=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 31 марта 2009 г. ст.ст., понедельник Страстной седмицы. церковные чтения: на утрене: Мф.21:18-43; на преждеосв. лит.: Мф.24:3-35. [17] Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел там. (18) Утром, направляясь в город, Иисус почувствовал голод. (19) Увидев смоковницу у дороги, Он подошел к ней, но ничего на ней не нашел, кроме листвы, и сказал ей: - Так пусть никогда не будет на тебе плодов! И смоковница вмиг засохла. [20] Ученики, увидев это, изумились. - Почему это смоковница вмиг засохла? - спросили они. (Мф.21, перевод В.Н.Кузнецовой) > Хорош святой! > Начиная с XVIII, самое раннее, столетия, это место Евангелия > стало вызывать проблемы: святость - это кротость и близость > к природе, а Иисус тут злится и портит дерево. > Часто христиане принимаются доказывать, что святость - > не обязательно кротость, во всяком случае, по отношению к природе. > Невозможно гневаться на крапиву! > Не слишком убедительное объяснение. Во-первых, кто пропалывал > свой огород, тот знает, что это невозможно делать бесстрастно. > Конечно, нельзя не сердиться на крапиву, на колорадских жуков > и на природу в целом. > Природа только кажется гармоничной - пока мы на её пузе отдыхаем. > Начнём работать - ощутим, что природа не просто сопротивляется > человеческим усилиям, а она ещё и лукава: вроде бы и податлива, > вроде бы не сопротивляется, а как заманит - так и начнутся > неприятности. > Во-вторых и главных, Иисус сердился и гневался. Это уж проблема > христианских проповедников, которые в эпоху сентиментализма > изображали Иисуса сентиментальным. На заклание Иисус шёл молча, > но это был один день из тридцать лет Его жизни. В остальные дни > Он отнюдь не молчал, проклинал, плакал, шутил. Кто призывает > к святости бесстрастия, пожнёт не святость, а истероидную, > искалеченную психику, в которой потребность в эмоциях бурных будет > реализована уродливо, лживо, и вот здесь-то и превратится в грех. > Не грех дёрнуть ногой, когда по коленке ударили молоточком - > это рефлекс. А вот если пытаться не дёргать ногой в этот момент, > то человек станет сердиться на своё бессилие. Так и появляются > бесстрастные великие инквизиторы, особенно изуверские тем, > что казнят людей бесстрастно. Так что хорошо не бесстрастие, > не "безгневие", хороша святость, близость к Богу. Иисус - хорош > не потому, что бесстрастен, а потому, что Он - Бог. <.....> > Антисемитское толкование > Древние обычно толковали это место аллегорически - под смоковницей > понимая иудеев, Израиль, Иерусалим. Современное понимание > тоже аллегорично, только под смоковницей мы видим прежде всего себя. > Кажется, что это вроде притчи о талантах, что Иисус призывает нас > к творчеству, к делам веры и т.д. и т.п. Аллегоризм один > заменяется другим - ибо, несомненно, сам Иисус здесь действовал > в высшей степени аллегорически, и именно на таких Его поступках > основывалось позднейшее юродство. Древние толкования, безусловно, > точнее современных отражают первоначальное восприятие слов Иисуса. > Это мессианское событие. Оно недаром идет сразу за входом > в Иерусалим, перед ясно мессианистской притчей о работниках, убивших > сына хозяина. Дерево, конечно - аллегория народа, который должен > был бы принести плоды и который их не приносит. > Аллегория эта отнюдь не акварельная картинка. Здесь зияет > пропасть - но зияет незаметно, так что ощутить ее заставляет прежде > всего разум и логика. Ведь, казалось бы, Сам Иисус - плод Израиля, > кровь от крови и плоть от плоти Пречистой. Ведь Евангелие > начинается с родословия Иисуса Христа, Сына Давидова. О каком же > бесплодии Израиля - или Иерусалима - может, казалось бы, идти речь? > Христос - вот плод, вот дело, вот исполнение Завета. > Но исполнение - Божие. Таинственно: как может быть едина Троица? > Но не менее таинственно: как может плод не принадлежать дереву? > Однако, вот: Иисус есть плод Ветхого Завета, есть плод Израиля, > от корня Иессеева, и всё же Израиль - бесплоден. Ибо его плод > не имеет соединения с деревом - соединения в вере. > Это действительно плод Духа Святого, который восполнил огромную > недостачу, отсутствие веры и творческой силы Израиля. Если бы речь > шла только о неспособности израильского народа без Духа дать миру > Спасителя. Родить Христа не может ни один народ! Дух здесь > не столько восполняет нашу немощь, сколько делает то, > что принципиально не человеческое дело. Бог обещал спасение - > Он его и дает, не требуя, чтобы мы родили спасение. > Израиль, однако, не дает и веры! Иисус находит в Израиле веру > (впрочем, у неизраильтян Он находит веру еще большую), но Он > не находит веры Израиля как целого. Трагедия ли это? Да. > Спаситель недаром плачет над Иерусалимом. Ему мало апостолов, > мало семидесяти - Ему нужен весь Израиль. Мы готовы удовлетвориться > малым остатком (при условии, конечно, что мы-то - в нём), Бог - нет. > Пророки, впервые донесшие людям ту простую истину, что спасется > не весь Израиль, не смогли, пожалуй, передать трагизма этой истины - > трагизма для Бога. Он-то в обетовании и Завете хочет совсем > другого - чтобы все спаслись. > Неудача Израиля, неудача всех последующих народов войти в Царство > именно народами, кучей - это триумф человека, это победа личности > над коллективом и даже над соборностью. История словно обдирает > огромную безликую массу, заставляя каждого из нас быть личностью, > единственно могущей дать ответ на Евангелие. > Апостолы, конечно, не восприняли происшествие со смоковницей > как экологическое хулиганство - по той простой причине, что природа > тогда воспринималась не как нечто одушевленное и драгоценное. Они > не восприняли этот урок Христа и как урок лично себе - ибо личного > в людях той эпохи было еще очень и очень мало, оно только рождалось, > и рождалось прежде всего - в исповедании веры, революционной > и противной народу своему. Они восприняли проклятие смоковнице как > еще один урок Израилю. Но мы, конечно, не имеем на это право. > Революция произошла. За две тысячи лет появилась на свет личность, > которая еще и до и без исповедания веры является вполне самоценной > и достаточно независимой от своего народа. И правильно мы ощущаем > себя, а не свой народ на месте смоковницы. На собственной шкуре > всё это куда ужаснее. Ведь это и есть загадка соотношения веры > и дел. Но ужас начинается не тогда, когда есть "вера" и нету дел. > Это не ужас, а просто лень, а когда лень, то и ужасаться лень. > Ужас начинается, когда дело совершено, совершено через нас или, > лучше сказать, не без нашего участия - а в мире много добра, > в котором есть и капля нашего меда - а у нас нет веры, которая > по всем законам должна была бы быть. Нет ничего хуже добра > без доброты, дел без веры. Вера без дел мертва, но дела без веры - > более, чем мертвы, они живы, но живы жизнью вампиров. Пока > мы воспринимаем рассказ о смоковнице как призыв к деловитости - > мы спокойно сокрушаемся. Но Христос всегда глубже, чем нам хотелось > бы. Он зовет к вере - какое тут может быть спокойствие! Ибо вера > не выдавливается из нас, какими бы деловыми мы ни были. > А без веры - никакие плоды наши не являются нашими и могут проклясть > нас в любой момент, как проклял Иисус дерево - а фактически, народ > Своих отцов - и мы будем прокляты. [ священник Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_19.htm ] + + + Н.Т.Райт: изгнание торгующих из Храма www.messia.ru/rasylka/008/2172.htm#0 + + + Яков Кротов: смоковница: жестокость Христа. Антисемитизм. Бесплодность www.messia.ru/rasylka/006/1397.htm#0 + продолжение: я - бесплодная смоковница! www.messia.ru/rasylka/006/1471.htm#0 + окончание + ссылки www.messia.ru/rasylka/005/1237.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090413/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=13-04-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, / но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, / по молитвам Богородицы помилуй нас!* *Страдания священные в нынешний день, как светила спасительные восходят миру: ибо Христос спешит пострадать по благости; всё Держащий в руке Своей / благоволит быть повешенным на Древе, чтобы спасти человека.* *Господь, идя на добровольное страдание, / говорил апостолам на пути: "Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нём"!" Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: "Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, / в Царство Небесное!"* (Из богослужения Великого Понедельника, перевод: А.Тимрот, с измен.) * * * "Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2401.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |