=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
*
2 апреля 2020 г. ст.ст., среда Страстной седмицы.
*
3 апреля 2020 г. ст.ст., Великий Четверг.
С праздником!
к чтениям
среды:
> *. <...> установил ли Иисус таинство евхаристии на Тайной Вечере?> Существует нормативное христианское учение, что евхаристия была установлена Христом (...) на Тайной Вечере; для католиков это учение было утверждено на Тридентском соборе. Хотя, опять же, никто не обязан считать, что, сидя на Тайной Вечере, Иисус предвидел всё развившееся позже из Его слов о хлебе и вине, которые Он объявил Своими телом и кровью. Никто не обязан думать, что Он предвидел литургическое развитие, полноту практики христианской евхаристии или что Он мог говорить о пресуществлении. > Интересно заметить, что только в двух
из четырех упоминаний о евхаристических словах на Тайной Вечери
мы слышим: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24,25);
эти слова отсутствуют у Марка и Матфея. Весьма уважаемый и осторожный
исследователь, доминиканец П.Бенуа, задался вопросом, могли ли эти слова
быть богослужебным указанием, включенным в известную Луке и Павлу литургию,
для выражения мысли, что эта евхаристия совершалась в соответствии
с замыслом Иисуса. В такой интерпретации слова́ «сие творите
в Мое воспоминание» будут этапом развития евангельской вести, относящимся
ко второй стадии развития предания <...>. Но и без обращения
к этой теории я бы указал на сходство между установлением таинств
и основанием Церкви. Утверждение, что и то, и другое являются деяниями
Христа совершенно обоснованно, но оно не означает детального предвидения
Иисусом всего произошедшего впоследствии. Святой Дух направлял развитие и являл
то, что действительно соответствовало замыслу Иисуса. > *. <...> Каким образом христиане пришли к совершению евхаристических трапез и что эти трапезы значили для них?> *. Как быть с Евангелием от Иоанна? В нём отсутствует упоминание о евхаристии на Тайной Вечере.> Когда мы рассматриваем евхаристию исключительно в контексте Тайной Вечери, она становится чем-то таким, что Иисус совершил только перед тем, как умереть, в самом конце Своей жизни. Таким образом, это контрастирует с Его обычным служением через проповедь и чудесные знамения, сотворенные для помощи <людям и их исцеления>. Но Иоанн движется в противоположном направлении, связывая евхаристические слова не с особенным и исключительным действием в конце жизни Иисуса, а с умножением хлебов — знамением, данным во время Его служения. Иисус накормил хлебом множество людей, чтобы подкрепить их. Если бы толпа поняла Иисуса, то это подкрепление, хоть и физическое, имело бы главным образом не физический смысл. Хлеб был символом хлеба духовного, который поддерживает божественную жизнь, подаваемую в крещении. У Иоанна в 6-й главе, Иисус, <.> подчеркнув значение Своего откровения — небесного хлеба, — как пищи, делает акцент на питательной ценности Своих плоти и крови, как это выражено евхаристическим языком Иоанна. Таким образом, именно Иоанну мы главным образом обязаны восприятию евхаристии как пищи — пищи вечной жизни. > Говоря о евхаристических мотивах, помимо Тайной Вечери, вероятно, следует сказать о том, что в некоторых текстах Нового Завета существует связь между евхаристическим преломлением хлеба и явлениями воскресшего Иисуса на трапезах, где Он преломляет хлеб. Несомненно, намек на это можно увидеть в Лк.24:35, где два ученика по дороге в Эммаус узнали Иисуса во время преломления хлеба. Таким образом делается акцент на реальном присутствии Иисуса. В конечном счете, в христианском богословии, именно воскресший Иисус присутствует в евхаристии, точно так же, как воскресший Иисус присутствовал, когда ученики преломляли хлеб. Я не утверждаю, что эти трапезы после воскресения были евхаристическими; я говорю, что, размышляя о присутствии Иисуса на них, христиане могут понять очень важный аспект евхаристического богословия. Таким образом, все три трапезы (Тайная Вечеря, умножение хлебов и вкушение пищи после воскресения) оставили свой след в христианском осмыслении евхаристии. Трудно сказать, какой из этих элементов был самым ранним. > <...> Сразу же после воскресения Иисуса у христиан не было полной картины всех аспектов крещения и евхаристии, независимо от того, как скоро они начали совершать эти действия. Лишь спустя некоторое время, благодаря действию Святого Духа, они открыли для себя разнообразные богатства, в которых они узнали дары Христа. [ Рэймонд
Браун. Из кн. "101 вопрос и ответ о Библии"
+
+ + Л.Буйе: священная трапеза
(+ссылки)
о
проведении Страстной Седмицы
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Блудница
приступила к Тебе, * * * *Будучи Господом и Создателем всего, ********************************************* /*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями). В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3935.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |