=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь?
6 апреля / 24 марта, 39-й день Великого Поста у православных христиан.
Последний выпуск из цикла размышлений о евангельских текстах, который можно было бы назвать "Путь к любви".
㉛ "Поэтому
будьте и вы готовы: > Рано или поздно <.> в каждом человеческом сердце возникает стремление к <святости>, духовности, Богу – называйте это как хотите. > Мистики говорят, что божественное окружает нас со всех сторон, что оно рядом и может наполнить жизнь смыслом, сделать ее прекрасной и <насыщенной>. Остается лишь обнаружить <это божественное>. > Люди слабо представляют, о чём в действительности идет речь. Они перечитывают книги, консультируются с гуру, стараются понять, что нужно сделать, чтобы заполучить эту неуловимую <Святость> или Духовность. > Люди берут на вооружение различные техники, методы, духовные упражнения, формулы. После многих лет бесплодных поисков они теряют энтузиазм, опускают руки и хотят знать, почему у них ничего не получилось. Как правило, они упрекают в этом самих себя. Если бы они <занимались> более регулярно, были более целеустремленными или <великодушными>, то, возможно, достигли бы успеха. > Но чего бы они добились конкретно? У них нет четкого представления о той святости, которую они ищут. Тем не менее, они точно знают, что в их жизни всё еще много путаницы, что они по-прежнему не знают покоя, боятся, тревожатся, презирают и не прощают, что у них немало <амбиций и тщеславия>, что они манипулируют людьми. И вот они вновь энергично принимаются за решение новой задачи, думая, что таким способом достигнут поставленной цели. > Людям некогда остановиться и задуматься о том, что их усилия ни к чему не приведут. > Своими стараниями они только ухудшат ситуацию; это всё равно что огонь тушить бензином. > Усилие не способствует духовному росту; старание, какую бы форму оно ни принимало – будь то сила воли, привычка, техника или духовное упражнение, – не приводит к изменениям. > В лучшем случае напряжение вызывает угнетенность и прячет корни болезни. > Усилие может изменить поведение, но не может изменить человека. > Только подумайте – какого рода ментальность обнаруживает себя, когда вы спрашиваете: «Что я должен сделать, чтобы <обрести святость>?» Разве это <не то же самое, что спросить>: «Сколько я должен заплатить за это?» «Какие жертвы я должен принести?» «<Какую дисциплину я должен соблюдать?>» «Какую медитацию я должен практиковать, чтобы достичь успеха?» Представьте себе мужчину, который, в попытке завоевать любовь женщины, старается улучшить свой внешний вид, <"подкачаться">, меняет свое поведение и применяет разные техники, лишь бы очаровать ее. > <На самом деле, чтобы добиться ответной любви>, важно не практиковать техники, а быть личностью определенного типа. А этого никогда не достичь посредством усилий и техник. То же самое относится и к Духовности, и к <Святости. Это не достигается с помощью действий.> > Духовность – не товар, который можно купить; не приз, который можно выиграть. Здесь важно, кем ты являешься, кем становишься. > Святость – это не достижение, <а Дар {Grace}. Дар, именуемый Осознанием; дар, именуемый> Ви́дением, Наблюдением, Пониманием. A.
Если бы вы зажгли свет осознанности и наблюдали бы за собой и за окружающим
миром в течение всего дня; > Однако эти изменения нельзя контролировать, планировать их загодя или решать, как и когда им произойти. > Лишь беспристрастная осознанность сама исцеляет, изменяет и способствует духовному росту человека. Но это происходит в свое время и своим путем. > Что конкретно необходимо осознавать? > 1. Свои реакции, взаимоотношения с людьми и миром. Находясь в присутствии человека – а им может быть кто угодно, – или на природе, или в определенной ситуации, вы испытываете самые разные эмоции – и позитивные, и негативные. > 2. Изучайте свои реакции, определите, что и́менно <они из себя представляют и что их вызывает>. При этом вы должны избегать <моральных оценок>, чувства вины, и даже <желания> и малейшего усилия изменить <их>. > Вот и всё, что нужно тому, кто ищет <святости> {Holiness здесь и ниже почему-то перевели как "пробуждение" (ранее как "праведность" и "святость"); возможно, переводчик мечтала (см. 3-й с конца абзац) именно о нём, а не о "святости". Нужно ли пояснить, почему перевод "праведность" искажает смысл? "Праведный" – это главным образом "благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности, морали"@, но автор говорит вовсе не об этом.}. > Но разве осознанность сама по себе не является усилием? > Нет, ощутив ее вкус хотя бы один раз, вы поняли бы, что осознанность – это восторг, с каким маленький ребенок с удивлением открывает для себя мир. И даже когда осознанность <обнажает> ваши внутренние недостатки, она всегда несет освобождение и радость. И тогда узнаёшь, что неосознанная жизнь не сто́ит того, чтобы ее проживать: в ней слишком много тьмы и боли. > Не форсируйте наступление осознанности, если поначалу всё продвигается медленно. Иначе вам не избежать усилий… Нужно просто осознавать этот застой, без <каких-либо критических замечаний или осуждения>. Тогда понимаешь, что осознанность потребует от вас столько же усилий, сколько от влюбленного – пойти на свидание с возлюбленной, от голодного – съесть пищу, от альпиниста – взобраться на вожделенную вершину. Потрачено немало энергии, и даже преодолены немалые трудности, но всё это не <было мучительными усилиями, ведь> это – сплошное удовольствие! Другими словами, осознанность – это <деятельность, не требующая усилий>. > <Приведет ли вас осознанность к святости, о которой> мы так мечтаем? И да, и нет. Дело в том, что об этом никогда не узна́ешь. <Ведь настоящая святость, та, которой с помощью техник, усилий и подавления, достичь невозможно – такая святость> себя не осознаёт. > Мы никогда не узна́ем, что стали <святыми>. Более того, нас это совершенно не будет интересовать: когда живешь от мгновения к мгновению, когда благодаря осознанности жизнь становится <полной, счастливой и ясной {transparent}>, пропадает само желание <быть святым>. > Достаточно оставаться внимательным и <бодрствовать>. Именно в таком состоянии наши глаза смогут увидеть Спасителя. Ничто более, абсолютно ничто – ни безопасность, ни любовь, ни имущество, ни красота, ни власть, ни святость – не будет иметь никакого значения. [
Энтони де Мелло.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Покинув
Беэр-Шеву, Иаков направился в Харран. ********************************************* /+/ из чтения предпразднства Благовещения; пер. М.Г.Селезнева. В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4315.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |