=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь?
30/17 марта, 32-й день Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.
㉕ "Если
рука твоя тебя вводит в грех, > Когда имеешь дело со слепыми, <приходит понимание>, что они чувствуют реальность иначе, не так, как остальные. Их способность ощущать на вкус и на ощупь, слышать и обонять развита настолько сильно, что рядом с ними мы кажемся толстокожими увальнями. Мы жалеем тех, кто потерял зрение, но забываем о силе их остальных органов чувств. Жаль, что за эти богатства приходится расплачиваться такой огромной ценой – потерей зрения. Однако у нас, подобно слепым, есть реальная возможность прекрасно ощущать окружающий мир, не теряя при этом способности видеть. > <Невозможно, немыслимо, чтобы человек смог открыться миру любви, не выдернув с корнем, не обрезав> те части своего психологического «я», которые называются Привязанностями {Attachments}. > Не сделав этого, он не сможет <испытать> Любовь и упустит то единственное, что наделяет смыслом наше существование. Любовь – это путь к бесконечному счастью, миру и свободе. Есть только одна преграда, отделяющая нас от мира Любви, и имя ей – Привязанность. > Привязанность порождается вожделеющим взглядом, который вызывает желания в сердце, и алчной рукой, которая тянется ко всему вокруг, чтобы схватить, завладеть, сделать своей собственностью и больше не выпускать. Именно этот глаз нужно вырвать, именно эту руку нужно отсечь, чтобы родилась Любовь. С культями <вместо рук> уже ничего не удастся схватить. С пустыми глазницами вы обнаружите, что стали чувствовать окружающий мир так, как никогда раньше не чувствовали. > Теперь вы сможете любить по-настоящему. До сих пор вы относились к людям доброжелательно, сердечно, с симпатией и заботой, ошибочно принимая всё это за Любовь. Но такая любовь подобна настоящей Любви не больше, чем мерцающая свеча – солнцу. > Что такое любовь? Это восприимчивость к каждой частице действительности внутри и вне вас, <и отклик всей душой на эту реальность>. > Иногда вы будете наслаждаться этой реальностью, иногда – набрасываться на нее, иногда – игнорировать ее, а иногда – уделять ей максимум своего внимания. Однако всё это будет происходить не по нужде, а из полноты чувств. > Что такое привязанность? Потребность, притупляющая восприимчивость, <прилипание>, затуманивающий осознание наркотик. Из этого следует, что, пока существует привязанность к чему-либо, Любовь родиться не может. > Любовь – это восприимчивость, а восприимчивость, <даже немного ослабленная>, уже таковой не является. Подобно тому, как неисправность одной важной микросхемы радара искажает прием сигнала, привязанность искажает наше восприятие. > Не существует такого понятия, как <неполноценная, недостаточная> любовь. Любви, как и восприимчивости, свойственно либо благоухать во всей своей красе, либо отсутствовать. Любви не может быть чуть-чуть: она либо есть, либо ее нет. > Лишь покончив с привязанностями, ты сможешь попасть в бескрайнее царство духовной свободы, именуемой Любовью. Теперь у тебя появилась свобода видеть и действовать. Однако нельзя путать эту свободу с безразличием тех, кто никогда не разрывал оковы привязанностей. > Как можно вырвать глаз или отсечь руку, которых у тебя нет? Безразличие, которое многие путают с любовью (они думают, что если ни к кому не привязаны, то автоматически любят всех), на самом деле является не восприимчивостью, а ожесточением сердца. К этому их привело <неприятие>, разочарование или практика самоотречения. > Нет, нужно пройти через бурные моря привязанностей, чтобы достичь страны любви. > Некоторые <так и не отправившись в плавание, убедили себя>, что уже прибыли в эту страну. Нужно обладать сильным духом и ясным мышлением, чтобы <меч сделал свою работу и мир любви возник в вашем сознании. Не заблуждайтесь>: этого можно достичь только с помощью <усилий {violence}. Только с помощью силы можно овладеть Царством. {It is only the violent who carry off the kingdom. Отсылка к Мф.11:12. Это "один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований" – см. примечание к ст. в переводе В.Кузнецовой; перевод С.Аверинцева; перевод Кулаковых и примечание к нему. Этот стих автор сделал эпиграфом к медитации 14.}> > Почему так? Потому что сама по себе жизнь нас к любви не приведет; <она приведет нас только к симпатии, от симпатии – к удовольствию, затем к привязанности, к> удовлетворению и, в конце концов, к привыканию и скуке. Затем наступает застой, и всё опять пойдет по утомительному кругу: симпатия, удовольствие, привязанность, удовлетворение, скука. Всё это смешивается с волнениями, ревностью, чувством собственности, печалью, болью, из-за чего жизнь становится похожей на американские горки. > Раз за разом мы проходим по этому кругу. Наконец наступает момент, когда мы чувствуем, что с нас достаточно, что мы хотим положить этому конец. И если нам повезет, если мы не натолкнемся на что-то или кого-то, что привлечет наше внимание, то, по крайней мере, получим шаткий мир. Это тот максимум, который нам может преподнести жизнь; и мы по ошибке можем отождествить это состояние со свободой. Мы так и умрем, не узнав, что значит по-настоящему жить свободно и любить. > <Но если мы всё же> хотим вырваться из порочного круга и прийти в страну любви, нужно нанести удар, пока привязанность еще жива {is alive and raw}, а не тогда, когда мы перерастем ее. И удар нужно наносить не мечом отречения, ибо подобное увечье лишь ожесточит нас, а мечом осознанности. > Что же необходимо осознать? Три вещи. > I. Во-первых, нужно осмыслить, что этот наркотик приводит к страданиям: взлеты и падения, <острые ощущения, тревоги и разочарования>, скука. Они неизбежно следуют друг за другом. > II. Во-вторых, нужно понимать, что этот наркотик коварно лишает нас свободы – <свободы> любить и наслаждаться каждой минутой жизни. > III. В-третьих, <мы должны понять, как случилось, что из-за своей зависимости и программы в уме> мы наделили объект своей привязанности красотой и достоинствами, которыми он на самом деле не обладает: мы восторгаемся созданным нами же образом, а не любимым человеком или вещью. Если вы уясните себе это, то меч осознанности разрушит злые чары. > <Принято считать, что только когда мы чувствуем, что любимы, мы способны проявлять любовь к другим.> Это не так. Влюбленный испытывает не любовь, а эйфорию. Он видит мир в розовых тонах, и это продолжается до тех пор, пока эйфория не проходит. Его так называемая любовь рождается не от истинного восприятия действительности, а от убеждения – истинного или ложного, – что его кто-то любит. Эта убежденность чрезвычайно зыбка, ибо зависит от ненадежных, изменчивых людей, которые, как ему кажется, любят его. Они могут в любой момент «протянуть руку к рубильнику» и «обесточить» нашу эйфорию. Не удивительно, что идущие по этой тропе никогда полностью не избавляются от чувства тревоги. > (Ответив на любовные чувства другого, мы полностью погружаемся в мир своих грез и не видим реального положения вещей. Держа руку на пульте нашей эйфории, другой человек может в любой момент «вырубить питание», и сияющий мир тотчас погрузится во мрак.) > Используя меч осознанности при переходе от привязанности к любви, нужно не забывать один аспект: не будьте нетерпеливыми, жесткими, слишком требовательными к себе. Разве может любовь родиться от подобных чувств? Лучше проявить сострадание и в то же время уместную твердость, подобно тому, как хирург пользуется <скальпелем>. Тогда вы сможете ощутить восхитительное состояние любви к объекту своей привязанности и насладиться им больше прежнего, получая при этом неменьшее удовольствие от каждой вещи и каждого человека вокруг. > Это станет проверкой подлинности вашей любви. <Не становясь безразличным, теперь наслаждаетесь всем и всеми так же сильно, как и объектом> своей привязанности. Вся разница лишь в том, что сейчас уже нет ни восторгов, ни страданий, ни беспокойств. И в самом деле, о вас можно сказать, что вы находите удовольствие во всём и ни в чём одновременно. Так происходит благодаря великому открытию: в каждой вещи и в каждом человеке вы радуетесь тому, что отражается у вас внутри. > Внутри вас – оркестр, он будет всегда с вами, куда бы вы ни направились. Вещи и люди вокруг лишь определяют, какую именно мелодию будет играть оркестр. А когда никто или ничто не привлекает вашего внимания, оркестр будет играть собственную музыку – его не нужно побуждать внешними впечатлениями. В вашем сердце поселилось счастье, <которое не поместили туда извне и которое никто и ничто не может забрать!> > Еще один тест на подлинность любви: вы счастливы без особых на то причин. Будет ли эта любовь вечной? > Никто не даст гарантий. <Хотя> любовь не может быть частичной, она может быть временной. Она приходит и уходит в той степени, в какой ваш разум <бодрствует и осознаёт> и вновь отходит ко сну. Но одно не вызывает сомнений: если я <уловлю> хотя бы намек на то, что называется Любовью, то буду знать, что не может быть слишком высокой цены, не может быть слишком большой жертвы – даже <потери глаза или отсечения руки>, – если взамен можно получить то единственное на свете, что делает жизнь <сто́ящей>. [
Энтони де Мелло.
аудио: на knigavuhe.org, ч. 5 с 18:10 до 33:35.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Доро́га
честных – в стороне от зла, ********************************************* /&/ из чтения четверга, пер. РБО. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4308.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |