежуточно тебе кланяемся, а Ты
дай нам уж как следует поклониться на Страстной, достойно допостившись
до неё. >
Вторая мысль Триоди — на Страстной неделе: «вот иудеи, Тебя
распявшие, Господи, — плохие, а мы хорошие».
Пример — только что на Всенощной я прочитал в каноне: >
«Прежде воспевше с ветвями в руках, затем с дрекольем схватили
Христа Бога неблагодарные Иудеи. Мы же, верою непреложною всегда почитающе
Тебя, яко Благодетеля, всегда восклицаем: благословен еси, Грядущий Адама
воззвати» (ипакои по 3-й
песне, <перевод на русский>). >
Вторая мысль («они — и мы») очевидна
и примитивна, её и разбирать не надо. А вот первая —
яркий пример кардинальной дезориентации христианина и извращения церковной
дидактики (педагогики). Страсти и воскресение Христовы убираются из нашей
повседневной внутренней жизни и переносятся во внешний календарь. На протяжении
сорока дней эта мысль ежедневно прямо вдалбливается в наши головы. К страстям
и воскресению Христа мы должны подойти и подготовиться внешним образом;
они и расположены вовне, в особом сакральном времени. Не внутри
они у нас; не внутренне, повседневно «мы должны следовать стопам Его»
(1Петра, 2,21), а исключительно в рамках богослужебного цикла,
и только строем, все вместе, одинаково, без какой бы то ни было
вариативности (Рим., гл. 14), наоборот, с угрозой
санкций (многочисленные каноны про «нарушения поста»)... Спрашивается, а в прочие
части года страсти и воскресение Христа к нам уже не имеют отношения?
Мы уже не должны им соответствовать? Встреча и пребывание
со Христом — только по расписанию, и всей казармой? >
Я бы не ставил так вопрос, если бы это была всего лишь одна
из многих интенций, один из многих вариантов церковно-богослужебного
назидания. Если бы наряду с этой внешне-дисциплинарной стороной христианину
от лица Церкви с равной (а то и с большей) степенью убедительности
говорилось о том, что Христос — с нами
во все дни до скончания века (Мф.28), что Его страсти
и воскресение — наше внутреннее «достояние» в зависимости
от нашего состояния; что мы приобщаемся страстям и воскресению
Христа ежедневно, ежечасно, в глубине нашего сердца — омываем
и исцеляем Его страстями, как «мёртвой водой» в русских сказках,
наши грехи и немощи, и воскресаем Его воскресением к евангельской
жизни здесь и сейчас, прежде всего внутри себя, и затем, как следствие,
во всех проявлениях нашей жизни: личной, семейной, церковной, общественной.
Но всё дело в том, что об этом Триодь не говорит. Как я уже отметил,
она в большинстве своём (разумеется, есть в Триоди и горстка прекрасных
песнопений, но именно горстка) проводит две названные мною мысли. > И это
всё гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Дело даже не в том,
что перед нами предстаёт довольно куцая и очень односторонняя церковная педагогика.
Главное — это возвращение («протаскивание», я бы сказал)
в Христову Церковь общерелигиозной «выделенности» (в данном случае —
выделенности «особого времени»), то есть внешней сакральной ритуальности,
которую Христос решительно и всесторонне отменил (и заплатил за это
распятием на кресте, между прочим). Во Христе нет ни особого
сакрального времени, ни особого сакрального места, ни особых ритуальных
действий. Всё сакральное перемещено в сердце человека (Ин.4,21.23)
и в повседневность. То есть, в конце концов, перед нами —
подмена Христова благовествования обычной падшей общерелигиозностью. >
Разумеется, я вовсе не призываю отменять Постную Триодь или «ломать»
церковные службы. Пусть будут, они ведь действительно многим нужны. Но только
всё должно быть на своём месте. Просто необходимо спокойно понимать: богослужения
Постной Триоди — византийское литературно-ритуальное человеческое творчество,
и не более того. Это исторически почтенная, для многих важная,
радующая, утешающая, — но не более чем подпорка для церковно-духовной
жизни, и отнюдь не само богообщение, возвещаемое Новым Заветом. Жить
подпоркой нельзя, принимать её за цель и смысл церковной жизни —
нельзя. > ...Вот такие мысли после Всенощной на Вход Господень в Иерусалим. [ игумен
Петр Мещеринов. Из Фейсбука,
11.IV.20 ] #
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... # -- Да благословит
вас Распятый за нас и Воскресший! редактор-составитель
рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус
сказал: "Смотрите, чтобы вас не ввели в обман! Многие
будут приходить под Моим именем и говорить: "Я –
Помазанник Божий!" – и многих введут в обман.
Вы услышите о ближних и дальних войнах – смотрите,
не пугайтесь! Так и должно быть, но это еще
не конец. Восстанет народ на народ и царство на
царство, будет голод и землетрясения во многих местах, но
всё это только родовые схватки. Будут тогда вас мучить и убивать,
и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть. Многие
тогда откажутся от веры и будут друг друга предавать и ненавидеть.
Много лжепророков явятся в те времена и многих введут
в обман. Из-за того что умножится зло, у многих
остынет любовь. Но кто выдержит до конца, будет
спасен. Но прежде по всей вселенной возвестят
эту Весть о Царстве, чтобы услышали ее все народы –
и только тогда наступит конец. Когда увидите "кощунственную
мерзость", стоящую в "месте святом",
о которой сказал пророк Даниил (пусть тот, кто читает,
поймет!), тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы, кто
на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом, кто будет в поле,
пусть домой не идет за плащом. ... Если вам скажут тогда:
"Смотри, вот Помазанник!" или "Вон Он!" –
не верьте! Потому что явятся лжепомазанники и
лжепророки, явят великие знаки и чудеса, чтобы,
если удастся, ввести в обман даже избранных. Слышите,
Я всё вам сказал заранее. Так вот, если скажут: "Смотри,
Он в пустыне!" – не ходите туда, или:
"Смотри, Он скрывается здесь, в этом доме" – не
верьте. Словно молния, что рассекает всё небо
с востока до запада, – таким будет возвращение Сына
человеческого. Где будет труп, туда соберутся стервятники.
И тотчас, после скорби тех дней "солнце померкнет,
луна не даст света, звёзды падут с небес и
сотрясутся небесные силы". Тогда появится на небе знак Сына
человеческого, и зарыдают в отчаянии все народы земли, увидев,
что Сын человеческий идет на облаках небесных с
великой силою и славою. Он пошлет Своих ангелов с могучей трубой
с четырех концов света – от края небес
и до края небес – собрать Своих избранных. Пусть
вам примером будет смоковница: когда ветвь ее набухает и распускаются
листья, знаете вы, что близко лето. Так и вы:
увидев всё это, знайте: Он близко, у самых дверей!
Верно вам говорю: поколение это еще не сменится,
как всё уже сбудется. Небо и земля пройдут бесследно,
но слова Мои не пройдут!"* (Мф.24:4-18,23-35/+/) *
* * *С любовью,
братия, примем Жениха, приготовим
свои светильники, добродетелями
сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть
готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог,
/ в дар всем венец нетленный.* *Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
священники и
книжники коварно по зависти собрав, подвигли
Иуду на предательство; потому он, отправился бесстыдно и
говорил о Тебе беззаконным людям: "Что вы мне", он сказал,
"дадите,
и я вам предам Его в руки ваши?" От осуждения, его постигшего, избавь,
Господи, души наши!* *О часе конца помысли, душа, и
участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись,
несчастная, бодрствуя
и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *Что
в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь
в заботах о бесполезном? Что
занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил,
и предстоит
нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
"Согрешила я
пред Тобою, Спаситель мой, не
сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, пожалей
со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", сказал Ты, Благой, ученикам, "ибо
не знаете, в который час придет Господь воздать
каждому!" При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
сопричти меня к овцам,
справа от Тебя стоящим,
презрев множество моих согрешений.* *Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
но одежды не
имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель
света, и спаси меня.* *В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, одежда
меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду
Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и
спаси меня, как Человеколюбец.* *От душевного нерадения задремав, не
приобрел я, Жених мой, Христе, светильника,
горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, / во время
работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
но стряхнув
с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный
чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи,
слава Тебе!"* *Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не
скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный
дар, войти
тебе в радость Господа Твоего.* *Придите, верные, / потрудимся усердно для
Владыки, ибо
Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати
талант: один
мудрость да употребляет на добрые дела, а
другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный / к
слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной:
ведь так мы
взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати
радости со своим
Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший
нас на пиршество духовное брачного
чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
участием в Твоих
страданиях и, славы одеянием украсив, красоты
Твоей сотрапезником сияющим меня яви в
Твоем Царстве, как Милосердный!* *Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
Со страхом дар прими, отдай
в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и
услышать блаженный глас: "Войди,
раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
по великой Твоей
милости.*
(Из богослужения Великого Вторника/*/) ********************************************* /+/
из чтения понедельника. /*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями). В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
|