=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес! * 13 июня 2022 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пятидесятнице. {память всех святых, в земле Российской просиявших}
литургические чтения: Рим.2:10-16;
Мф.4:18-23;
С праздником!
> Покаяние и исправление> В аскетических текстах покаяние выступает как ценность и связано с процессом самооценки. «Похвала христианам – покаяние со слезами», – говорит Ефрем Сирин. «Путь к совершенству есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стои́т сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая перед Богом, или, что то же, непрестанное покаяние. Покаянные чувства суть отличительные признаки истинного подвижничества», – настаивал Феофан Затворник (Путь ко спасению. Гл. 3). Высоко оценивая покаяние, кающийся заинтересован в нём, так как, благодаря аскетическим похвалам, покаяние выступает критерием истинности. Кто усиленно кается, тот подлинный христианин! В то же время он потому и кается, что не соответствует образу подлинного христианина. Таким образом, покаяние как амбивалентная практика мотивируется собственным высоким статусом. > Оттого покаяние и исправление себя нередко распадаются на отдельные самодостаточные явления. Как показывает опыт святых подвижников, покаяние может отделиться и развиваться как самостоятельная практика благочестия. Покаянные переживание и практики становятся ценностью сами по себе, когда имеют отдельный стимул, например, представление о том, что Богу угодны покаянные муки и само чувство сокрушения: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19), Он исцеляет сокрушенных сердцем и смиренных возвышает (Пс.146:3,6). Стимулом служит и убежденность в том, что усиленное смирение и покаяние приносит очищение душе́. Также самоуничижение может восприниматься как жертва, приятная Богу: жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс.50:19). Наряду с эмоциональным самоудовлетворением такие предпосылки покаяния делают его практически независимым от исправления жизни на деле. Это как если бы мы вместо того, чтоб убираться в квартире, упражнялись в усиленном сокрушении по поводу беспорядка, не планировали бы уборку и не брали в руки швабру, а стенали, причитали и били поклоны, наказывая себя различными способами. > Практическое исправление себя мотивируется представлением о том, как до́лжно поступать, чтобы избежать повторения греха, и может не зависеть от степени самоукорения. Безусловно, в естественном порядке вещей сильное сожаление всегда сопутствует решимости что-то изменить и исправить, но это не более чем сопутствующий эффект. > Как показывает практика, покаяние, сокрушение, самобичевание и т.п. сами по себе не приводят к смирению. В притче о заимодавце (Мф.18:23-35) мы видим, что искренно и смиренно молящий о пощаде не делается от этого милостивее. Иудеи предельно аскетично поклялись ничего не есть, пока не убьют апостола Павла (Деян.23:14). Игнатий Лойола, Джироламо Савонарола и другие аскеты, жестко наказывавшие себя, с тою же жесткостью обрушивались на грешников. > Можно вспомнить практику самобичевания (т.н. флагеллантство), пропагандировавшуюся в трактате Петра Дамиани ( 1072) «Похвала бичам», а также русские сектантские движения хлыстов (XVII–XIX вв.), скопцов (XVIII–XX вв.), постников во главе с Аввакумом Копыловым (XIX в.). Все они придавали исключительное значение пищевым запретам и жесткой аскезе, но это отнюдь не делало их милосерднее к окружающим. > Многие проповедники видят причинно-следственную связь между самоуничижением и смирением, добротой сердца, тогда как чаще всего они не связаны и существуют как отдельные грани сознания. Например, атеист, любитель покушать, может быть добрейшим человеком, а жесткий аскет (как Ферапонт у Достоевского) – возгревать в себе презрение и агрессию. [ протоиерей Вячеслав Рубский. Из кн. "Православная духовность. Перезагрузка. Наброски внутренней реформы", из раздела "Покаяние, исправление, приятие" ]
к ряд.
воскр. апост. чтению см. тж.:
к еванг.
чтению в честь святых:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Но
и тебе нет извинения, друг, если судишь других – * * * *Мы знаем, что всё, что говорит здесь
Закон, * * * *Адам – прообраз Другого,
Того, кто должен был прийти. * * * Иисус сказал: * * * *... приходят к Нему
ученики Иоанна и говорят: ********************************************* /+/ включает
часть еванг. чтения Дня российских святых. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4195.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |