=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь?
5 апреля / 23 марта, 38-й день Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.
㉚ "Глаза –
это светильник для человека. > Мы полагаем, что мир можно спасти, если проявлять больше доброй воли и терпимости. Это не так. > Мир спасут не добрая воля и терпимость, а ясное мышление. Какой толк от терпимости, если вы убеждены в своей правоте, а всех, кто с вами не согласен, считаете неправыми? Это уже не терпимость, а снисходительность, и приводит это не к единению сердец, а к разделению: <вы вверху, а другие внизу. Такое положение может привести только к ощущению превосходства над другими с вашей стороны <и обиде {resentment} в ответ>, а значит, между вами продолжится конфронтация. > Истинная терпимость вырастает из четкого осознавания каждым из нас колоссального невежества в том, что касается истины. Истина – это необъяснимая тайна. > Ум способен ощутить <истину>, но не способен <ее постичь {"схватить", grasp}, не говоря уже о том, чтобы> сформулировать. Вера может указать на нее, но не может выразить ее словами. <Тем не менее>, люди страстно говорят о важности диалога, который, в худшем случае, является закамуфлированным стремлением убедить других в правильности своей позиции, а в лучшем – поможет не превратиться в <лягушку в колодце>, полагающую, что <ее колодец – это и есть весь мир>. > Представьте, что лягушки из разных колодцев собрались на конференцию, <чтобы обсудить свои убеждения и опыт>. Горизонт их познаний расширится, и теперь, помимо своего собственного, будет включать в себя <знание о том, что есть и другие колодцы>. Но и в этом случае у них не будет ни малейшего представления о существовании океана истины – ведь его невозможно уместить в границах концептуальных колодцев. Наши бедные лягушки по-прежнему остаются разобщенными и дискутируют в терминах «мое–твое»: твой опыт, твои убеждения, твоя и моя идеология. <Если поделиться друг с другом схемами, формулами, это не обогатит собеседников, ведь формулы и схемы разобщают, как сте́ны колодца>, только безграничный океан объединяет. > Для того чтобы достичь этого океана истины, не ограниченного <формулами>, необходимо обладать ясным мышлением. > Что такое ясное мышление и каким образом можно <к нему прийти>? > I. <Прежде всего нужно понять, что> развитие ясности мышления не требует долгой и упорной учебы. Задача настолько проста, что с ней справится и десятилетний ребенок. Для этого нужно не учиться, а разучиваться; нужен не талант, а смелость. > <Вы поймете это, если представите> себе маленького ребенка <на руках у старой>, уродливой няни. Ребенок еще слишком мал, чтобы <усвоить> предрассудки взрослых. <Поэтому>, когда он прижимается к <ней>, то руководствуется не шаблонами в голове вроде «это белая женщина, негритянка, уродливая, симпатичная, молодая, мама, служанка и т.д.». Ребенок реагирует не на подобные штампы, а на саму реальность. Женщина <удовлетворяет потребность> ребенка в любви, и ребенок отвечает на эту реальность, а не на имя женщины, ее фигуру, расу, принадлежность к какой-нибудь религии или <конфессии>. Всё это не имеет для него абсолютно никакого значения. > У ребенка еще не появились предрассудки и убеждения. Именно в такой атмосфере и может появиться ясное мышление. Для того чтобы его достичь, нужно <отбросить всё, чему вы научились> и обрести ум младенца, у которого нет ни прошлого опыта, ни <запрограммированости, мешающей> нам видеть истинное положение вещей. > II. <Загляните в себя и исследуйте свои реакции на людей и ситуации, и вы будете потрясены, обнаружив предвзятость, стоя́щую за вашими реакциями.> По существу, мы никогда не реагируем на реального человека или предмет. Вместо этого мы реагируем на принципы, идеологию, мировоззрение человека, его экономическую, политическую, религиозную ориентацию, психологические установки, <на устоявшееся представления и предубеждения, позитивные и негативные>. > III. Возьмите в отдельности каждого человека, предмет или ситуацию и постарайтесь обнаружить <вашу предубежденность, отделяя реальность от запрограммированных представлений> и проекций ума. <Это упражнение даст вам такое же сверхъестественное откровение {a revelation as divine...}, какое может дать cвященное Писание.> > Предрассудки и убеждения – не единственные враги ясного мышления. > Есть еще пара врагов, именуемых желанием и страхом. Мышление, не отравленное эмоциями, а именно – желанием, страхом и <корыстью, требует аскетизма>, который многих ужасает. > Люди ошибочно полагают, что процесс мышления происходит у них в голове. На самом же деле он происходит в сердце, которое вначале делает определенный вывод, а затем дает команду голове найти аргументацию для его защиты. > Вот вам еще один источник <сверхъестественного> откровения. Исследуйте некоторые <из заключений, к которым вы пришли> и обратите внимание <на то, насколько они искажены корыстью>. Это касается любого вывода, <разве что это промежуточный вывод>. Подумайте, как крепко вы де́ржитесь за свои умозаключения в отношении людей, например. Не зависят ли эти суждения от эмоций? Если вы считаете, что не зависят, значит, вы недостаточно глубоко провели анализ. > <Это основная причина разногласий и разделений между народами и отдельными людьми.> Твои интересы не совпадают с моими, поэтому твои мысли и выводы противоречат моим. > Скольких людей вы знаете, чьи мысли хоть иногда противоречили бы их <личным> интересам? <Сколь часто вы сами думали подобным образом? Разве не почти всегда вам не удается> поставить непреодолимый заслон между мыслями в голове и страхами, желаниями, терзавшими сердце? Всякий раз, пробуя выполнить это упражнение, вы будете обнаруживать, что ясное мышление не нуждается в интеллекте. Этого достичь нетрудно, иное дело – набраться решимости, чтобы покончить с желаниями и страхами. Как только мы начинаем чего-то желать или бояться, сознательно или подсознательно, наше сердце становится помехой мышлению. > <Самые>
просветленные люди говорят, что {This
is a consideration for spiritual giants who have come to realize
that...} для поиска истины нужны не догмы и готовые
рецепты, а: > Такое сердце станет <светильником>, рассеивающим мрак всего <тела человека>. Будь такое сердце у каждого <.>, мы перестали бы считать себя коммунистами или капиталистами, христианами, буддистами или мусульманами. Ясное мышление убедит нас, что любые концепции, мнения, суждения, <верования – это светильники, излучающие тьму, признаки> нашего неведения. <Достигнув такого мышления>, мы почувствуем, что стены наших индивидуальных колодцев рушатся и что их накроет океан, объединяющий все народы в истине. [
Энтони де Мелло.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *
Каждый день они взывают ко Мне, ********************************************* /+/ чтение среды; пер. РБО, 2004 г., А. Графов. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4314.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |